12.02.2021 515
Спецпоезда (бронепоезда) в Чечне
В последние годы в различных изданиях неоднократно публиковались материалы об опыте применения в вооружённом конфликте в Чеченской Республике бронетанковой техники, вертолётов и стрелкового оружия. Но всё это является основным вооружением и военной техникой воинских частей и подразделений Вооружённых сил и Внутренних войск МВД РФ. В то же время одной из главных особенностей контртеррористической операции, проводимой с осени 1999 г. по настоящее время в Чеченской Республике, является выполнение служебно-боевых задач Объединённой группировкой войск (сил), коротко – ОГВ (с). В её составе, наряду с войсками Министерства обороны и МВД РФ, имеются воинские части и подразделения Федеральной пограничной службы, Министерства юстиции и ряда других министерств Российской Федерации. Необходимо отметить, что в составе ОГВ (с) есть такие воинские части и подразделения специальных войск, от успеха действий которых, несмотря на их относительную малочисленность и кажущуюся неприметность, в значительной мере зависит способность всей группировки федеральных сил не только выполнять поставленные служебно-боевые задачи, но и просто существовать. Так, для обеспечения выполнения боевых и специальных задач, а также задач повседневной жизнедеятельности, войскам Объединённой группировки требуется своевременная подача в необходимом количестве боеприпасов, ГСМ. продовольствия и других материальных средств. Без этого просто не выжить. А ведь это многие и многие тысячи тонн грузов. В основном эта сложнейшая и ответственная задача выполняется железнодорожным транспортом. А после того как со второй половины 2002 г. противник начал активно применять ПЗРК (переносные зенитные ракетные комплексы), вследствие чего 19 августа 2002 г. боевиками был сбит военно-транспортный вертолёт Ми-26 (погибло более сотни пассажиров), по железной дороге стала осуществляться и перевозка личного состава. Выполнение важнейшей и сложной задачи по обеспечению бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта в районе вооружённого конфликта возложено на воинские части и подразделения Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации (ФС ЖВ РФ). Если говорить более конкретно, то основными задачами воинских частей и подразделений железнодорожных войск в районе проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации являются: • техническое прикрытие объектов железнодорожного транспорта Чеченской Республики, разминирование, восстановление и постоянное поддержание • боевое охранение и сопровождение воинских эшелонов и транспортов по маршруту Моздок–Гудермес–Ханкала, Ханкала–Гудермес–Моздок; • осуществление надежной охраны и обороны мест дислокации частей железнодорожных войск РФ, задействованных в контртеррористической операции. Все эти задачи воинам-железнодорожникам приходится выполнять в условиях постоянного противодействия противника, который прекрасно понимает всю значимость для федеральных войск нормального функционирования железной дороги. Бандгруппы постоянно предпринимают попытки проведения диверсий и обстрелов воинских поездов как на перегонах, так и на железнодорожных мостах и станциях. Поэтому наиболее сложные задачи – инженерную разведку железнодорожных маршрутов, сплошное разминирование отдельных участков путей, боевое охранение и сопровождение воинских поездов с личным составом и материальными средствами для войск– выполняют специальные поезда (СПИ, СП-2, СП-3 и т.д.). Личный состав ОГВ (с) называет их просто – бронепоезда, хотя в полной мере они таковыми не являются. В Советских и Российских Вооружённых силах бронепоезда широко и активно использовались почти во всех «больших» и «малых» войнах. Практически везде, где имелись для этого соответствующие условия. Но это тема отдельного очень большого труда. В составе Объединённой группировки войск (сил) в Чеченской Республике постоянно выполняют боевые задачи, обычно, два-три специальных поезда. Через определённое время их сменяют спецпоезда, находящиеся в резерве на одной из станций Северо-Кавказской железной дороги, где они осуществляют подготовку к выполнению боевых и специальных задач. В конце 2002 г. в составе ОГВ (с) выполняли задачи три специальных поезда. По давней российской традиции каждый из них имеет своё название: «Амур», «Байкал» и «Терек». Эти спецпоезда не являются какими-то типовыми и совершенно не похожи друг на друга. Они различаются по составу, вооружению и даже по окраске. Каждый из них является оригинальным «творением» железнодорожных войск. В составе спецпоездов ФС ЖВ РФ обычно имеется:• 1-2 грузовые платформы с установленными наних ЗУ-23-2; • 1-2 платформы с установленными на них БМП-2; • 1-2 платформы с установленными на них Т-62; • крытый вагон с оборудованными амбразурами для ведения огня из стрелкового оружия и пулемётов и даже разного рода башенками на крыше для ведения огня из автоматических гранатомётов (АГС-17) и пулемётов (в том числе и крупнокалиберных); • крытый вагон с запасами необходимых материальных средств; • 1-2 пассажирских вагона для отдыха личного состава-экипажа поезда (в местах базирования и на охраняемых станциях); • 2-3 платформы с балластом (мешками с песком) – прикрытие от фугасов с взрывателями контактного действия; • 1-2 платформы с установленными на них радиостанциями (на автомобильном шасси); • тепловоз. Каждый спецпоезд имеет разный состав, т.