ДОКЛАД ГОСДУМЕ
председателя Комитета ГД по обороне Льва РОХЛИНА
по факту гибели военнослужащих 245 мотострелкового полка
в Чеченской Республике 16 апреля 1996 года
26 апреля 1996 года
Трагедия с расстрелом колонны 245 мотострелкового полка явилась следствием его неподготовленности к ведению боевых действий.
История формирования, развертывания и боевой деятельности полка является типичной для массы таких же полков и бригад Министерства обороны и войск МВД, воюющих в Чеченской Республике.
Потери полка с момента его ввода в зону боевых действий составили 220 человек. Только за последние четыре месяца полку трижды наносились чувствительные удары:
первый - при захвате дудаевцами блок-поста № 24, когда в связи с полной потерей бдительности были разоружены часовые, захвачены в плен 31 военнослужащий, 12 человек погибло и 8 было ранено;
второй - в бою за населенный пункт Гойское, в котором из-за неправильно принятого решения погибло 24 человека, 41 - ранен и 3 - пропали без вести;
и третий - расстрел 16 апреля колонны в ущелье в полутора километрах севернее Ярышмарды, где в результате безалаберности, тактической безграмотности, отсутствия взаимодействия, потери бдительности погибло 73 военнослужащих, 52 ранено, уничтожены 6 БМП, один танк, одна БРДМ, 11 автомобилей.
Систематически полк нес и более мелкие потери.
Такое положение сложилось, прежде всего, из-за недобросовестного выполнения обязанностей руководством Министерства обороны.
Вина руководства Министерства обороны состоит в том, что, сокращая армию с 3,5 до 1,7 миллионов человек, оно не оставило в ее составе развернутых по полному штату, высоко обученных, материально укомплектованных соединений и частей.
Опыт показывает, что наличие 2-3 таких дивизий с самого начала боевых действий могло обеспечить оперативное решение всех военных вопросов в Чечне.
Таких дивизий не оказалось, несмотря на то, что только в Западной группе войск до вывода в Россию их было 18.
Для выхода из создавшегося положения, после неудачи со взятием Грозного, руководство Министерства обороны принимает решение срочно развернуть части сокращенного состава и направить их в зону боевых действий.
В число таких частей попадает и 245 мотострелковый полк, дислоцирующийся в пос. Мулино под Нижним Новгородом.
В течение 10 дней с 8 по 18 января 1995 года полк развертывается с увеличением списочной численности со 172 до 1700 военнослужащих за счет пополнения призывного контингента из Дальневосточного военного округа и офицеров и прапорщиков из состава армии. Срочным образом пытаются организовать боевое слаживание, но в связи с отсутствием времени это удается сделать лишь на уровне взводов без проведения ротных, батальонных и полковых учений. Кроме того, на должности стрелков, пулеметчиков, гранатометчиков, снайперов пришлось ставить необученных солдат, первоначальная подготовка которых обычно занимает 3-6 месяцев, а не отведенные 10 дней.
Таким образом уже при убытии в Чечню полк своей неслаженностью, отсутствием тактического мастерства, низкой обученностью личного состава был обречен на потери.
Эту обреченность усугубили другие ошибки Министерства обороны.
К таким ошибкам следует отнести решение о смене офицеров в зоне ведения боевых действий через 3 месяца.
В период нахождения полка в Чечне сменилось 4 комплекта офицеров. При этом уровень профессиональной подготовки присылаемых на замену офицеров постоянно снижался из-за ограниченных возможностей округа, в котором находятся, в основном, части сокращенного состава, а также из-за малого временя их подготовки на специальных сборах. Этот недостаток дополняют и сжатые сроки смены офицеров, которая осуществлялась в течение 2-3 дней без передачи накопленного опыта.
По собственной службе знаю, что 3 и даже 6 месяцев нахождения в районе боевых действий явно недостаточно для приобретения боевого опыта. Поэтому, еще толком не научившись воевать, приобретя первоначальный опыт ценой потерь личного состава, офицеры сдавали должности вновь прибывшим, которые вновь учились на своих ошибках, неопытными решениями подставляя себя и подчиненных под огонь противника.
Второе упущение связано с пополнением по замене выбывшего из строя личного состава добровольцами прямо из военкоматов без проведения предварительной подготовки в расчете на полученные ими ранее навыки при прохождении срочной службы. В виду того, что многие из призванных отправлялись не по специальности, многое забыли или имели слабую прежнюю подготовку в армии, по сути дела они становились "пушечным мясом".
