11 декабря 1994 года, когда части российских вооружённых сил и внутренних войск пересекли административную границу Чечни, правовой статус их личного состава был более определён, чем двумя неделями ранее, в ходе штурма Грозного 26 ноября. Они не были завербованы спецслужбами, не были "отправлены в отпуск" или иным лукавым образом выведены за штат, а оставались в рамках своего ведомства. Казалось бы, какие могут быть вопросы? Но правовое положение этих военнослужащих всё равно было весьма неопределённым, и возможные последствия этой неопределённости были весьма прискорбны.
*****
Хроника событий
29 ноября 1994 г. Совет Безопасности РФ принял решение о военной операции против Чечни.
В Совет Безопасности Российской Федерации на тот момент входили президент Б.Н.Ельцин, министр обороны П.С.Грачев, министр внутренних дел В.Ф.Ерин, министр юстиции Ю.Х.Калмыков, министр иностранных дел А.В.Козырев, секретарь Совета О.И.Лобов, директор Федеральной пограничной службы А.И.Николаев, директор Службы внешней разведки Е.М.Примаков, председатель Государственной Думы Федерального Собрания И.П.Рыбкин, директор Федеральной службы контрразведки С.В.Степашин, вице-премьер С.М.Шахрай, министр по чрезвычайным ситуациям С.К.Шойгу, председатель Совета Федерации Федерального Собрания В.Ф.Шумейко. Ю.Х.Калмыков вскоре покинул пост министра юстиции, будучи не согласен с силовым решением чеченского кризиса.
Ельцин выдвигает ультиматум - либо в Чечне прекращается кровопролитие, либо Россия будет вынуждена "пойти на крайние меры".
30 ноября Ельциным был подписан секретный Указ № 2137с "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", предусматривавший "разоружение и ликвидацию вооруженных формирований на территории Чеченской Республики".
Указ предусматривал осуществление мер чрезвычайного положения в Чечне, предоставлял особые - в том числе и не предусмотренные Конституцией и законами РФ - полномочия группе руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований.
8 декабря состоялось закрытое заседание Государственной Думы РФ по поводу чеченских событий. Несмотря на внешнюю конфронтационность выступлений, их основная идея заключалась в том, что чеченский конфликт должен быть решен мирным путем. Дума приняла постановление "О ситуации в ЧР и мерах по ее политическому урегулированию", согласно которому деятельность исполнительной власти по разрешению конфликта признана неудовлетворительной. Группа депутатов направила Б.Н.Ельцину телеграмму, в которой предупредила его об ответственности за кровопролитие в Чечне и потребовала публичного разъяснения своей позиции.
9 декабря президент РФ издал Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и в зоне осетино-ингушского конфликта", в котором правительству РФ поручалось "использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований".
9 декабря правительство РФ приняло постановление № 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", которым на ряд министерств и ведомств возлагались обязанности по введению и поддержанию на территории ЧР особого режима, подобного чрезвычайному, без формального объявления там чрезвычайного или военного положения.
11 декабря президент РФ подписал Указ № 2169 "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики", отменяющий Указ № 2137с. Группа руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований согласно этому Указу должна была теперь действовать вне режима чрезвычайного положения в течение неопределенного времени.
В тот же день президент РФ выступил с коротким обращением к гражданам России, в котором он объяснял с какой целью на территорию ЧР вводятся федеральные войска: "Наша цель состоит в том, чтобы найти политическое решение проблем одного из субъектов Российской Федерации - Чеченской Республики, защитить ее граждан от вооруженного экстремизма. Но сейчас мирным переговорам, свободному волеизъявлению чеченского народа препятствует нависшая опасность полномасштабной гражданской войны в Чеченской Республике. На 12 декабря намечены переговоры между представителями России и Чечни. Мы должны предотвратить их срыв". Президент РФ не обошел вниманием и вопрос о защите мирного населения: "Обязываю всех должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по восстановлению в Чеченской Республике конституционного порядка, не применять насилия против мирного населения, взять его под защиту".
*****
Какие причины вообще привели к тому, что 11 декабря войска двинулись на Чечню?
