Боевые вертолеты Ка-50 уже больше месяца испытываются в обстановке по-настоящему боевой. В конце прошлого года пара винтокрылых "акул" была направлена на Северный Кавказ для участия в поиске и уничтожении баз террористов в горах. Однако плотная завеса секретности в этой уникальной для нашего времени операции приподнята только сейчас.
РАЗГОВОРЫ о том, что Ка-50 то ли уже воюют, то ли вот-вот начнут громить бандитов в горах Чечни, ведутся еще со времен первого вооруженного конфликта в этой республике между так называемой армией Дудаева и федеральными силами. С новой силой они возобновились с началом масштабной антитеррористической операции осенью 1999 года. Действительно получается неприятный парадокс - ВВС для поддержки войск используют в Чечне древние и тяжелые Ми-24, к тому же выработавшие почти весь ресурс, а новейшие маневренные "Черные акулы" красуются лишь на воздушных парадах да телеэкранах в одноименном фильме - в воюющей армии их не видели. И поползли слухи, что Ка-50 - вертолет ни на что не годный, а все его преимущества - сплошная выдумка и реклама.
Однако не все было так просто в отправке в стреляющие горы машин, хоть и принятых официально на вооружение ВВС Сухопутных войск, но имеющихся в распоряжении этих войск в количестве нескольких единиц. Риск все-таки велик - это во-первых. Во-вторых, что немаловажно, с началом контртеррористической операции на Северном Кавказе в решающую фазу вступили тендерные соревнования за перспективный боевой вертолет для ВВС Турции. Реально противостояли друг другу в битве за миллиардный контракт только США и Россия. Понятно, что участие Ка-50 в операциях против террористов конкурентами России на рынке оружия было бы подано только под углом войны с "воинами ислама". И понятно, что в исламской Турции имиджа нашему вертолету это не прибавило бы. Так что медлительность Генштаба и командования ВВС с отправкой "на фронт" новейших вертолетов объяснима.
Однако надо сразу уточнить: появление "Черных акул" в Чечне вовсе не означает, что тендер в Турции проигран. Ситуация с подведением его итогов складывается очень непросто и во многом парадоксально, но это тема отдельного разговора.
Впрочем, помимо перечисленных, можно сказать, объективных причин, задержка с отправкой Ка-50 в Чечню объяснялась еще одним чисто субъективным обстоятельством. На рубеже веков ВВС России получили принципиально новую боевую машину, а если точнее - боевой комплекс, использовать который надо было в принципе по иному, нежели так, как использовали штурмовые вертолеты в Афганистане и продолжают использовать их в Чечне.
Справедливости ради надо отметить, что среди генералитета не все оказались ретроградами. Были и есть командиры, прекрасно понимающие, что новая техника требует и нового подхода к своему применению. А спор шел о том, как наиболее эффективно использовать всего-то пару "Черных акул". Либо в условиях повышенного риска заставлять их заниматься барражированием и свободным поиском целей, а затем уничтожением выявленных вражеских объектов, либо цели эти выявлять наземными разведгруппами и средствами воздушно-космической разведки, а Ка-50 вызывать только для нанесения внезапного точечного удара.
На базе "Черных акул" предлагалось создать боевую экспериментальную группу, в которую входили бы и Ка-50, и Ка-29, и Ми-24, и даже Ми-8, с целью отработки абсолютно новой тактики использования вертолетов различного назначения на поле боя. В полной мере эту совершенно естественную в рамках перспективного военного строительства идею реализовать, к сожалению, не удалось. И тем не менее ударная боевая группа, пусть и в усеченном варианте, создана, работает очень эффективно. А сам Ка-50 в горных условиях Чечни показал себя с лучшей стороны.
На вертолете установлена самая современная навигационная аппаратура, разработанная отечественными инженерами, которая позволяет уверенно летать на предельно малой высоте даже в незнакомой местности. Ка-50 имеют уникальную оптико-телевизионную систему наблюдения и прицеливания, позволяющую с расстояния в несколько километров определять даже одинокую человеческую фигуру, не говоря о боевой технике или вооруженной бандгруппе.
Есть у Ка-50 еще ряд отличительных особенностей, позволяющих самостоятельно выявлять базы боевиков в горах и совершенно неожиданно атаковать их, не заходя в зону поражения средствами ПВО. И неудивительно, что террористы, испытав сильнейший шок от появления "Черных акул", уже начали за ними настоящую охоту. Цены за уничтожение Ка-50 называются совершенно запредельные. А это говорит о многом. И поэтому вполне естественна та закрытость, которая сопровождает работу "Черных акул" в Чечне.
Проверка в боевых условиях Ка-50 наглядно продемонстрировала: нашими конструкторами создана боевая машина, которая войскам нужна как воздух. И хочется надеяться, что командование ВВС Сухопутных войск сделает все возможное, чтобы принятый на вооружение "камовский" вертолет стал наконец-то грозной боевой машиной российских ВВС ХХI века.
Источник: «Российская газета»; 6 февраля 2001 г.