Министр обороны забыл о том, как готовились резервы для Афганистана, когда офицеры месяцами занимались в батальонах офицерского резерва, а солдаты отправлялись в боевые части только после напряженной боевой подготовки в учебных подразделениях в течение не менее четырех месяцев.
Третье упущение связано с отсутствием достаточного контроля и помощи войскам как со стороны Министерства обороны, так и руководства страны.
Многие воюющие части, особенно в войсках МВД, укомплектованы личным составом всего лишь на 70 процентов, исправной техникой - на 50-60 процентов. В течение нескольких месяцев военнослужащим не выдается заработная плата, имеются перебои в обеспечении частей продовольствием и вещевым имуществом. Зачастую идет беспрецедентное давление на армию средств массовой информации.
Со стороны руководства армии нет достаточно строго спроса за потери. Министр обороны опять забыл, как за это спрашивали в Афганистане.
Руководство Министерства обороны редкий гость в Чеченской Республике, а если и появляется там, то не дальше аэропортов Северный и Ханкала, после чего срочно улетает.
Такое отношение к делу, когда все государство буквально "бьет тревогу" по событиям в Чечне, когда решается вопрос будущего страны, конечно недопустимо.
Все перечисленное подтверждает, что 245 мсп, как и многие другие части, в течение всего периода боевых действий был обречен на потери.
Это же подтверждает и опыт лучших подразделений, таких как 136 омсбр (командир - подполковник Дианов Виктор Васильевич). Эта бригада была развернута до начала боевых действий, перед вводом в Чечню ее доукомплектовали и предоставили возможность провести в течение трех месяцев напряженную боевую подготовку. На данный момент бригада воюет с большими успехами и минимальными потерями. В бригаде умело используются все виды оружия, грамотно организуется взаимодействие всех имеющихся сил и средств.
Виновато в случившемся и руководство страны, которое своим невниманием и снижением контроля за силовыми структурами допустило создавшуюся в войсках ситуацию.
Как могло случиться, что сейчас, кроме отсутствия в армии развернутых частей, в Чечне не хватает боевой техники?
Войска выводились не только из Западной группы войск, но были еще Центральная, Северная, Южная группы, группа войск в Монголии и Северо-западный военный округ.
Своевременно не был остановлен в период "эйфории демократии" и натиск на армию, в результате которого она оказалась без призывного контингента. В частях не оказалось солдат. В караулы ходили офицеры.
Не был установлен и контроль за реформой в Вооруженных Силах. Сокращение коснулось в основном боевых частей, а осталось множество лишних управлений, институтов, предприятий, своевременная ликвидация которых повысила бы укомплектованность боевых частей и уровень их обеспечения.
И, наконец, самое важное - армия осталась без финансирования. Офицеры месяцами не получают денежное довольствие. Им уже не до боевой подготовки и овладения боевой специальностью. У них стоит вопрос, как выжить. Солдаты недоедают. В войска не поступает нужная техника, без которой не решить на высоком уровне боевые задачи.
В Чечне Министр обороны и руководство государства стали заложниками отношения к армии и совершенных ими ошибок.
Кроме указанных выше объективных причин, в рассматриваемом случае имели место и ряд грубых профессиональных ошибок как непосредственно в 245 мсп и соседнем 324 мсп, так и в руководстве Оперативной группы Министерства обороны.
При подготовке к отправке колонны 245 мсп из пункта дислокации близ Шатоя в Ханкалу, планируемой на 15 апреля, за материальными средствами Командование и штаб Оперативной группы (Командующий - генерал-майор Кондратьев) допустили серьезные нарушения в установленном порядке предотвращения нападения бандформирований на войсковые колонны. Командующий лично планированием и подготовкой проводки колонн не занимался, возложив эти вопросы на Начальника штаба Оперативной группы.
Штабом при подготовке проводки колонны не были уточнены задание командирам частей, в зоне ответственности которых определены маршруты движения колонн, не организовано взаимодействие сил и средств в базовых центрах с проигрышем эпизодов по отражению нападения на колонну. Не было отдано письменного распоряжения командиру 324 мсп об обеспечении проводок колонны. Штаб не потребовал доклада о готовности маршрута от командиров 245 и 324 мсп. Был нарушен приказ о необходимости наличия в колоннах двух командно-штабных машин для организации надежной связи. Не было выделено авиационное обеспечение, хотя колонна не выпускалась из Ханкалы до 12.00 16 апреля из-за плохих погодных условий.
Внезапное нападение боевиков на колонну стало возможным вследствие необученности, халатности и потери бдительности командования и личного состава 324 и 245 мсп, длительное время находящихся в районе, подписавшем мирные соглашения. Большинство постоянных блок-постов в зоне ответственности полков были сняты. "Огневая обработка" наиболее опасных участков местности не велась.
