12.05.2010 6872
Вооруженные автомобили в Чечне
Боевые действия в Чечне в 2000-м году с завершением открытого военного противостояния между чеченскими боевиками и объединенной группировкой войск (ОГВ) России перешли в состояние партизанских, с одной стороны, и состоянием «ни войны, ни мира», под правительственным названием «контртеррористическая операция», с другой стороны. Основная нагрузка по уничтожению бандформирований в контртеррористической войне легла на Федеральную пограничную службу (ФПС), Спецназ министерства обороны (МО), внутренние войска Министерства Внутренних Дел (МВД), временные отделы внутренних дел (ВОВД) и сводные отряды милиции (СОМы), оснащенные легким вооружением. Сменив активно применявшиеся БМП, САУ и танки, главенствующее место в антипартизанских действиях заняли БТРы, автомобили огневой поддержки и разговоры свободной прессы о мирной Чечне. Практика использования автомобилей огневой поддержки, начатая Советскими войсками в 1980-х годах в Афганистане, установкой стрелкового вооружения (как правило, это была ЗУ-23) в кузов армейского грузовика практически без изменений пришла на чеченскую войну. Данный вид вооруженного автомобиля используется всеми силовыми ведомствами, воюющими в Чечне с 1995 года. Использование ЗУ-23 в кузове грузовика для борьбы с наземным противником стало вынужденной мерой в отсутствие специализированных конвойных бронемашин огневой поддержки в Советских, а позднее Российских войсках. Простая конструкция, огневая мощь, унификация в техническом обслуживании, возможность движения от 5 до 90 км/час, сопровождая автоколонну, перекрывают негативные стороны данной конструкции: отсутствие брони, точной стрельбы, ограниченный сектор обстрела, недостаточная устойчивость при стрельбе на ходу. Основной задачей грузовика огневой поддержки в Чечне, как и в Афганистане, осталось осуществление защиты транспортных колонн центрподвоза от нападения из засады боевиков путем поражения огневых точек противника с хода или при блокировании колонны с места. Движение колонн в Чечне осуществляется из Ханкалы: на Червленую, Моздок, Кизляр, Старые Атаги, Шатой, Итум-Кале, Веденское ущелье в места расположения Российских войск. Состав колонн формируется с учетом защиты одного грузовика пятью единицами техники боевого охранения и может насчитывать от 20 до 100 транспортных средств. Помимо армейских транспортных колонн и ВВ МВД РФ, активные передвижения осуществляет автотранспорт ВОВД для решения оперативных задач, докладов в управление и тылового обеспечения из г. Моздок в места дислокации. Дополнительными задачами, возложенными в Чечне на автомобили огневой поддержки, можно считать мобильный резерв охраны блокпостов, мест дислокации войск, поддержка огнем в спецоперациях по блокированию населенного пункта и организация засады на пути возможного отхода боевиков. При всей простоте размещения ЗУ-23 в кузове грузового автомобиля, каждая машина имеет индивидуальные черты в виде размещения нештатных элементов защиты водителя и расчета согласно представлениям о своей безопасности. Повсеместное использование бронежилетов «Кираса» на дверцах автомобилей хотя и не способно в полной мере защитить водителя и пассажиров в кабине от огня стрелкового оружия, но осколки фугасов и гранат ВОГ бронежилет держит хорошо. Гораздо хуже дела обстояли в Чечне у вновь создаваемых временных отделов внутренних дел (ВОВД) и сводных отрядов милиции (СОМ) в 1999 году. Созданные в спешке УВД из различных субъектов федерации (так как милиция на освобожденной территории нужна была еще вчера), милиционеры бронетехники не имели, как и средств на ее закупку. Не лучше ситуация сложилась и у военных комендатур районов: полученные ими БТР-70 от МО, судя по их состоянию, прошли все войны и конфликты, начиная с Афганистана. Спустя полгода ездить могла только половина этих ветеранов. Вышедшие из строя машины превратились в доты и доноры запчастей для живых машин. Одним из выходов в данной ситуации стало бронирование и вооружение грузовых автомобилей методом размещения стрелковых установок и создания оригинальных