Можно перечислять многое.
Например, победивший в Чечне сепаратизм, столкнувшийся с возникшим в Москве после провала на парламентских выборах 12 декабря 1993 года желанием вернуть симпатии электората, "перехватив знамя" у оппозиции, а для этого сделать что-нибудь национальное и патриотическое - например, вернуть в лоно империи отложившуюся провинцию.
Или темперамент лидеров, у одного - несдержанность в высказываниях, у другого - обострённую реакцию на несдержанные высказывания.
Наконец, наличие в Чечне начала 1990-х внутреннего конфликта, который, казалось, грех было не использовать в своих интересах.
Могут быть приведены и другие причины.
Однако не в лесу ведь живём - на то и существует государство со своими правовыми и политическими механизмами, чтобы такого или иного рода предпосылки не приводили к последствиям катастрофическим.
Чудачества политиков, сепаратистские движения в провинциях или же противоборство там местных элит - всё это можно попытаться ограничить, переведя по возможности остроту противостояния в зал суда, или парламента, столичного или провинциального. Будучи высказаны, противоречия по большей части рационализируются, и далее разрешаются в соответствии с регламентами, процедурами и кодексами. Иногда создаются даже специальные "переговорные площадки", конференции и "круглые столы" для контактов со внесистемной оппозицией. И большинство населения с этой методой соглашается. Остающееся же в недовольных экстремальное меньшинство поступает в поле зрения разного рода силовиков, и зло - возможно, неискоренимое, - по крайней мере, ограничивается и минимизируется. По крайней мере, Ольстер, Бильбао и Аяччо на рубеже второго и третьего тысячелетий не лежат в руинах. Что не менее важно, есть чёткое понимание того, когда говорит суд, когда - политики, а когда и при каких обстоятельствах в дело вступают национальная гвардия или "большие батальоны". И те, и другие, и третьи знают пределы своих полномочий - они прописаны в законах. Всё это более чем буква кодекса, но - дух и стиль.
Предвижу возражение: а как же многочисленные войны последних лет - Балканы, Афганистан, Ирак? - и серию инвектив в адрес Соединённых Штатов. От себя ещё могу добавить и не поминаемую широкой публикой Африку, где любезная мне Франция отнюдь не всегда стесняется в средствах. Но кризис международного права - тема отдельная. У себя же в стране державы уже давно не используют подобный товар "для экспорта в страны Третьего мира", поскольку знают, чем это чревато для государственной безопасности - то есть для безопасности государства.
Вот этот-то самый господствующий стиль и витающий дух в России начала девяностых, будучи унаследован у Советского Союза предшествовавших трёх четвертей века, имел существенно иную природу. Закон пасовал здесь перед политикой, то есть политической целесообразностью. Политическая целесообразность диктовалась аппаратной интригой. Публичная политика и её институты были по преимуществу лишь ширмой для нелегальной деятельности, для тайных операций. Деятельность же спецслужб и, как теперь принято говорить, "силовиков" находилась вне контроля общества.
Конечно, оставшись вовсе без контроля, эта система вовсе утратила бы эффективность. Поэтому между Арбатом, Лубянкой и Старой площадью был некий эрзац "системы сдержек и противовесов", по принципу: "Одни боялись старого Пью. Другие боялись Билли Бонса. Все боялись Флинта. Но Джона Сильвера боялся сам Флинт." До какого-то момента это в какой-то степени уберегало от некоторых глупостей - разумеется, не от больших, порождаемых самой советской системой, навроде ввода войск в Афганистан 25 лет назад...