Командир 245 мсп при наличии прямой связи взаимодействие с командиром 324 мсп не организовал. Не было отработано решение командира 324 мсп на проводку колонны в своей зоне ответственности, где произошло уничтожение колонны. Разведка маршрута движения не проведена, временные блок-посты на опасных участках не выставлены, что позволило боевикам заблаговременно подготовить в инженерном отношении и тщательно замаскировать огневые позиции на выгодных для засады участках местности.
Проверка состояния дел в базовых центрах показала, что в 324 мсп имеются серьезные недостатки в служебно-боевой деятельности. Информация о прохождении колонны с блок-поста на командный пункт полка не была доведена, бронегруппа, отправленная начальником штаба полка для оказания помощи колонне, была возвращена командиром полка. О снятии блок-постов в зоне ответственности полка начальник штаба вообще не доложил командиру полка.
В свою очередь, командир 245 мсп, отправляя колонну, назначил старшим ее заместителя командира полка по вооружению - лицо, не компетентное в вопросах ведения общевойскового боя. Из общевойсковых командиров в составе охранения колонны самым высоким должностным лицом был командир взвода.
В ходе проводки колонны не велась разведка местности с использованием пеших боевых дозоров, даже в наиболее опасных местах. Не осуществлялось и выставление на наиболее опасных участках боковых сторожевых застав, а также занятие выгодных высот на маршруте движения. В полку не были созданы резервы сил и средств для оказания немедленной помощи колонне. А отсутствие резерва связи не позволило немедленно передать сигнал о нападении.
Бой разворачивался следующим образом.
В 14.20 в районе 1, 5 км южнее Ярышмарды колонна попала в засаду, устроенную крупной бандой боевиков, в составе которой были иностранные наемники. В связи с тем, что командирская машина с первых минут боя была подбита, а старший колонны майор Терзовец был убит, старшина роты связи попытался передать сообщение о нападении по переносной рации, но оно не было принято.
По докладу командира 245 мсп подполковника Романихина, в 14.40 он услышал звуки разрывов, которые доносились из ущелья. В 14.45 он поставил задачу командиру разведывательной роты, находящейся в Аргунском ущелье на временных блок-постах, выдвинуться навстречу колонне, уточнить обстановку и при необходимости оказать помощь.
В 15.30 командир разведывательной роты доложил о том, что на южной окраине Ярышмарды рота попала под сильный огонь, есть раненый и он закрепляется на достигнутом рубеже.
В 16.00 командир полка высылает сформированную им бронегруппу во главе с командиром 2 мсб, которому ставится задача обойти Ярышмарды, огнем танков и БМП уничтожить огневые точки противника и прорваться к колонне совместно с разведывательной ротой. Одновременно командир полка ставит задачу своему заместителю подполковнику Иванову, который находился под населенным пунктом Гойское с 1 мсб, выслать бронегруппу со стороны 324 мсп с той же целью.
В 16.50 командир 2 мсб доложил, что огнем танков уничтожил два пулеметных расчета на южной окраине Ярышмарды и продвигается к колонне. В 17.30 он же доложил, что вышел к колонне. В это же время подошла бронегруппа со стороны 324 мсп. В 18.00 сопротивление дудаевцев прекратилось.
Приведенный анализ показывает, что требуется принятие срочных мер по упорядочению деятельности Объединенной группировки войск в Чеченской Республике и Министерства обороны Российской Федерации, а также по обеспечению обороны и безопасности государства в целом.
С этой целью предлагается:
I. По Объединенной группировке войск в Чеченской Республике
1. Усилить ответственность силовых министров за положение дел в Чечне.
2. С целью усиления координации действий силовых структур в интересах Командующего Объединенной группировкой, а также контроля за состоянием войск и за их всесторонним обеспечением предложить Президенту Российской Федерации назначить при руководстве группировкой своего полномочного представителя.
3. Предложить Президенту Российской Федерации своим Указом срочно ввести дополнительные льготы участникам боевых действий в Чеченской Республике.
Указанные льготы предусмотрены в проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих, разработанном Комитетом Государственной Думы по обороне.
Было бы крайне целесообразно Государственной Думе и Правительству Российской Федерации принять все меры по ускорению введения в действие указанного законопроекта.
4. Увеличить сроки прохождения службы офицеров в Объединенной группировке войск в Чеченской Республике до одного года.
