Как свидетельствует военная история конца XX–начала XXI вв., в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов соединениям, воинским частям и подразделениям регулярных армий чаще всего приходилось вести борьбу с военными (в основном, иррегулярными) формированиями противника, применявшими партизанские методы войны. Эти формирования вооружены стрелковым оружием, а также минометами, безоткатными орудиями, переносными противотанковыми и зенитными ракетными комплексами.
Успешно действовать иррегулярные формирования (читай – бандформирования) могли только в сложных условиях местности: горах, лесах (в т. ч. джунглях), населенных пунктах, В голой степи и на другой открытой местности при применении современных средств разведки и поражения партизанить невозможно.
Практический опыт выполнения боевых задач в районах вооруженных конфликтов показал, что наибольшую эффективность в таких условиях показывает боевая бронированная техника, обладающая следующими свойствами:
• высокой проходимостью и большой удельной мощностью;
• надежностью в эксплуатации, простотой в обслуживании и ремонте в тяжелых полевых условиях;
• удобством действий на ней членов экипажа, размещения десанта и военного имущества в ходе выполнения служебно-боевых задач при длительном отрыве от мест постоянной дислокации или базовых центров.
В Российской армии таким требованиям в наибольшей степени отвечают только 2 машины: многоцелевой бронированный гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ и колесный бронетранспортер БТР-80. Однако лучшей проходимостью и достаточной удельной мощностью обладает МТ-ЛБ. При этом тягачами в войсках эти машины давно никто не называет, так как уже не одно десятилетие абсолютное большинство их используется в качестве бронетранспортеров и базовых шасси для различных огневых средств, а также средств боевого и технического обеспечения.
Транспортеры МТ-ЛБ активно использовались практически во всех локальных войнах и вооруженных конфликтах, в которых принимала участие Россия (Советский Союз) в конце XX в. Но наибольшее применение они получили в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации в 1999 – 2000 гг. На эту существенную особенность применения бронетехники мало кто обратил внимание. А зря. Так, например, в середине ноября 1999 г. на территории Чеченской Республики в соединениях и частях группировки Вооруженных Сил действовало 667 МТ-ЛБ и только 426 колесных БТР. И в дальнейшем, до середины 2000 г., количество МТ-ЛБ в войсках группировки всегда было не менее 500 единиц. Почти вся группировка «Западная» воевала на МТ-ЛБ. Например, в составе спецотряда, действовавшего в ноябре 1999г. на направлении развалины Таргим – развалины Камалхи было 8 танков Т-72, 1 БТР и 55 МТ-ЛБ. В составе ВМГ (войсковой маневренной группы) 503 мсп в июне 2000 г. было танков – 5, БТР-80 – 6, БРДМ – 2 и МТ-ЛБ – 44. В составе 291 мсп, действовавшего в июне того же года в Шатойском районе Чечни, танков было 13, БТР – 13 и МТ-ЛБ – 146. В воинских частях и подразделениях группировки войск «Восточная» также действовали сотни этих машин. И таких примеров можно привести еще множество. Наряду с «чисто МТ-ЛБ», в Чеченской Республике применялось большое количество боевых и других машин, созданных на его базе.
Десант в МТ-ЛБ
Столь массовое применение МТ-ЛБ было обусловлено, в первую очередь, тем, что в составе Объединенной группировки войск (сил) в Чеченской Республике было большое количество соединений и воинских частей, прибывших из военных округов, в которых, в силу их географического расположения, почти все мотострелки имели на вооружении именно эти машины. Никакую другую бронетехнику в тех районах России круглый год и вне дорог применять для военных целей невозможно. Более того, часть войск Северо-Кавказского военного округа также воевала на МТ-ЛБ, на которые их перевооружили взамен вконец изношенных колесных БТР (в основном – БТР-70).
МТ-ЛБ использовались, главным образом, в качестве БТР для перевозки мотострелков. Вместе с тем, эти машины широко использовались как штатные транспортеры в санитарных ротах мотострелковых полков. Иногда встречались МТ-ЛБ с установленными на них ЗУ-23-2 или 82-мм автоматическими минометами 2Б9М «Василек». Активно применялись и созданные на базе МТ-ЛБ самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика», машины управления артиллерией 1В13, 1В14 и 1В15, а также установки разграждения УР-77.
Применение этих боевых машин оказалось успешным, особенно зимой и в переходные времена года, поздней осенью и в начале весны. Именно высокая проходимость, обусловленная очень маленьким удельным давлением на грунт (0,46 кг/кв.см) и сравнительно большая удельная мощность (19,6 л.с./т) позволяли МТ-ЛБ гораздо лучше всех остальных гусеничных и колесных машин передвигаться по глубокой грязи и снегу, уверенно взбираться по крутым горным дорогам и склонам. Зачастую, кроме МТ-ЛБ, в некоторые районы добраться было больше не на чем. При этом в мотострелковых подразделениях, как правило, каждой 5-ой машиной была МТ-ЛБВ, т.е. транспортер с уширенными гусеницами (удельное давление на грунт 0,28 кг/кв.см, почти в 2 раза меньше, чем у человека!). Они могли уверенно передвигаться по любому раскисшему грунту вперемежку со снегом и, при необходимости, оказать помощь, вытащить или отбуксировать со сложного участка даже своих собратьев с обычными гусеницами.
