05.10.2021   717 Stimul 

Бросок на Шалажи. Вторая чеченская война.

Спецоперация по блокаде и уничтожению остатков банды Гелаева осенью 2002 года продолжалась несколько недель. Банда пришла в Ингушетию из Грузии. Поначалу она насчитывала около 350 человек, однако понесла потери и была вынуждена прорываться с боями в Чечню.

Федеральные силы блокировали горные участки местности сразу в нескольких районах. Спецназ, идущий по следу гелаевцев, то и дело натыкался на тайники со стрелковым оружием, противотанковыми и зенитными комплексами.

27 сентября 2002 года к операции подключился 20-й отряд спецназа внутренних войск. Ему был нарезан участок в Ачхой-Мартановском районе. Бойцам «двадцатки» совместно с отрядом «Русь» вменялось в обязанность проверить территорию в районах населенных пунктов Рошни-Чу, Орехово, Шалажи, Аршты, Гехи-Чу. Именно здесь, по данным разведки, гелаевцы попытались развернуть сеть лагерей и перевалочных баз.

На пятый день в селении Шалажи спецназовцы обнаружили первый тайник с боеприпасами, обмундированием и средствами связи. Еще через несколько дней очередная находка – два схрона. Снова – боеприпасы, обмундирование, а также спальные мешки, фугасы и целых две тонны продовольствия. Сомнений больше не оставалось: рано или поздно боевики должны появиться в этом районе.

9 октября бойцам «двадцатки» поступила задача прикрыть братишек из «Руси», которая напала на след боевиков у Шалажей. Оказалось, что боевики все же обошли заслоны мотострелков и двинули в горы. Утром 10 октября спецназовцы начали поисковую операцию в предгорье и почти сразу наткнулись на свежую стоянку бандитов. Она была усеяна патронами, окровавленными бинтами и использованными шприцами. На тропе разведчики обнаружили следы вьючных животных. Две группы направились по следам, а остальные продолжили движение. Через триста метров разведчики обнаружили еще одну тропу со следами.

Во второй половине дня головной дозор «двадцатки» заметил группу боевиков и вступил с ней в бой. Четверых бандитов удалось уничтожить. Однако развязка была уже близка. Организовав преследование, спецназовцы тут же столкнулись с основными силами бандитского каравана. Гелаевцы успели рассредоточиться и подготовиться к бою. Рассыпавшись в цепь, они обрушили на спецназовцев массированный огонь и попытались охватить преследователей полукольцом.

Прибывшая к месту боя резервная группа вышла встык между группами, ведущими бой, и тоже заняла оборону. Схватка продолжалась больше четырех часов. Гелаевцы имели не только численный перевес, но и позиционный, так как находились на господствующей высоте. Когда начало смеркаться и истощился боекомплект, спецназовцы приняли решение отходить.

В опорном пункте под Чожи-Чу саратовцы провели разбор боя. Не обошлось без потерь: один погибший и несколько раненых. Позже, по показаниям пленных и данным радиоперехватов, было установлено, что гелаевцы потеряли в этом боестолкновении от 12 до 16 человек убитыми и несколько десятков ранеными. Кстати, трупы наемников-иностранцев боевики оставили на поле боя. Тела двух турок и четырех арабов были обнаружены при прочесывании местности.

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ

Для старшего сержанта Николая Исаева этот бой стал последним. В перестрелке с бандитами спецназовец получил смертельное ранение в живот. Это он возглавлял дозор, который вышел на арьергард банды, и принял на себя первый удар гелаевцев. В принципе можно было дождаться подхода основных сил «двадцатки», но в этом случае боевики вполне могли бы войти в населенный пункт и раствориться в нем.

Николай Исаев родился в Саратове в 1975 году, учился в средней школе №44, затем поступил в СПТУ-3, где получил специальность газоэлектросварщика. Потом была срочная служба в армии. Вернувшись домой, Николай устроился работать охранником в одну из фирм, а в 2000-м надел погоны бойца контрактной службы местного отряда спецназа внутренних войск.

Для него спецназ стал настоящей мужской работой. Чечня трижды испытывала Николая на прочность. Во время одной из командировок он был награжден медалью Суворова, после другой – знаком губернатора «За мужество и отвагу». А в ноябре минувшего года полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко торжественно передал вдове Николая Исаева еще одну государственную награду – Золотую Звезду Героя Российской Федерации, которой старший сержант был удостоен посмертно за тот самый бой под Шалажами.

В саратовском спецназе ВВ это третья Звезда Героя за последние пять лет и вторая, врученная посмертно…

ГРУСТНЫЕ УРОКИ

Сейчас, как и в тот год, спецназовцы комментируют ту схватку под Шалажами с суровой сдержанностью. И дело здесь, наверное, не только в том, что воспоминания замешаны на горечи от потери собрата по оружию. Скорее всего присутствует здесь профессиональная оценка спецоперации.

Действительно, еще тогда, по горячим следам, разбор боестолкновения выявил сразу несколько досадных моментов, которые, в сущности, и предопределили исход операции. Ведь основным силам банды все же удалось уйти, что не могло не расстроить профессионалов и вызвало вполне уместные вопросы.

Почему для развития успеха и огневой поддержки спецназа вслед за ним в горы не были брошены мотострелковые подразделения? Почему для блокирования горных троп на путях отхода банды не был высажен тактический воздушный десант? Почему взаимодействие авиации и артиллерии со спецназом оказалось таким незатейливым? Очевидцы утверждали, что артиллеристы за всю операцию произвели всего шесть выстрелов по указанным координатам, а за время боестолкновения ни одного. Что же касается вертолетов, то их роль свелась лишь к демонстрации присутствия и эвакуации раненых после боя.

И еще. Несмотря на то, что группировка федеральных сил находилась в Чечне уже не первый год, карты местности, которые были предоставлены командованию «двадцатки» и «Руси» перед операцией, оказались черно-белой ксерокопией карты Чечни увеличенного формата.

Такие вот грустные уроки.

Вадим Кожуховский, Журнал «Братишка» №2, 2004


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]