28.05.2010   5759 Stimul 

Исполнившие приказ (о входе группировок в Грозный)

В середине дня 1 января 1995 года, когда вся страна то ли ещё просыпалась, то ли вообще отходила ко сну после новогоднего веселья, в центре Грозного погибали мотострелки из 131-й Майкопской бригады и 81-го Самарского полка, входившие в группу войск "Северо-запад". Только руководивший этой группой генерал Константин Пуликовский рискнул в точности исполнить план командующего Объединённой группировкой Анатолия Квашнина и стремительным броском ввёл свои части в центральные кварталы города - так, будто чеченские отряды уже капитулировали и не намерены оказывать сопротивление.

Мотострелков окружили в районе железнодорожного вокзала и начали методично расстреливать. Командиру 81-го полка Алексею Ярославцеву, если вдуматься, повезло: он был ранен при входе в город и отправлен в госпиталь. Командир 131-й бригады полковник Иван Алексеевич Савин по радио требовал подкреплений - но все попытки прорваться к нему на помощь оказались тщетны. Наконец, после полудня он решил отходить:

Пеленг:

12:21

Комбриг просит разрешения на отход. Дают разрешение на выход, но только в парк им. Ленина.

12:21

Комбриг докладывает, что уйти не может, более 60 раненых, он не может их бросить.

12:30

Калибр и 1 мсб окружены. Противник идет в атаку. До вокзала 50 м. Комбриг говорит: "Нас завели специально в мышеловку. Мы сопротивляться не можем, нет боеприпасов. Генералы - ....."

Подполковник Владимир Зрядний:

Командир говорит: "Будем ждать, потому что очень много раненых, убитых, надо подождать!" Солдаты все сидели по углам, потому что никто не хотел умирать, все прятались, ложились под стены.

Пеленг:

12:40

Ко 2 мсб подошли 2 БМП

12:55

Рядом с вокзалом, по докладу комбрига, прошла техника "Султана" - ушли вправо.

12:55

Гранатометчики с тыла открыли огонь по вокзалу напрямую

В это время к окруженным пытался пробиться один из танковых батальонов, но дошел только до товарного дворика станции. Там его тоже сожгли.

(Литовкин В. Расстрел 131-й Майкопской бригады // Известия. 1995. № 4. 11 января. С. 4)

Пеленг:

13:05

"Камин" пытается выйти в тыл вокзала на помощь комбригу - подрыв на мине.

14:20

Комбриг просит конкретной и реальной помощи, артиллерия отрыла огонь. Огонь корректируют комбриг и нач. РВиА.

14:00 [вероятно, 15:00]

Танк забрал четырех раненых и ушел в тыл, связь пропала.

14:10 [вероятно, 15:10]

Пропала связь со всеми, кто был в здании вокзала.

15:20

Десантники пробиться не смогли, уходят обратно, уже поздно, скоро стемнеет.

Зрядний:

Где-то, наверное, часа в три после полудня немножко прекратился обстрел, перестали стрелять из гранатометов ... В три часа Савин вызвал к себе командиров рот и спросил, сколько имеется в наличии бронетехники целой, посчитали - порядка семи БМП было целых еще.

В 16 часов опять начали гранатометчики стрелять, жечь оставшуюся технику. Я говорю: "Иван Алексеевич, надо срочно выносить раненых и уходить как можно быстрее отсюда!" Он дал команду: "Выводите БМП!" Напротив здания вокзала гостиница, завести туда БМП. И часов около пяти вечера туда повели раненых, начали туда перемещаться.

В эту БМП, которая была подбита, но на ходу, в нее начали заталкивать .., сколько можно было людей заталкивать! Во внутрь - в десант, в башню, куда можно было, и сверху тоже. Столько людей село на броню, что прямо была облеплена эта машина, там не то что негде было присесть, встать негде было. Все считали это той ниточкой, которая еще могла связывать людей с жизнью! Я находился прямо на эжекторе БМП, кто сидел за мной, держался за полы бушлата, за что можно было взяться.

Куда ехать? Я не знал, куда ехать! Ну, спрашиваю: "Куда там ехать?" Сидел еще со мной еще старший лейтенант, танкист какой-то, он говорит: "Водитель наверное знает! Он заезжал, он знает, как выезжать!" Поехали.

БМП выехала дворами, ее не обстреливали, потому что интенсивно стреляли по зданию вокзала. Водитель проехал порядка полутора километров прямо, потом была развилка дорог, он повернул налево. Кто-то кричит: "Неправильно поехал, надо ехать в противоположную сторону!" А уже метров, наверное, триста, может быть, чуть-чуть больше проехали! Ну, солдат развернул быстро.