"Черные акулы" в небе Чечни
На днях завершился один из весьма значительных этапов в жизни российской армейской авиации. Состоялось крещение огнем ударного вертолета нового поколения. Демонстрировавшаяся на многочисленных авиасалонах винтокрылая машина Ка-50 "Черная акула" заслужила достаточно высокие оценки экспертов, однако до сегодняшнего дня вертолет обладал одним принципиальным недостатком - не участвовал в боевых действиях. В этой связи руководством Вооруженных сил была поставлена задача на применение "Акул" в конфликте на Северном Кавказе. Было решено создать боевую ударную группу, в которую вошли вертолет разведки и целеуказания Ка-29, оснащенный необходимым оборудованием и несколько ударных вертолетов Ка-50.
Проверка боем
Характерное стрекотание камовских машин раздалось над аэродромом Грозный-Северный в конце декабря 2000 г. Освоившись с районом боевых действий, пилоты Ка-50 приступили к выполнению боевых задач в составе боевой ударной группы. И вот настал без преувеличения исторический для фирмы "Камов" и всей вертолетной авиации день - 6 января 2000 г. впервые в истории вертолет соосной схемы применил бортовое оружие по противнику.
Вот хотя бы несколько примеров боевого применения "Черных акул". 9 января при вылете группы в составе одного Ка-50 и одного Ми-24 в район населенного пункта Комсомольское при входе в ущелье был обнаружен хорошо замаскированный блиндаж. Рядом имелась наблюдательная вышка. В условиях ограниченного воздушного пространства пилот Ка-50 сумел совершить заход на поражение этих объектов и на пикировании дать залп неуправляемыми ракетами типа С-8. При падении ракет в районе цели была зафиксирована яркая вспышка взрыва, существенно превосходящая по мощности подрыв боевых частей неуправляемых ракет С-8 с разлетом бревен, досок, грунта, что и дало впоследствии основания заключить, что уничтожен склад с боеприпасами. Ведомый вертолет Ми-24 тем временем "снес" наблюдательную вышку. Успешно выполнить боевую задачу помогли высокая маневренность и энерговооруженность вертолета Ка-50, которые позволили ему совершать эволюции в небольшой области воздушного пространства, ограниченной крутыми склонами горных хребтов.
6 февраля боевая ударная группа выполняла боевой вылет в полном составе в район южнее села Центорой. В сложных условиях горно-лесистой местности был обнаружен укрепленный лагерь боевиков, в центре которого были замечены каменные дома, обвалованные грунтом и замаскированные подручными средствами. Было принято решение нанести по ним удар управляемыми ракетами типа "Вихрь". Несмотря на ограниченную в ущелье видимость, летчики выполнили заход на обнаруженные цели и с дальности три километра применили две управляемые ракеты, которые, обладая мощной осколочно-фугасной боевой частью, полностью разрушили здания. Характерно, что в составе бортового оборудования вертолета Ка-50 есть телеавтомат сопровождения, позволяющий после пуска управляемых ракет осуществлять энергичное маневрирование, что существенно повышает шансы вертолета избежать поражения средствами ПВО противника. Отметим, что задача была выполнена с одного захода.
14 февраля боевая ударная полным составом выполняла боевую задачу способом свободной охоты в районе сел Дуба-Юрт и Хатуни. В сложных условиях местности летчики смогли обнаружить и уничтожить восемь целей. При этом активно применялся телевизионный канал аппаратуры "Шквал", обладающий многократным увеличением и высокой разрешающей способностью.
Выполнение полетов в условиях сложного горного рельефа в очередной раз подтвердило особенности нового боевого вертолета - его высокую энерговооруженность и маневренность. Зачастую летчики Ми-24, работавшие совместно с "Черными акулами", не ожидали такой прыти от соосной "стрекозы". Иногда в результате энергичного маневрирования Ка-50 в районе цели пилоты ведомых Ми-24 теряли "Акул" из виду и пытались их потом визуально обнаружить совершенно в другой точке небосклона.
Вот только к действиям в ночных условиях пока вертолет не очень приспособлен. Как и Ми-24, он способен работать только по обозначенным световыми ориентирами целям. Но работы в этом направлении ведутся, и не за горами то время, когда "Акулы" будут обладать "ночным зрением".
Итоги
Главное - фронтовая премьера новой боевой машины состоялась. Ударный вертолет Ка-50 подтвердил свои изначально высокие боевые качества. Отметим, что проверка "Черных акул" проходила в сложных метеоусловиях и в горной местности, при активном противодействии средств противовоздушной обороны противника.
Ка-50 не переломили ситуацию в вооруженном конфликте в Чечне. Их пока слишком мало. Однако опыт боевого применения вертолетов нового поколения весьма пригодится для отработки перспективных машин. На настоящий момент наши вертолеты как летательные аппараты - лучшие в мире. Однако обойтись тут без ложки дегтя, наверное, нельзя. По авионике российские машины зачастую уступают зарубежным. Причины сложившегося положения дел заключаются, однако, не в упущениях конструкторской мысли, а в чисто экономических факторах - средств оборонке выделяется пока гораздо меньше, чем того требуют национальные интересы страны.
Источник: «Независимая газета»; 3 марта 2001 г. |