Постсоветская Россия, как выяснилось, не унаследовала эту систему "внутреннего" контроля - хотя к 1994 году в какой-то степени сложилась система контроля общественного, через СМИ и представительную власть. Это и показали события начала "первой чеченской": кроме журналистов и немногочисленных депутатов, никто не пытался остановить безумие. Само же развитие чеченского конфликта в начале девяностых показало, что от "проклятого прошлого" унаследован отнюдь не какой-никакой позитив, а вот с "негативом" оказалось всё в порядке. Сначала в 1990-1991 годах в значительной степени именно неразвитая и противоречивая правовая база обусловила перевод чеченской проблемы с законодательного поля в политическое. Потом, вплоть до конца 1993 года, согласованное политическое решение не было найдено в силу увлеченности институтов легальной и публичной политики внутренней борьбой. Наконец, в течении 1994 года сказалась врожденная, доставшаяся от советского периода асимметрия между легальной (правовой и публичной) и нелегальной (незаконной, закулисной и тайной) политикой в пользу последней - в результате чеченская проблема была отдана на откуп спецслужбам. Итог оказался плачевным: ноябрьский штурм Грозного закончился крахом (как и большинство "тайных операций" последних десятилетий!), не в последнюю очередь из-за сосредоточения в одних руках планирования, осуществления и контроля.
Остаётся с сожалением признать: из двух возможностей - признать случившееся и переосмыслить ситуацию, либо же перевести конфликт на более высокий уровень, - в России конца 1994 года могла реализоваться лишь вторая, связанная с таким резким наращиванием сил и средств и эскалацией насилия, которое уже не вмещалось в понятие "специальной операции".
Однако начавшаяся 11 декабря силами армии и внутренних войск операция по сути своей оставалась "нелегальной".
Во-первых, употреблявшиеся в первые дни - видимо, в смятенных чувствах - термины "вооруженный конфликт" и "боевые действия" были к тому моменту подменены формулировкой о "разоружении незаконных бандформирований". Тем самым ситуация выводилась из контекста международного гуманитарного права.
Во-вторых, вооруженные силы были использованы в обход как национального законодательства (с нарушением Конституции и Закона об обороне), так и парламента (без введения военного или чрезвычайного положения).
В-третьих, сама войсковая операция готовилась спешно и в секретном порядке. Конечно, для армии это норма, но, вероятно, должна была быть хотя бы внутренняя экспертиза творения генерала Анатолия Квашнина - тогда, возможно, удалось бы избежать катастрофических последствий для Чечни, России в целом и её армии.
*****
30 ноября Ельцин подписал секретный Указ № 2137 с:
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики
В связи с продолжением вооруженного конфликта в Чеченской Республике, неподчинением требованиям о прекращении огня, сдаче оружия, роспуске вооруженных формирований, освобождении всех захваченных и насильственно удерживаемых граждан, гибелью гражданского населения и в соответствии со статьей88 Конституции Российской Федерации, Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" и Законом Российской Федерации "О безопасности" постановляю:
1. Осуществить с 6 часов 00 минут 1 декабря 1994 г. мероприятия по восстановлению конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике согласно прилагаемому плану.
2. Создать Группу руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований, введению и поддержанию режима чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики (далее именуется - Группа) в следующем составе:
Грачев П.С. - Министр обороны Российской Федерации (руководитель)
Егоров Н.Д. - Министр Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике
Ерин В.Ф. - Министр внутренних дел Российской Федерации
Круглов А.С. - председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Куликов А.С. - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации
Николаев А.И. - Главнокомандующий Пограничными войсками Российской Федерации
Паничев В.Н. - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации -- Главный военный прокурор (по согласованию)
Пастухов Б.Н. - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации
Старовойтов А.В. - генеральный директор Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации
Степашин С.В. - Директор Федеральной службы контрразведки Российской Федерации
Ширшов П.П. - председатель Комитета по вопросам безопасности и обороны Совета Федерации Федерального Собрания (по согласованию)
Юшенков С.Н. -- председатель Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания (по согласованию)
3. Предоставить руководителю Группы Грачеву П.С. полномочия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и сил обеспечения безопасности при реализации плана мероприятий по восстановлению конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике, привлечению в случае необходимости к ответственности должностных лиц, участвующих в указанных мероприятиях, вплоть до отстранения их от выполнения служебных обязанностей, а также по использованию средств и ресурсов, направляемых на решение задач по восстановлению конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике.