В это время выстрелил гранатомет, и потом было еще два, машину понесло, ударило ее о бордюр. Я упал и оказался впереди, за ступеньками дома, и пополз вперед вдоль здания, где-то метров 30 и притаился.

Механик-водитель завел заглохший мотор, попытался возобновить движение - тогда БМП сожгли из гранатомета. Комбриг Иван Савин остался лежать среди убитых. Погиб не только командир, но и почти весь штаб, почти все офицеры управления.

Из 26 танков бригады, вошедших в Грозный, сожжено 20. Из 120 боевых машин пехоты из города эвакуировано только 18. Полностью уничтожены все шесть зенитных пушечно-ракетных комплексов "Тунгуска". 74 человека вместе с начальником оперативного отдела корпуса оказались в плену.

Контуженный в бою на вокзале заместитель командира по воспитательной работе подполковник Валерий Конопацкий вышел из окружения самостоятельно через неделю. Еще 175 человек, потеряв только 10 солдат и офицеров убитыми, привел в расположение своих войск начальник штаба одного из батальонов...

(Литовкин В. Расстрел 131-й Майкопской бригады // Известия. 1995. № 4. 11 января. С. 4)

Та же участь постигла и подразделения 276-го мотострелкового полка Уральского военного округа, приданные на усиление ударной группировки "Северо-запад". По словам заместителя командира батальона этого полка майора Пономарева, полк в основном понес потери

... 31, 1 и 2 числа. Рота мотострелковая была послана на усиление части другого округа, Майкопской бригады, воевала в районе вокзала. Как можно ротой что-то усилить, не знаю. Один взвод до сих пор найти не можем - Зыкова Игоря. Из этого месива у нас из четырех машин не вышла ни одна. И только четыре человека остались в живых. Ребята Сафронова, Зыкова все попали в плен в бессознательном состоянии. ...

(Солдаты ощущают себя в Чечне как на вражеской территории // Независимая газета. 1995. 18 февраля. С. 2)

Двадцатидвухлетний старший лейтенант Зыков Игорь Александрович из Первоуральска Свердловской области по спискам штаба Объединённой группировки числился в плену по крайней мере до августа 1995 года. Его, однако опознали в Ростове-на-Дону, в 124-й специальной медицинской лаборатории: там его тело числилось под номером 176, то есть среди доставленных из центра Грозного - скорее всего, он погиб тогда же, в ходе боёв в первых числах января.

А командир экипажа танка младший сержант Сафронов Сергей Владимирович, попавший в плен с тяжёлыми ожогами, выжил. С августа 1995 года он находился в здании детского сада в селе Чири-Юрт, куда штаб Масхадова собирал пленных для обмена "всех на всех". К Сафронову туда из уральской глубинки приехали родители, но ждать им пришлось долго: обмена не было. В марте 1996-го одностороннего освобождения чири-юртовских "сидельцев" добился правозащитник Виктор Попков.

*****

Между тем, остатки 131-й бригады и 81-го полка продолжали биться в окружении в районе вокзала.

Чуда не произошло. Западная и восточная группировки не выполнили, да и не могли выполнить поставленную задачу: "мощными концентрическими ударами" войти в центр города, чтобы соединиться с главной ударной группировкой... и вместе с ней погибнуть.

Но есть ведь и иное мнение: если бы гениальный план был выполнен, операция увенчалась бы успехом. По словам командовавшего штурмом Грозного генерала Квашнина ("Красная звезда", 2 марта 1995 г.),

...на ход событий существенную роль оказало то, что не выполнила поставленную задачу восточная группировка войск... Один из полков [129 мсп - А.Ч.] ее наступал вдоль железной дороги, вошел в город, но затем, углубившись на три-четыре квартала, был остановлен завалами и огнем из стрелкового оружия и гранатометов.

Решением генерал-майора Стаськова направление дальнейшего выдвижения полка было изменено. В районе 2-го микрорайона он вышел к подготовленному опорному пункту, где в последующем был блокирован противником. В течение ночи с 31 декабря на 1 января полк отбивал атаки боевиков, понес потери, затем по моему приказу [приказу А.Квашнина] отошел в ранее занимаемый район."

На самом деле, 129-й полк просто не дошёл до "точки невозврата", пробиться откуда было бы невозможно. И насчёт "подготовленных опорных пунктов" Квашнин немного лукавит: таким опорным пунктом для гранатомётчиков является обычная городская застройка. А отходили они тяжело: так, один из танков тащил за собою на буксире два БТРа, на которых сидели пятнадцать бойцов и лежали до трёх десятков тел погибших (об этом, в частности, говорилось и в фильме Алексея Поборцева). Но далее генерал Стаськов оказался "виновен" в том, что не допустил уничтожения своих солдат...