конструкций бронирования. Позднее, в 2002 году комендатуры получили партию новых БТР-80 и МТ-ЛБ, а «семидесятки» окончательно сошли со сцены. Автомобиль ЗиЛ-131 «Батяня» достался второй смене Ленинского ВОВД г. Грозный по наследству от первой. Машина представляла из себя стандартный ЗиЛ-131 с кузовом, закрытым тентом наполовину, на бампере личное имя «Ласточка». В конце мая 2000 года по показаниям бежавшего из чеченского плена рядового МО вычислили дом в г. Грозный, где находился склад оружия боевиков. Тщательно подготовившись и согласовав свои действия с другими силовыми ведомствами, сотрудники милиции вскрыли указанное место и обнаружили тайник с медикаментами, снаряжением, оружием и прочим имуществом, спрятанным боевиками. Среди найденного оружия особо выделялась ЗУ, состоящая из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ с ножным спуском и кустарно установленным прицелом между стволами. Спарка вероятно делалась в механической мастерской с использованием металлообрабатывающего станка. Найденное оружие необходимо было сдать. Но учитывая сложную оперативную обстановку в городе на тот момент и постоянные обстрелы личного состава, руководство Ленинского ВОВД вышло с предложением оставить спарку пулеметов на вооружении милиционеров для усиления защиты ПВД (пункта временной дислокации). Как ни странно, просьба была удовлетворена. Проявляя личную инициативу, милиционеры подразделения огневой поддержки капитана Франка Голдена из состава Ленинского ВОВД (ГУВД Свердловской области) в Чечне самостоятельно взялись восстанавливать пулеметы, т.к. при опробовании спарка не хотела «работать». Мастерами по ремонту вооружения ВОВД не комплектуется изначально – не их профиль. Пришлось набраться терпения, вспомнить службу в рядах МО и использовать «метод научного тыка», что, в конечном счете, позволило привести КПВ во рабочее состояние. Под пулеметы в ломе нашлась круглая тумба, которую приварили к металлическому листу, уложенному на дно кузова «Ласточки». Деревянные борта ЗиЛ-131 обшили с внешней стороны рифлеными 10-мм стальными листами. Страсть к творчеству подстегнула дальнейшее желание придать новоделу законченный вид путем нанесения камуфляжа, эмблем в виде головы оскалившегося бульдога на дверцы кабины и надписи на бампер сзади. В довершение водитель изменил название с «Ласточки» на «Батяню». Получив в 2000 году условную бронемашину с возможностью ведения огня по верхним этажам зданий и круговым сектором обстрела (прицеливание велось по разрывам), Ленинский ВОВД усилил огневое прикрытие милиционеров в г. Грозном. Броневик, в шутку прозванный «Батяня», в составе огневой группы сразу приступил к выполнению основной боевой задачи: сопровождение следственно-оперативных групп (СОГ), мобильной охране комендатуры Ленинского района города Грозного и проведению совместных боевых операций с силовиками других районов в рядах патрульно-постовой службы (ППС). Полученный при изготовлении «броневичка» огневой поддержки яркий камуфляж (надписи, эмблема бульдога) продержался примерно до конца августа 2000 года. Активизация партизанской войны в Чечне и смена руководства Ленинского ВОВД вынудили произвести полную покраску машины в стандартный зеленый цвет (4БО). Одновременно с ЗИЛом Ленинского ВОВД бронировке подвергся Урал-4320 Старопромысловского ВОВД. В кузове машины из железа и фанеры, с промежутком 100-мм засыпанного землей, был сооружен открытый фургон, кабина водителя не бронировалась. Стационарная установка вооружения за броней не предусматривалась, однако четыре бойницы дали возможность использовать десанту личное оружие. В начале октября 2000 г. в городе Грозном, возвращаясь на базу из Ханкалы, гранатой из РПГ была пробита кабина «Урала» за правой дверью, один человек погиб, двое были контужены. Машина с незаделанным отверстием от разрыва гранаты активно используется в Чечне до сих пор. С 2000 года до мая 2002 года машина имела стандартный зеленый 4БО и белую трафаретную надпись на черном бампере «Маруся», с мая «Урал» получил трехцветный камуфляж, сохранив личное прозвище на