Большой объем десантного отделения с мощным отопителем и большая плоская крыша корпуса создавали наиболее благоприятные условия для размещения и перевозки личного состава, вооружения и материальных средств. Все это, помноженное на высокую надежность и неприхотливость в эксплуатации, относительную простоту в обслуживании и ремонте, делало МТ-ЛБ просто незаменимой машиной. При этом наибольшее количество похвал от офицеров и солдат приходилось слышать в адрес установленного на машине двигателя ЯМЗ-238В.
Однако не следует слепо и безоглядно восторгаться этой, несомненно, незаурядной машиной. Ей присущи и достаточно серьезные, причем «врожденные», недостатки. Это недостаточная защищенность (слабая бронезащита даже от стрелкового оружия обычного калибра, слабая защищенность от минного оружия (слишком тонкое днище), низкая живучесть из-за расположения тонкостенных топливных баков большого объема под сиденьями десанта) и очень слабое штатное вооружение.
Но винить создателей МТ-ЛБ не в чем – они делали транспортер-тягач для противотанковой артиллерии, и не более того! И у них это очень хорошо получилось. Но даже на время 1960-х требования для простого, легкого гусеничного бронетранспортера были другими, остались таковыми и в настоящее время. Ведь пехота гораздо ближе, чаще и дольше находится под непосредственным воздействием различных средств поражения противника, чем артиллерийские подразделения, даже противотанковые. А уж первыми на мины «влететь», несмотря на постоянную работу саперов, увы, стрелкам, как говорится, сам Бог велел.
Если же начать наращивать бронирование и монтировать все более мощное пушечно-пулеметно-ракетное вооружение, сохраняя за машиной функции бронетранспортера, то она теряет свои главные качества: отличную проходимость и достаточную удельную мощность, надежность и простоту в эксплуатации (применение, техническое обслуживание и текущий ремонт), удобство в размещении десанта. Вследствие этого она потеряет свою уникальность и, как следствие, свою необходимость. Но проблемы решать надо. И именно с ней – на создание новой многоцелевой, гусеничной, бронированной машины, которую, без всяких сомнений, могут создать наши конструкторы, финансов в родном Отечестве однозначно не найдется. Об этом убедительно свидетельствует опыт последних 15 лет нашей истории.
При создании семейства боевых машин на базе МТ-ЛБ необходимо исходить из того, что они, из-за особенностей своих технических характеристик, предназначены для применения, прежде всего, в сложных условиях местности (тундра, лесисто-болотистая, горно-лесистая местность и т. п.). А там основная роль в ближнем бою принадлежит пехоте. Поэтому пеших стрелков должно быть много, вследствие чего численность десанта в бронетранспортере (БМП) должна быть достаточно большой, а условия размещения пехотинцев, в целях подержания их высокой боеспособности – хорошими.
МТ-ЛБ в Чечне
В тоже время, как показала практика, после установки на машину достаточного мощного и современного комплекса пушечно-пулеметно-ракетного вооружения с приборами и агрегатами системы управления огнем и размещения необходимого боекомплекта к нему, для 5 – 7 человек десанта с их полной экипировкой, особенно зимней, места просто не остаётся. А это противоречит основному предназначению МТ-ЛБ (БТР).
Поэтому возникает объективная необходимость иметь на базе модернизированного МТ-ЛБ 2 основные машины: собственно бронетранспортер для пехоты с легким вооружением и боевую машину огневой поддержки (БМ ОП) с комплексом более тяжелого пушечно-пулеметного и ракетного вооружения. Эти же БМ ОП смогут выполнять и роль БМПТ – боевых машин поддержки танков. В первую очередь, легких, предназначенных для выполнения боевых задач на географически сложных ТВД и в составе мобильных сил.
Это будут основные боевые машины в боевых порядках мотострелковых взводов и рот мотострелковых батальонов. На этом же корпусе (базе) необходимо иметь и командно-штабные машины командиров и начальников штабов батальонов, командира и соответствующих должностных лиц управления полка, а также огневые средства (минометы, орудия ПА, ЗПРК и т п.) и средства всестороннего обеспечения (разведки, РЭБ, инженерные, РХБЗ, технического и тылового обеспечения). Этим будет достигнут примерно одинаковый уровень технических характеристик машин полка (бригады) и максимально возможная их унификация.
Усилить защищенность МТ-ЛБ, не уменьшив при этом ее проходимость, можно лишь применением нестандартных решений, в том числе за счет комбинированной бронезащиты с использованием высокопрочных композитных материалов и, где возможно, разнесенного бронирования с динамической защитой.