Установить, что распоряжения и приказы руководителя Группы Грачева П.С. обязательны для исполнения органами исполнительной власти, органами внутренних дел, органами контрразведки, воинскими частями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и Пограничных войск Российской Федерации, предприятиями, организациями и учреждениями, а также должностными лицами, принимающими участие в реализации плана мероприятий по восстановлению конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике.
4. Возложить на Группу следующие основные задачи:
обеспечение прекращения вооруженных столкновений, разоружения и ликвидации вооруженных формирований на территории Чеченской Республики;
организация действий по освобождению захваченных и насильственно удерживаемых граждан;
организация установления особого режима въезда и выезда, а также особого порядка передвижения в зоне чрезвычайного положения;
обеспечение при необходимости деятельности особых форм управления на территории Чеченской Республики;
создание условий для восстановления законности и правопорядка в Чеченской Республике;
организация переговоров по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики мирными средствами;
разработка предложений по организации внешнеполитического информационного обеспечения нормализации обстановки в Чеченской Республике, а также по оказанию срочной гуманитарной помощи населению.
5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.
Президент Российской Федерации
Б.Ельцин Москва, Кремль
30 ноября 1994 года
2137с
Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994г. №2137с
ПЛАН мероприятий по восстановлению конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике
п/п, Наименование, Срок, Ответственные исполнители
1. Обращение Президента Российской Федерации к участникам конфликта в Чеченской Республике,
28.11
Правительство Российской Федерации,
Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации
2. Разработать проект Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики
29.11
Правительство Российской Федерации
3. Подготовить Обращение Президента Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации об объявлении амнистии лицам, принимавшим участие в вооруженном конфликте на территории Чеченской Республики и добровольно сдавшим оружие,
29.11
Правительство Российской Федерации
4. Закрыть административные границы Чеченской Республики и воздушное пространство с целью недопущения проникновения наемников и провоза оружия, боеприпасов. Ввести особый пропускной режим на границе
ФПС России
МВД России
Минобороны России
а) План мероприятий 29.11
б) Осуществление 10.12
5. План ликвидации бандформирований на территории Чеченской Республики
29.11
Минобороны России
МВД России
6. План осуществления режима чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики,
28.11
МВД России
7. Опубликовать Обращение руководителей северокавказских республик и регионов к Президенту Российской Федерации с просьбой наведения конституционного порядка в Чеченской Республике
28.11
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
8. Организовать переговоры по проблемам урегулирования обстановки в Чеченской Республике мирными средствами
29.11
Правительство Российской Федерации
9. Рассмотреть в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Обращение Президента Российской Федерации к участникам вооруженного конфликта в Чеченской Республике
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
10. Обращение Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации к солдатам и офицерам Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации
29.11
МВД России
Минобороны России
11. Обратиться к иностранным государствам о недопустимости вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (наемники, незаконное воздушное сообщение, поставки военной техники, боеприпасов и т.д.)
29.11
МВД России
12. Создать пресс-центр по освещению обстановки в связи с выполнением плана мероприятий
29.11
Правительство Российской Федерации
13. Организация экономической помощи населению Чеченской Республики
с 29.11 весь период
Правительство Российской Федерации
14. Создать режим усиленной охраны объектов повышенной опасности на территории Чеченской Республики и в г.Москве (АЭС, химпредприятия, предприятия нефте и газопереработки, транспортные и энергетические коммуникации, предприятия связи, метро, вокзалы, аэропорты, военные объекты)
с 29.11
Правительство Российской Федерации
Правительство Москвы
Приведенный указ при анализе правовых аспектов чеченской войны можно было бы вообще оставить без рассмотрения - он не был опубликован и посему не подлежал исполнению в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции РФ:
"Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".
Теперь не вызывает сомнения, что чеченская война затрагивает "права, свободы и обязанности человека и гражданина" - следовательно, приведенное положение конституции относится к указу №2137с в полной мере.
Заметим, что Конституционный суд РФ летом 1995 года уклонился от оценки Указа - на том основании, что Указ был быстро отменён и не оказал воздействие на те самые "права и свободы".