е. различное количество указанных выше средств, причём некоторые из них могут отсутствовать вообще. Например, спецпоезд «Терек» не имеет крытого вагона, оборудованного для стрельбы из стрелкового оружия и автоматических гранатомётов. Но он единственный, кто имеет в своём составе бронеплатформу и броневагон настоящего, заводского изготовления. Более того, в зависимости от боевой обстановки и характера поставленной задачи, уже имеющийся состав сил и средств спецпоезда может меняться. Но практически все спецпоезда железнодорожных войск в своём составе всегда имеют платформы с установленными на них ЗУ-23-2, БМП-2 и Т-62. Для обеспечения необходимых углов ведения огня ЗУ смонтирована на невысоком деревянном постаменте, по бортам стальные шкафы для имущества. Расчёт спереди прикрыт толстыми стальными листами, установленными под небольшим углом. Оборудование платформ с ЗУ-23-2 и БМП-2 на всех «бронепоездах» примерно одинаковое. ЗУ-23-2, установленные на платформах, как правило, имеют с фронтальной стороны относительно большие стальные щиты, не пробиваемые огнем стрелкового оружия. На одной или обеих оконечностях этих платформ обычно сооружены укрытия, собранные из железнодорожных шпал и, как правило, обшитых снаружи плитами из толстой стали. Эти укрытия имеют амбразуры для наблюдения и ведения огня из стрелкового оружия. Такие же укрытия имеются на платформах с БМП-2 и радиостанциями на базе автомобилей. Там они располагаются сзади кормовой части машин. Сами БМП-2 с бортов прикрываются экранами из брёвен, а радиостанции на автомобилях – экранами из шпал, обшитых снаружи металлическими плитами и мешками с песком. Наиболее красивым и интересным, с технической точки зрения, является спецпоезд «Терек». Так, он имеет в своём составе платформу, у которой на одной оконечности – «деревянное» типовое укрытие, а на другой – бронерубка заводского изготовления. Радиостанция этого спецпоезда имеет на своей платформе такую же бронерубку в качестве укрытия личного состава. Следует отметить, что эти укрытия имеют закрывающиеся бойницы для ведения огня из стрелкового оружия. Но главной особенностью этого спецпоезда является наличие в его составе настоящих, «бронепоездных», бронеплощадки и броневагона. Бронеплощадка сварена из довольно толстых плоских броневых листов. При этом наклон имеют только листы на крыше рубки. Сама рубка, расположенная по центру, занимает примерно одну треть длины платформы. Остальные две трети, на оконечностях, занимают открытые площадки с установленными на них огневыми средствами. В сентябре 2002 г., когда автор сделал эти снимки, это были ЗУ-23-2 и 12,7-мм пулемёт НСВ «Утёс». Позже, в ноябре того же года, вместо крупнокалиберного пулемёта была установлена вторая ЗУ-23-2. Для создания возможности ведения огня из артиллерийских установок с необходимыми углами склонения часть бортов (примерно 1/2 высоты ограждения площадки) сделана откидывающейся. В случае, если борта не откидываются, то имеется возможность ведения огня из стрелкового оружия через закрывающиеся бойницы в них. Броневагон спецпоезда «Терек» также сварен из плоских бронеплит большого размера, расположенных вертикально. Над верхними люками воинами-железнодорожниками смонтированы две башни из шпал, в которых установлены автоматический гранатомёт и пулемёты. Личный состав также имеет возможность ведения огня через закрывающиеся амбразуры. Камуфляж бронеплощадки, броневагона, бронерубок на платформах и тепловоза спецпоезда «Терек» двухцветный: светло-серый (выцветший) с большими тёмно-зелёными пятнами. В целом, все броневые единицы подвижного состава «Терек» выполнены продуманно с точки зрения боевого применения и технически аккуратно, с высоким качеством. В периоды между выездами на выполнение боевых задач, бронепоезда располагаются на специально оборудованной, охраняемой базе в Ханкале, где имеется всё необходимое для отдыха личного состава и обслуживания техники и вооружения. Автору этих строк приходилось лично бывать на этой базе и он с полной ответственностью может отметить высокое качество её оборудования, продуманность расположения всех её элементов, чистоту и порядок, царящие там. Но рассказ о «бронепоездах», применяющихся в Чеченской Республике, был бы неполным, если не рассказать ещё об одном, весьма своеобразном спецпоезде. В октябре 2002 г. командование группировки