бампере. Широкое распростронение в Чечне для защиты от осколков мин и фугасов, снайперского огня из засады, при транспортировке личного состава получили бронежилеты «Кираса-5» на бортах и кабине, а также срубы из бревен в кузове грузовика. Одна из таких машин Калининградского СОБРа подорвалась в городе Грозном на фугасе боевиков в 2000 году. Пулемет или АГС при выезде на боевую задачу размещался на крыше водительской кабины, при этом стрелок сидел в промежутке между кабиной и кузовом на запаске. В 2001 году для передвижения милиционеров в Чечне МВД Удмуртии пригнало из города Ижевска новый Урал-4320 с бронированным кунгом, изготовленным на удмуртском предприятии. Получив личное название «Бизон», машина вошла в состав Старопромысловского ВОВД. С 2001 года в МВД и военные комендатуры стали поступать бронированные автомобили «Звезда-В» на шасси Уралы-4320-01, имеющие локальное бронирование кабины и бронированный контейнер заводского изготовления в кузове для десанта. Данные машины активно используются саперами при контроле маршрутов движения колонн на минную опасность и транспортировке отдельных отрядов ОМОНа и СОБРа МВД. Наиболее полному бронированию подвергаются «Уралы» с использованием комплекта ОАО «Муромского тепловозостроительного предприятия». Муромская локальная защита автомобиля Урал-4320 может быть смонтирована на серийном автомобиле в полевых условиях без существенных доработок. В Чечне такой модернизации подверглись «Уралы» центральной военной комендатуры (ЦВК), один из которых получил 12,7-мм пулемет «Утес», установленный за кабиной, в бронированном кузове. К сожалению, постоянно демонстрирующиеся на выставках с 1999 года бронированные автомобили производства ОАО «УралАЗ», Урал-432009-31 и Урал-5323-23Б на дорогах Чечни пока не встречались, впрочем, как и КамАЗы-43118 с бронекабиной и мультилифтом. Первые «Уазики», попавшие в Чечню в Ленинский и Старопромысловский ВОВДы и СОМы из ГУВД Свердловской области, на 90 процентов были б/у. На данный момент их остались единицы. Выходят из строя они как по боевым повреждениям, так и вследствие износа почти полное отсутствие нормальных дорог и самопальный бензин местного производства убивают машины не хуже фугаса. Пополнение осуществляется за счет новых машин УАЗ-3152, среди которых встречаются бронированные инкассаторские УАЗ-3151 и УАЗ-452. Небронированные УАЗы обвешиваются изнутри бронежилетами. При подрыве на фугасе УАЗа-452 Старопромысловского ВОВД бронежилеты удержали все пять попавших в машину крупных осколков, экипаж отделался только испугом, попутно расстреляв окрестные кусты. В то же время инкассаторский «батон» (УАЗ-452) Красноярского СОМа, подорвавшись на фугасе, осколками собственной брони ранил двух пассажиров. Отдельные водители, считая бронежилет на дверце кабины фактом, определяющим принадлежность к федеральным войскам, отказываются его вешать в надежде на маскировку под частника-чеченца. Отличительной чертой машин в Чечне является отсутствие госномеров, либо использование «левых» серии ЧИ. Встречаются машины, имеющие собственные имена на месте номера: «Добрый», «Шериф» и т.д. В 2002 году была сделана попытка замены номера с серией региона на «95», а потом на специальные милицейские, но, в общем, порядка стало ненамного больше. Все двери в машинах открываются изнутри. Стекла практически всех машин федералов (если окна не завешаны бронежилетами) сильно тонированы. Использование для проезда постов «Боевые распоряжения», подписанные военным комендантом района, и всевозможные формы пропусков, не поддающиеся никакому учету, создают реальные возможности беспрепятственного проезда боевиков под видом федералов. Активные действия боевиков, поддерживаемые основной массой населения Чечни, и отсутствие желания у правительства России в прекращении бардака на территории Чечни затягивают на неопределенный срок окончание войны. Нищенская экипировка и вооружение, как и зарплата российских силовиков, еще долго будут вынуждать солдат объединенной группировки к личному творчеству в создании вооружения и техники на территории Чечни. | |
|
0 | |