*****
Применение армии на территории Чечни было, кажется, неизбежно. Есть различные мнения о том, было ли необходимо (автор убежден, что недопустимо). Однако для всех, в том числе и для сторонников "укрепления российской государственности" - естественно требование соблюдения "конституционной законности и правопорядка" в процессе их "восстановления".
Кроме того, статус конфликта с позиции национального и международного права определяет правовое положение его участников, в том числе - пленных.
Поэтому ниже мы рассмотрим правовую аргументацию, post factum использованную для оправдания использования Вооруженных Сил в Чечне. Власти ссылались, в частности, на Конституцию, Закон "Об обороне", Военную доктрину, Закон "О статусе военнослужащих". В этом порядки мы их и рассмотрим.
При анализе правовых аспектов принятия решения о использовании Вооруженных сил в Чеченской Республике для нас основополагающим документом является Конституция.
Относительно применения Вооруженных сил в ст. 87 Конституции, где говорится о полномочиях Президента, сказано:
"В случаях агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе".
Ни военного положения, ни состояния войны объявлено не было, да и не могло быть объявлено. Не может Россия воевать сама с собой: целое не может воевать с частью.
Утверждения российских властей, что применение армии в Чечне оправдано, означают фактическое признание ими Чечни в качестве иностранного государства. При этом, правда, надо еще доказать, что Чечня совершила в отношении России агрессию - это пытался доказать на КС Шахрай. Однако в данной работе мы условились действовать в рамках Второго дополнительного протокола к женевским конвенциям, определяя происходившее на Кавказе как вооружённый конфликт немеждународного характера.
Военное положение не могло быть объявлено потому, что, в соответствии с Конституцией РФ, оно может объявляться только тогда, когда Россия становится объектом агрессии или когда возникает непосредственная угроза агрессии. Ни того, ни другого со стороны Чеченской Республики не было, поэтому основания для введения военного положения отсутствовали (приводившиеся на заседаниях Конституционного суда Сергеем Шахраем "доказательства" подготовки дудаевым агрессии против России будут рассмотрены далее).
Нормативным актом, непосредственно регулирующим использование вооруженных сил, является Закон РФ "Об обороне" от 24 сентября 1992 года
В ст.ст. 20-21 Закона РФ "Об обороне" говорится о том, что военное положение обязательно вводится с объявлением войны и вводится при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого государства или группы государств.
В законе сказано, что Вооруженные Силы предназначаются для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.
Слово "агрессия" имеет точный международно-правовой смысл, определенный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №3314 от 14 декабря 1974 года. В статье 1 агрессия определяется как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Только для отражения такой угрозы может быть применена армия. Никакого "внутреннего" смысла понятие "агрессия" не имеет. "Внутренние" проблемы на тот момент должны были решать только и исключительно внутренние войска.
Есть юридическое толкование термина "агрессия". В ст.1 резолюции ООН от 14 декабря 1974 года агрессия определена как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. То есть речь идет о межгосударственных отношениях.
Далее, в ст.10 Закона РФ "Об обороне" говорится о том, что Вооруженные Силы не могут быть использованы в целях, не отвечающих их задачам:
"Вооруженные силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации".
Некогда была в этой статье часть 3, которая дозволяла привлечение Вооруженных сил "к выполнению задач, не связанных с их предназначением ... на основании закона или по постановлению Верховного Совета". После принятия новой Конституции президентским указом от 24 декабря 1993 года российские законы были приведены в соответствие с Конституцией и разрешительная оговорка была отменена (приложение №2 пункт 33). С тех пор российская армия ни при каких обстоятельствах не могла быть применена на российской территории иначе как для отражения агрессии.
Президент, правда, 24 декабря 1993 года указом приостановил действие ст.10 Закона "Об обороне", но это приостановление является незаконным. Президент, в соответствии с новой Конституцией, не имеет права издавать указы, противоречащие законодательству, не может указом приостановить действие закона, хотя бы и частично; необходимо принятие соответствующего закона. То есть войска не могли быть использованы без принятия соответствующего закона.
