11.07.2011   5486 Stimul 

Выдвижение Владикавказкой группировки 11.12.94



Группировка №2 (Владикавказ) под командованием заместителя командующего ВДВ генерал-лейтенанта Александра Алексеевича Чиндарова имела в своём составе:

– сводный отряд 19 мсд,
– зенитно-ракетный дивизион 933 озрп 42 ак,
– сводный парашютно-десантный полк 76 вдд,
– сводный парашютно-десантный батальон 21 овдбр,
– 46 полк оперативного назначения ВВ,
– 47 полк оперативного назначения ВВ,
– 7 отряд специального назначения ВВ.

Всего на Владикавказском направлении насчитывалось: личного состава - 3915 человек, 14 вертолётов, 34 танка, 67 БТРов, 98 БМП (БМД), орудий и миномётов - 62.

На 11 декабря было запланировано выдвижение по двум маршрутам:

№3 - Чермен, Верх. Ачалуки, Карабулак, Серноводск, Алхан-Кала, Алхан-Юрт,
№4 - Чермен, Гамургиево, сев. окр. Яндырка, Нов. Шарой, Алхан-Юрт.

Выдвижение группировки

Маршрут №3: Чермен, Верх. Ачалуки, Карабулак, Серноводск, Алхан-Кала, Алхан-Юрт

В 7 утра3 пдп 76 вдд и пдб 21 овдбр выдвинулись из н.п. Чермен4, а вслед за ними - 47 пон ВВ.

Ст.офицер управления ВДВ Пётр Иванов: "Всегда учили, воспитывали и враг у нас был за границей. Никогда свой народ, своих людей, мы не рассматривали как противника. <...> И в психологическом плане принять решение открыть огонь по населённому пункту, зная о том, что там мирные жители, что там население... Я могу сказать и про себя и про остальных - это очень сложно."

В 11:00 колонна была блокирована толпой местных жителей в н.п. Верх. Ачалуки. В первых рядах находились старики, женщины и дети. Из-за их спин выскакивали мужчины со специально заточенными штырями, протыкали колёса, крючьями обрывали трубки бензопроводов, тормозов и др. Было повреждено 11 автомобилей, в т.ч. 4 сожжено.

подполковник Вячеслав Владимирович СивкоКомандир батальона 237 пдп 76 вдд подполковник Вячеслав Владимирович Сивко: "Движение нашей колонны было остановлено женщинами, стариками, которые ложились на дорогу под гусеницы и колёса техники. Проведение переговоров и применение холостых боеприпасов и специальных средств результатов не дали. Продвижение вперёд значит неизбежные жертвы среди невооружённого населения, тем более это ещё было на территории Ингушетии. В первый день мы дальше так и не пошли, встали лагерем в поле, доложили обстановку вышестоящему штабу."

В интерпретации командующего ВВ генерал-полковника Анатолия Сергеевича Куликова, выглядело это следующим образом: "[Я] попросил лётчиков развернуться и взять курс туда, где по моим подсчётам теперь должна была находиться колонна десантников. Гляжу, точно, идут, но в районе Верхних Ачалуков на их пути возникает группа гражданских людей, размахивающих белыми флагами. Вероятно, ингуши. Человек пятнадцать, не больше. На моих глазах колонна ВДВ, насчитывающая более семидесяти бронемашин, разворачивается и уходит в обратном направлении." По моему мнению, Куликов наблюдал как развернулась головная часть колонны.

В связи с этим [сопротивлением] командующим было принято решение вернуть колонну на аэродром Моздок и с утра 12.12 продолжить выполнение задачи на моздокском направлении.

Бронепоезд

Пдр 21 овдбр действовала по железной дороге на специально подготовленном поезде.

Из описания действий: "В чеченскую войну въехал [командир пдб майор Сергей Н.] Стволов на бронепоезде. В общем-то бронепоезд - одно название. 22 открытых платформы, на которых разместили 3 зенитных установки, миномётную батарею и батарею СПГ-9. По огневой мощи, конечно, он не уступал своим собратьям. Ходившим под парами в гражданскую и великую Отечественную. Но вместо брони - мешки с песком. 22,5 тысячи мешков уложили десантники на платформы, таская их на своем горбу. А когда всё было готово, прибыл Стволов в штаб бесланской группировки и попросил поставить команде бронепоезда боевую задачу.
Рассказывая об этом эпизоде, Сергей горько усмехнулся. Как выяснилось, в штабе никто не знал, зачем группировке нужен бронепоезд и как его применять. Посудили-порядили и выдали: "выдвигайтесь в сторону Грозного. Поддерживайте огнём наземные войска".
Дошли до Слепцовской. Но войск, которые нужно было поддерживать огнём, ни справа, ни слева не наблюдалось. Только местные жители несколько раз преграждали железнодорожное полотно, мешая продвижению.
У Слепцовской дудаевцы взорвали мост. Под самым носом у бронепоезда. Или не рассчитали что-то подрывники, или опять судьба решила Стволова поберечь, но десантники не пострадали. Впрочем, вперёд, как выяснилось, всё равно было не пройти. За мостом стоял грузовой состав из 3 цистерн с нефтью и 30 платформ со щебнем, специально приготовленный боевиками для бронепоезда. Двинулись обратно.
Когда, гремя на стыках, зелёно-коричневая гусеница бронепоезда доползла до Назрани, десантники обнаружили, что 25 метров железнодорожного полотна разобраны. А уже ночь. На станции ни души, кроме ничего не знающего дежурного.
– Спасибо, два офицера-восовца и три железнодорожника с нами были, - рассказывает Стволов. - С их помощью путь и восстановили.
Он замолкает, вспоминая пережитое. Липкую ночь, разрываемую ветром. Тяжёлые, в 2 тонны, бруски рельс, которые необходимо было перенести на 50 метров. Красные от натуги лица солдат... Адская работа, выполняемая обычно механизмами, опустошала тела крепких парней, напрягала волю, сжимала до скрипа зубы. И все же к утру, как и было приказано, вернулись в Беслан. С бронепоездом пришлось расстаться."