Наряду с этим нужно обязательно убрать топливные баки из десантного отделения (из-под сидений личного состава), так как при подрыве фугаса под днищем или пробитии бортовой брони кумулятивной гранатой РПГ эти большие тонкостенные емкости с горючим разрываются и возникает, как правило, сильный пожар. Топливо целесообразнее, с точки зрения повышения живучести, распределить по нескольким, обязательно бронированным, меньшим емкостям. Например, в двигательном отсеке, надежно изолировав его от десантного отделения (за счет его увеличения), а также разместив часть из них на кормовом броневом листе снаружи.
Вооружением для бронетранспортеров должны быть крупнокалиберные и обычного калибра пулеметы, смонтированные на крыше корпуса возле люков с прикрывающими их наводчиков бронещитками. Это бронетранспортеры для стрелков в чистом виде. Здесь важна многоканальность вооружения и защищенность, живучесть машины. Машины огневой поддержки должны иметь башенный пушечно-пулеметный модуль, так как его уже устанавливают на БТР-80А. Здесь ведь тоже нужна унификация.
Указанные варианты решения проблемы повышения защищенности и огневой мощи не являются единственными. Есть и множество других, но в любом случае необходимо помнить – эта машина «имеет смысл» лишь при условии сохранения ее великолепной проходимости и большой удельной мощности. Возможно, поэтому необходимо сразу предусмотреть установку более мощного двигателя (лучше всего – надежного и неприхотливого от ЯМЗ) и «переобувание» всех машин на уширенную гусеницу от МТ-ЛБВ.
В настоящее время наиболее известными являются такие модификации как МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ. В отличие от других версий, их не только показывали на разного рода выставках, но и обкатали в районе вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Автор лично видел их в Чечне в 2000 – 2002 гг. и смог собрать некоторую информацию о результатах их испытаний.
МТ-ЛБМ 6МА, военный номер 15-67, и МТ-ЛБМ 6МБ, военный номер 15-68, проходили испытания в составе отдельного ремонтно-восстановительного батальона (орвб) 42 гв. мсд с местом базирования в Ханкале. Известно, что пробег с начала эксплуатации модернизированных гусеничных транспортеров-тягачей МТ-ЛБМ модификаций 6МА и 6МБ на конец 2001 г. составлял свыше 9,5 тыс. км.
По результатам опытной эксплуатации этих машин войсковыми офицерами были указаны следующие основные недостатки:
• техническое обслуживание удобно, но имеет большую трудоемкость из-за повышенного износа некоторых деталей и узлов;
• машина хорошо управляема, за исключением затруднения переключения передач и частой необходимости в регулировках механизмов и приводов;
• практически невозможно размещение личного состава в десантном отделении как в варианте 6МА (с башней от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ), так и в варианте 6МБ (с башенной пушечно-пулеметной установкой с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ);
• размещение грузов, по сравнению с обычными МТ-ЛБ, ограничено, погрузка (выгрузка) затруднена.
По результатам испытаний был сделан вывод о том, что машины оправдывают себя при эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, включая горную местность.
Были высказаны предложения, в том числе:
• решить вопрос надежного переключения передач;
• усовершенствовать отвод пороховых газов при стрельбе;
• боекомплект вооружения разместить более удобно;
• усовершенствовать систему отопления отделения управления и десантного отсека;
• усилить крепление дверей десантного отсека для предотвращения обрыва сварки;
• увеличить количество инструментов и запасных частей в комплекте ЗИП;
• дооборудовать на броне крепление для бревна самовытаскивания.
Завершая статью, можно сделать следующие выводы:
1. Массовое и длительное применение многоцелевых транспортеров-тягачей легкобронированных (МТ-ЛБ) для выполнения боевых задач в районе вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе РФ в сложных условиях местности и в разные времена года показало высокую эффективность и надежность этих машин и полностью себя оправдало.
2. В связи со сложной военно-политической обстановкой в мире, большой вероятностью возникновения и эска-лации разного рода вооруженных конфликтов и локальных войн в различных регионах со сложными условиями местности, появилась объективная необходимость создания достаточного количества бронетранспортеров, боевых машин огневой поддержки и других бронированных машин на базе МТ-ЛБ, но с качественно лучшими защищенностью, приборами наблюдения и средствами управления, комплексом огневых средств с соответствующей системой управления огнем (для боевых машин огневой поддержки).
Но все это – при условии сохранения прежних величин удельного давления на грунт и удельной мощности (ее, впрочем, можно было бы и повысить!). Только при соблюдении этого условия имеет смысл модернизировать такую замечательную машину.
Многоцелевые транспортеры-тягачи легкобронированные (МТ-ЛБ), как указывалось выше, используются как бронетранспортеры и как база для других машин в наибольшей степени в соединениях и воинских частях Сухопутных войск и береговых войск ВМФ РФ на Дальнем Востоке, в Сибири и на севере в европейской части нашей страны. Более того, они стали основной техникой мотострелков и в ряде воинских частей в центральной и юго-западной частях России, заменив там переслужившие все сроки колесные БТР-70. Поэтому автор счел необходимым представить несколько фотографий, на которых показано применение МТ-ЛБ в ходе боевой подготовки в некоторых частях Приволжско-Уральского военного округа. |