железнодорожных войск, равно как и командование всей Объединённой группировки, с удивлением обнаружило появление в Ханкале невесть откуда взявшегося нового спецпоезда. Это поистине «чудовище» на колёсах оказалось творением МВД и имело грозное название «Козьма Минин». Экипаж спецпоезда состоял из бойцов ОМОНа ГУВДт (Главного управления внутренних дел на транспорте). Целесообразность появления этого «бронепоезда» логическому объяснению не поддаётся – трёх ранее указанных спецпоездов железнодорожных войск вполне хватало (даже без учёта имеющихся в Северо-Кавказском регионе у ФС ЖВ РФ резерва бронепоездов). Основной задачей этого поезда была перевозка личного состава МВД РФ и небольших объёмов материальных средств (для МВД). В спецпоезде «Козьма Минин», которого воины Объединённой группировки ласково прозвали «Кузьмой», всё было сделано очень оригинально и красочно. Это хорошо видно на фотографиях, которые автору удалось сделать уже в сумерках, после многих неудачных попыток «поймать» этот «неуловимый» спецпоезд. А «неуловимым» он был оттого, что появлялся и исчезал в любое время и, не имея как спецпоезда железнодорожных войск своей базы, мог находиться в любом месте весьма разветвлённой сети железнодорожных путей в Ханкале. Основным вооружением этого «бронепоезда» являлись установленные на платформах ЗПУ-4 (4 х 14,5-мм зенитные пулемётные установки КПВТ), БМП-2 и некое сооружение построенное на платформе с амбразурами для ведения огня из автоматических гранатомётов, пулемётов и другого стрелкового оружия. ЗПУ-4 были установлены в центральной части платформы, на оконечностях находились довольно громоздкие конструкции, сооружённые из шпал, брёвен и досок, местами прикрытые большими стальными листами. Все эти сооружения были прикрыты с бортов большими кусками изрядно потрёпанных и выцветших маскировочных сетей. Они использовались как жильё для расчётов пулемётных установок, а также для размещения необходимых запасов материально-технического имущества. БМП-2, установленная на платформе этого спецпоезда, не имело бревенчатых или каких-либо других экранов, прикрывающих борта машины. Мешки с песком прикрывали лишь опорные катки БМП и их экранами считать невозможно. Укрытие для экипажа машины представляло собой большое сооружение, сделанное из шпал, закрытых металлическими листами и плотно завешенное маскировочными сетями. Оно также использовалось как для постоянного проживания личного состава, так и для хранения запасов необходимого материально-технического имущества. Спереди БМП на платформе была навалена куча неочищенных берёзовых брёвен, видимо, и как укрытие машины спереди, и как запас дров для печки в укрытии. Но наиболее экзотичным и интересным было некое подобие долговременного огневого сооружения (ДОС), построенное умельцами МВД из шпал, брёвен и обшитое местами досками и массивными металлическими плитками. В стенах этого ДОСа имелось несколько амбразур с установленными возле них АГС-17 и пулемётами. Всё это сооружение было довольно-таки плотно завешено большими кусками старых маскировочных сетей. Это было сделано с целью прикрыть «своеобразие» конструкции и, наверное, окончательно сбить с толку бандитов. Однако именно над этой платформой на флагштоке развевалось большое полотнище государственного флага России*. Камуфлированную окраску имели только крытый вагон (трёхцветная: тёмно-коричневые пятна на светло-зелёном фоне) и платформы с зенитно-пулемётными установками (двухцветный: ярко-жёлтые большие пятна на светло-зелёном фоне, перемежающиеся с отдельными чёрными полосами и окантовкой). Надписи «Козьма Минин», написанные крупными белыми буквами, имелись только на пассажирском и крытом вагонах. * – Здесь следует иметь в виду то, что большого размера государственные флаги были на всех спецпоездах и устанавливались на самых мощных в огневом отношении и самых защищённых единицах подвижного состава Тем нет менее, несмотря на всё своеобразие и недостатки в оборудовании, командование Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД РФ было очень довольно тем, что у них есть СВОЙ (!) «бронепоезд», и искренне считало его не хуже других. Действительно, данный спецпоезд успешно выполнял все задачи, которые были на него возложены командованием группировки МВД РФ. В течение всего периода эксплуатации в районе вооружённого конфликта в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации спецпоезда успешно справились с возложенными на них сложными и ответственными задачами. Они доказали свою необходимость и заняли своё достойное место в комплексе вооружения и военной техники, применяющихся в условиях вооружённого конфликта. Так, например, только в течение 2002 г. ими были выполнены следующие основные задачи: • проведение инженерной разведки участка Ханкала–Гудермес–Червленая–Узловая–Моздок – свыше 32 тыс. км; • осуществление сплошного разминирования участка