Рота была спешена и выведена в район св. отр. 19 мсд.

Маршрут №4: Чермен, Гамургиево, сев. окр. Яндырка, Нов. Шарой, Алхан-Юрт

На Владикавказском направлении св. отряд 19-й мсд и 46-й пон выдвигались по маршруту №4. Выдвижение осуществлялось при сильном противодействии и попытках постоянного блокирования колонн местным населением, преодолением завалов на маршруте и мостах.

Назрань

Первая блокада была на мосту при въезде в г. Назрань, где колонна была остановлена толпой, руководимой вооружённой милицией, с их стороны были проявлены полнейшее бесчинство к войскам, которые не применяли силового воздействия. Агрессивными действиями толпы было уничтожено и выведено из строя несколько автомобилей.

Командир 42 ак генерал-лейтенант Геннадий Николаевич ТрошевКомандир 42 ак генерал-лейтенант Геннадий Николаевич Трошев: "На рассвете 11 декабря сводный отряд начал движение, но уже к полудню поступили тревожные доклады: на мосту, при въезде в г. Назрань, колонна остановлена местными жителями, которыми руководили вооружённые ингушские милиционеры, сожгли 10 наших автомобилей, 6 перевернули."

Зам. ком. СКВО генерал-лейтенант Александр В. Наумов: "В Назрани нас остановил народ. Женщины, мужчины, все там бросались, переворачивали, сжигали машины. И не личный состав, и не мы - офицеры, ну не были готовы к таким вот действиям, что делать по отношению к этому народу."

Из описания действий: "Поскольку федеральным войскам категорически запрещалось открывать огонь, местные жители вели себя нагло: избивали солдат, отбирали у них оружие и бронежилеты, заточенными штырями прокалывали колёса автомобилей, вырывали трубки бензобаков, поджигали машины. Только за один день мотострелкам был нанесён материальный ущерб на общую сумму более двух миллиардов рублей."



Барсуки

У села Барсуки. Повреждены 3 БТРа и четыре автомашины. Жертв среди военнослужащих не было.

Гази-Юрт

Командир 42 ак генерал-лейтенант Г.Н. Трошев: "В 17 часов 15 минут начальник штаба доложил, что в районе Гази-Юрта со стороны леса по колонне машин открыта стрельба из автоматического оружия. Появились первые жертвы - убит рядовой [693 мсп] Виталий [Викторович] Масленников. <...> На других направлениях выдвижения такая же картина: из-за живого щита, составленного из стариков, женщин, детей, выскакивали мужчины с заточенными металлическими штырями и протыкали колёса, специальными крючьями обрывали трубки бензопроводов и тормозов. Многие места на маршруте следования колонны минировались. В общем, в те дни Ингушетия превратилась в очаг сопротивления. Уже только по одному этому признаку стало понятно, что походным маршем в Чечню нам не войти."

В н.п. Гази-Юрт колонны была повторно блокирована, где бесчинства проявлялись ещё с большей силой. Местное население действовало нагло, варварски, уничтожая технику и оскорбляя личный состав. Ингушской стороной был открыт огонь из стрелкового оружия, появились первые жертвы. Был убит ряд. Масленников В.В..

Ярдынка

Из описания выдвижения: "В населенном пункте Ярдынка местными жителями была остановлена колонна 19-й мотострелковой дивизии, пробиты бензобаки, 15 единиц военной техники, в том числе танк Т-72 Б1, сожжены."

Асиновская

Зам. ком. СКВО генерал-лейтенант А.В. НаумовЗам. ком. СКВО генерал-лейтенант А.В. Наумов: "Подошли к Асиновской, практически встали на уровне и сдесь нас начали со всех сторон обстреливать. Значит, с подствольных гранатомётов, с автоматов, снайпера <...> меня поразило - первое, что солдаты, водители машин, кто встал на кабину, кто на капот и кричат: "О, вот разрыв один, вот второй, вот третий, то есть эта пацанва, пули сдесь свистят... эта пацанва ещё не осознавала, что есть сдесь смерть."

Отход

3 км. вост. Гази-Юрт св. отряд был остановлен на ночной отдых, где были организованы ремонт повреждённой техники, заправка горючим и отдых личного состава.

Итоги

Из описания действий: "Утром 12 декабря ему [генерал-лейтенанту Геннадию Трошеву] позвонил командующий войсками округа генерал-полковник Митюхин и приказал срочно разобраться, почему колонна застряла в Назрани. На место происшествия выехал заместитель командира корпуса по воспитательной работе полковник Эдуард Виценец.
- То, что я увидел, - рассказывал мне позже Эдуард Дмитриевич, - было уму непостижимо. Без боевых действий сгорело сорок машин - треть всей колонны. Два подростка 13-14 лет в два счета прокололи все колеса на моем "уазике". Не успел я выйти из машины, как из толпы на меня бросился с заточенной пикой какой-то парень с бородой. Неизвестно, чем бы все это кончилось, не прегради ему путь местный милиционер с пистолетом...""

Из описания действий: "В результате бесчинств местного населения повреждено, уничтожено и потеряно 68 единиц вооружения и военной техники."


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]