Военная доктрина, утвержденная указом Президента от 2 октября 1993 года, предусматривает использование Вооруженных Сил для ликвидации "внутренних источников военных угроз". Официозные источники ссылаясь на это положение, утверждали, что Вооруженные Силы могут использоваться против националистических и сепаратистских организаций. Эта своеобразная интерпретация в данном случае неверна: угроза должна исходить извне, а один из ее источников должен находиться на территории России. Для использования вооруженных сил должно было установить связь между внешним и внутренним источниками, тогда использование Вооруженных Сил было бы правомерно.
Заметим, что сформированная пропагандистским официозом "параллельная реальность" была в то время не столь абсурдна, как могло показаться - в ней создавался мир, в котором применение военной силы в Чечне было оправдано не только с точки зрения обывателя, но также - с позиции российского и международного законодательства. Например, многочисленные сообщения о связях структур ЧРИ с зарубежными организациями должны были определить ее как "внутренний источник внешней угрозы" и т.п. (впрочем, тема пропагандистских мифологем заслуживает отдельного исследования).
Наконец, российские власти в оправдание военных действий ссылались (в распространенной 21 декабря 1994 года агентством "Интерфакс" информации) на ст.24 Закона РФ "О статусе военнослужащих", где сущность воинского долга была определена как защита государственного суверенитета и территориальной целостности государства. Но Закон РФ "О статусе военнослужащих" не регулирует вопроса применения Вооруженных Сил, - эти вопросы регулируются статьями Закона РФ "Об обороне", - а лишь конкретизирует права, свободы, обязанности военнослужащих применительно к действиям в условиях законности. Предназначение и границы использования Вооруженных Сил оговорены в ст.10 Закона РФ "Об обороне".
*****
Указ 2137с впервые был опубликован четыре месяца спустя после подписания. Ретроспективно мы видим, что практически все описанные в предыдущем разделе события разворачивались в соответствии с указом.
Касаясь непосредственно темы нашего исследования, отметим, что в указе есть пункт "организация действий по освобождению захваченных и насильственно удерживаемых граждан" - видимо, именно во исполнение этого пункта встречался Грачев с Дудаевым, а генерал Чиж летал в Грозный.
Не был реализован только "режим чрезвычайного положения" (пункт 6 Приложения) - для его введения требовалось бы одобрение Совета федерации, точно так же, как для введения военного положения - Государственной думы. Намерение сделать это было высказано в "Обращении" президента от 29 ноября 1994 года, в котором даже содержалась ссылка на статью 7 Закона "О чрезвычайном положении". Через два дня это было названо недоразумением, возникшим по вине средств массовой информации, и опубликован новый вариант "Обращения", из которого слова о чрезвычайном положении были тщательно изъяты.
В соответствии со статьей 88 Конституции президент имеет право "при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом", ввести чрезвычайное положение "с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе". После этого Совет Федерации, в соответствии со статьей 102 пункт "в" должен соответствующий указ президента утвердить. Президент же изобрел нечто новое: ввести чрезвычайное положение де-факто, не вводя его де-юре.
На заседаниях СФ 6 декабря и ГД 8 декабря никакого обсуждения как правового режима, так и ситуации по существу не было.
Единственным коллегиальным органом (правда, формально - совещательным), на котором обсуждался план "умиротворения" Чечни, был Совет безопасности - образование неконституционное.
Правда, у Президента была возможность использовать вооруженные силы России, иные войска и воинские формирования без введения чрезвычайного или военного положения, то есть без санкции ГД или СФ - "для устранения последствий чрезвычайных ситуаций", в соответствии с Законом о чрезвычайных ситуациях (об этом 9 декабря сообщила на заседании СФ эксперт Елена Мизулина).
Но даже эта возможность - хотя бы в обход законодательной власти обеспечить хоть какой-то правовой режим использования войск - реализована не была.
*****
Таким образом, "первая чеченская" начиналась с выведения ситуации за рамки права - как национального, так и международного. С нежелания и неумения использовать право как инструмент - видимо, сказался советский стереотип: юриспруденция - это "факультет ненужных вещей", а закон - ненужные мешающие оковы. В дальнейшем это сказалось и на ходе войны, на судьбах её участников. |