Ханкала–Гудермес–Червленая–Узловая–Моздок – около 1000 км; • осуществление боевого охранения и сопровождения воинских эшелонов на участке Ханкала–Гудермес–Червленая–Узловая–Моздок – более сотни воинских поездов. Была обеспечена бесперебойная подача по железной дороге всего необходимого объёма материально-технических средств для войск Объединённой группировки. С 28 августа до конца 2002 г. было осуществлено сопровождение воинских эшелонов, в которых перевезено около 20 тысяч человек. Все эти задачи выполнялись воинами-железнодорожниками в любых условиях: в жару и в холод, под дождём и под снегом. Но главное – в условиях боевого противодействия бандформирований противника. Вот несколько примеров: • 25.01.2002 г. в ходе проведения инженерной разведки личным составом СП «Терек» места производства работ на мосту через реку Сунжа были обнаружены фугасы. Угроза взрыва ликвидирована; • 9.02.2002 г. при проведении инженерной разведки личным составом СП «Терек» на 168 км был обнаружен и обезврежен фугас; • 2.03.2002. при следовании СП «Байкал» на перегоне Солкушино–Червленая произошел подрыв двух вагонов на самодельном фугасе. В ходе разведки места подрыва сапёрами спецпоезда было обнаружено и обезврежено ещё три неразорвавшихся фугаса; • 14.08.2002 г. в ходе проведения инженерной разведки личным составом СП «Байкал» на 96 км маршрута следования было обнаружено и обезврежено три фугаса; • 29.08.2002 г. на перегоне Солкушино–Червленная 149 км по СП «Байкал» произведен выстрел из подствольного гранатомета, потерь среди личного состава не было; • 3.09.2002 г. при сопровождении воинского поезда с личным составом, на 2149 км, был обстрелян СП «Байкал». В результате получили лёгкие ранения двое военнослужащих из экипажа, находившихся на платформе с ЗУ-23-2, получили повреждения ряд обеспечивающих агрегатов спецпоезда; • 11.09.2002 г. при выполнении задачи по сопровождению воинского поезда, на 2150 км, был обстрелян из крупнокалиберного пулемета и подствольных гранатомётов СП «Байкал». Обстрелу подверглись платформы с БМП-2, ЗУ-23-2 и радиостанций. Повреждена электростанция, потерь среди личного состава не было; • 14.09.2002 г. на перегоне ст. Терек–ст. Наурская, 112 км, был подорван на радиоуправляемом фугасе поезд № 2501. Личный состав СП «Терек» принял меры по охране места происшествия и восстановлению движения в кратчайшие сроки, потерь среди личного состава не было; • 28.10.2002 на перегоне Терек–Наурская 124 км произошёл подрыв железнодорожного пути и крушение нефтеналивного состава*. Личный состав СП «Терек» осуществлял охранение места происшествия и восстановительных работ, а также принял участие по восстановлению движения. * – Поезд не был воинским, а был одним из тех многих, которые перевозят добытую нефть за пределы Чечни, для дальнейшей переработки и реализации Автор отмечает, что это далеко не полный перечень случаев действий боевиков. При этом экипажи бронепоездов, как правило, с риском для жизни, быстро и умело выполняли весь необходимый объём инженерных задач и технических работ, одновременно нанося огневое поражение бандгруппам противника. В целом, в ходе выполнения боевых задач личным составом спецпоездов на участке Ханкала–Гудермес–Червленая–Узловая–Моздок было обнаружено и уничтожено большое количество фугасов и других взрывоопасных предметов. В ходе выполнения служебно-боевых задач, в течение всего периода проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации воины-железнодорожники показали высокий профессионализм, неимоверную выносливость, трудолюбие и добросовестность, храбрость и мужество. Всё это, в значительной степени, явилось следствием большого труда и высокой ответственности командного состава железнодорожных войск Российской Федерации. Автор этой публикации никогда не служил в железнодорожных войсках России, а является старшим офицером Вооружённых сил. В своих длительных командировках в 2000 и 2002 г. он выполнял служебные обязанности в составе оперативного управления штаба ОГВ (с) и часто, по служебной необходимости, соприкасался с вопросами применения железнодорожных и других войск, и поэтому в достаточной мере знает цену и значение их труда. В связи с этим, целью данной статьи ставилось не только хотя бы кратко осветить малоизвестные вопросы применения вооружения и военной техники войск других министерств и ведомств, но и отдать дань уважения и благодарности братьям по оружию, которые достойно и мужественно выполняют свой воинский долг. Автор приносит извинения читателям за неполноту и определённую неконкретность представленной информации. Это связано с необходимостью выполнения положений законов Российской Федерации о государственной тайне и невозможностью, вследствие сильной занятости автора по службе, изыскать в командировках достаточного количества времени для более тщательного изучения и фотографирования бронепоездов. | |
|
0 | |