Одновременно предусмотреть особые льготы, стимулирующие прохождение службы офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами сверх установленных сроков.
5. Произвести срочную замену подготовленными войсками наименее боеспособных частей в Чеченской Республике.
6. Срочно организовать усиленную подготовку в учебных подразделениях личного состава, предназначенного для доукомплектования частей в Чеченской Республике.
7. Срочно организовать подготовку на специальных сборах офицеров, направляемых для замены в Чеченскую Республику.
8. Предложить Правительству Российской Федерации:
принять решение о производстве самой необходимой военной техники, прежде всего средств связи и управления, всех видов разведки и радиоэлектронного подавления;
принять меры по всестороннему обеспечению войск, в том числе своевременной выплаты денежного довольствия и материального обеспечения.
II. В Министерстве обороны Российской Федерации
1. Провести ревизию всех управлений, частей сокращенного состава, баз, арсеналов, институтов, полигонов, предприятий и других учреждений Министерства обороны, сократив их состав и структуру до разумных пределов.
2. Создать необходимое количество полностью развернутых боеспособных дивизий, способных решить при необходимости любой локальный внутренний конфликт.
III. По обеспечению обороны и безопасности государства в целом
Исходя из крайне сложного экономического положения страны целесообразно определить задачи в области обеспечения обороны и безопасности государства на ближайшую и дальнюю перспективу.
Предлагается задачами на ближайшую перспективу считать:
1. Недопущение внешней агрессии, направленной против России, за счет средств ядерного сдерживания. При этом все возможные противники должны твердо знать, что у нас нет каких-либо претензий ни к одной стране, но у нас в то же время хватит решительности для пресечения любой внешней агрессии с использованием ядерного потенциала.
2. Следует признать, что пока Россия не окрепла, основную опасность в ближайшей перспективе представляют внутринациональные конфликты.
Для их оперативного пресечения необходимо иметь боеспособную объединенную группировку всех силовых структур.
Создавая дивизии, следует учесть, что матери безразлично, в каких войсках погиб ее сын. Горе ее во всех случаях будет безмерно.
Легче и дешевле поправить статью Конституции или закона, чем параллельно в разных силовых структурах плодить дивизии и дублирующие друг друга организации.
Что касается дальнейшей перспективы, то мы стоим перед выбором, какие силовые структуры нам необходимо иметь.
Одни утверждают, что армия должна составлять 1 процент от населения страны. Другие пытаются обосновать ее состав и структуру в зависимости от внешних угроз.
Но при нынешней нищете государства, какая бы прекрасная структура не будет предложена, если это нам "не по карману", она обречена на провал. Не может существовать армия, когда в ней не выплачивается по несколько месяцев зарплата, когда недоедают солдаты, когда за год не обновляется ни одною танка.
Поэтому во имя дальней перспективы основной задачей должно быть сокращение силовых структур на основе комплексного решения ими всех задач обеспечения обороны и безопасности государства и поддержание за счет этого приоритетных направлений создания и производства вооружений.
Это позволит при появлении благоприятных условий в дальнейшем обеспечить необходимую оснащенность армии и флота.
Для реализации этого предлагается:
1. Определить единую концепцию дальнейшего строительства всех силовых структур в интересах обеспечения обороны и безопасности и государства с установлением жестких рамок для каждой из них;
2. Установить нормы финансирования каждой силовой структуры, определив уровень ассигнований по статье "Национальная оборона" не ниже 5 процентов от валового внутреннего продукта.
При этом особый приоритет должен быть отдан поддержанию перспективных направлений НИОКР и производства вооружений.
3. Создать единый, постоянно действующий, профессиональный орган под руководством Президента Российской Федерации для контроля и координации деятельности всех силовых структур, их строительства и реформирования.
Подчинить данному органу независимую инспекцию, которая могла бы правдиво и объективно доложить истинное положение дел в той или иной структуре.
4. Обеспечить всемерное поднятие престижа военной службы и выполнения воинского долга, как самой трудной и опасной профессии.
Возродить военно-патриотическое воспитание населения на базе историко-культурных традиций русского народа.
И конечно решить социальные проблемы военнослужащих.
В упомянутом ранее разработанном Комитетом проекте закона о статусе военнослужащих предложены дифференцированные подходы к службе и обязанностям военнослужащих. В случае поддержки его Правительством и Думой многое в жизни военнослужащих изменится к лучшему.
Настоящий доклад планируется направить Президенту Российской Федерации. В его развитие Комитетом планируется провести парламентские слушания по проблемам военной реформы.
Председатель Комитета Государственной Думы по обороне Л.Я.Рохлин |