*****

"Западная" группировка генерал-майора Петрука также не выполнила поставленную задачу. Части 19-й мотострелковой дивизии полковника Г.Кандалина "значительно медленнее, чем требовала обстановка, выдвигались на усиление западной группировки, хотя происходило это выдвижение под руководством заместителя командующего СКВО по боевой подготовке генерал-лейтенанта С.Тодорова" ("Красная звезда", 2 марта 1995 г.) - имеется в виду 503-й мотострелковый полк. 30 декабря часть совершила бросок Моздок - Грозный. По словам рядового Павленко Константина Алексеевича (пленён 5 января, освобождён 5 марта 1995 г.),

Офицеры и так всю дорогу пьяные, а тут еще Новый год. Лейтенант Ященко, единственный из офицеров не пил. 31 декабря в 00:10 объявили: едем разоружать бандформирования. В 02:30 - обстрел, раненые, убитые. Оказалось, по нам били внутренние войска, а мы - по ним.

(Минкин А. Честный Ельцин сказал то, что думал // Московский комсомолец". 1995. 20 января. С. 1-2)

Оказалось, что у армии и внутренних войск по-разному обозначают "своих" и "чужих", и на окраине Грозного началась перестрелка:

В ходе сорокаминутного боя в роте Ященко сгорели две машины. Часть внутренних войск, контролировавшая выезды из Грозного, понесла ощутимые потери.

3 января рота Ященко получила приказ занять и оборонять здание депо, для чего технику было решено оставить (больше ее никто не видел). Жестокие бои продолжались два дня, и к исходу 5 января в живых оставались несколько десятков защитников "цитадели", которые, постепенно истощив боеприпасы, вынуждены были прекратить сопротивление во избежание бессмысленного кровопролития.

(Орлюк С., Варшавчик С. Россия - в плену иллюзий. Россияне - просто в плену // Новая ежедневная газета. 1995. 18 января.)

Но то, чего не смогла группировка "Запад", отчасти сделали части группировки "Север" Льва Рохлина. Так, по словам зенитчика Александра Лабзенко,

...За забором автосервиса ... оказывается, горбольница, там воюет наш волгоградский полк. Постараемся пробиться к ним. ... Стреляя на ходу из всех видов оружия, побежали впереди двух БМП под защиту больничных корпусов, где уже сидел в осаде волгоградский полк. В его рядах эти тридцать человек - саперы, зенитчики, мотострелки из сотни воинов 3-й мотострелковой роты 1-го батальона 131-й майкопской бригады, кто вошел 31-го в Грозный, воевали еще целую неделю, пока главные силы армейского корпуса не пробили к больнице небольшой коридор и им не пришел приказ выходить в тыл, к аэропорту "Северный". ...

(Литовкин В. Расстрел 131-й Майкопской бригады // Известия. 1995. № 4. 11 января. С. 4)

Хотя бригада лишилась управления и была рассечена, не все из отходивших мелких групп постигла участь Савина и Зряднего - многие из 446 вошедших в город перед Новым годом бойцов Майкопской бригады смогли спастись.

*****

Лаконичную оценку новогодней катастрофы и ее причин дал в интервью Александр Лебедь, тогда еще командующий 14-й армией:

Где тот полк, который должен был за два часа решить проблему? ... Если полк не справился, где те мобильные силы, свежесозданные?

Какой можно, к чертовой матери, ввести конституционный порядок, развалив полностью город, завалив его трупами?

Так было всегда - политики одним росчерком пера, сидя за 2000 километров от места событий, развязывали войны. Солдаты - от рядового до генерала - всегда умывались кровью, оплачивая эти бездумные решения. А виноватых искать бесполезно - коллегиальность; раньше коллегиально решение принимало Политбюро ЦК КПСС, а теперь Совет Безопасности. Не найдете вы виноватых.

Сборные, сбродные подразделения - толпа, никоим образом не сплоченная, не сколоченная, - это не рота, не батальон: их били и будут бить. Собрать в кучу 9 женщин с беременностью по месяцу, ребенок все равно не родится.

Солдат должен знать, во имя чего и ради чего он воюет. И за что он рискует утратить здоровье и даже саму жизнь. И должен быть соответствующий настрой и соответствующий дух. А зачастую людей туда бросали на "перегон техники".

А для того, чтобы принцип единоначалия осуществлялся, надо соблюдать другой принцип: каждый солдат должен знать свой маневр. У нас не только солдат не знает, но и зачастую генерал своего маневра не ведает.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]