24.12.2020   370 Stimul 

Военные перспективы Ил-114-300

16 декабря состоялся первый полет опытного пассажирского самолета Ил-114-300. В ближайшем будущем будут выполнены все необходимые испытания, после чего лайнер пойдет в серию и поступит в эксплуатацию. В связи с высоким техническим и эксплуатационным характеристикам такой самолет представляет интерес в качестве платформы для создания специализированных модификаций, в т.ч. военного назначения.

Базовая платформа

Первый вариант проекта Ил-114 был создан еще в конце восьмидесятых годов; первый полет такой машины состоялся в 1990 г. Из-за характерных факторов того времени лайнер не дошел до большой серии – до 2012 г. удалось построить менее 20 машин. В 2014-15 гг. начались работы по новой версии лайнера Ил-114-300. К настоящему времени такой самолет доведен до летных испытаний, а параллельно Объединенная авиастроительная корпорация и «Ильюшин» ведут подготовку к серийному производству.

В новой версии проекта сохраняется прежняя схема и почти вся конструкция планера. Ил-114-300 представляет собой двухмоторный низкоплан с прямым крылом и традиционным хвостовым оперением. Используется высокоэффективное крыло с развитой механизацией и усиленное шасси, обеспечивающее эксплуатацию на бетонных и грунтовых аэродромах.

Одна из основ нового проекта Ил-114-300 – современные двигатели. Используется пара турбовинтовых моторов ТВ7-117СТ-01 мощностью по 3100 л.с. с шестилопастными воздушными винтами СВ-34.03, а также вспомогательная силовая установка ТА-1. Современные двигатели отличаются более высокими техническими характеристиками и повышенной экономичностью.

 
16 декабря проверку прошли основные системы самолета.

Самолет оснащен современным полностью цифровым пилотажно-навигационным комплексом ЦПНК-114М2. Серьезной переработке с применением новых агрегатов подверглись общесамолетные системы. За счет этого упрощается эксплуатация с одновременным ростом основных показателей.

Ил-114-300 имеет длину ок. 28 м и размах крыла 30 м. Максимальная взлетная масса определена в 23,5 т, полезная нагрузка – 6,5 т или до 68 пассажиров. Крейсерская скорость заявлена на уровне 500 км/ч, дальность полета с максимальной нагрузкой – 1400 км. Самолету требуется взлетно-посадочная полоса длиной 1400 м.

Предложения прошлого

Ил-114 изначально разрабатывался в качестве пассажирского, однако его рассматривали и как платформу для новых модификаций разного назначения. Прорабатывался вопрос использования разных двигателей, а кроме того, была построена летающая лаборатория Ил-114ЛЛ для отработки новой авионики. На уровне предложений и проектов существовали и военные модификации с разными функциями и задачами.

В середине девяностых разрабатывалась грузовая модификация Ил-114Т, представлявшая интерес как для коммерческих перевозчиков, так и для армии. Она отличалась грузовой кабиной с соответствующим оборудованием. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ за крылом, на левом борту, предусмотрели крупную дверь. Проект довели до летных испытаний, но затем работы остановились.

Высокие летно-технические характеристики предлагалось использовать в интересах морской авиации. Предлагался проект патрульного / противолодочного самолета Ил-114МП. Он мог бы нести РЛС, гидроакустические буи, магнитометр и другую аппаратуру для поиска надводных кораблей и подлодок. Также предусматривалась установка разнообразного вооружения – противокорабельных ракет, торпед и т.д.

Предлагалась упрощенная версия Ил-114МП – Ил-114П. Это был патрульный самолет для наблюдения и охраны территориальных вод и исключительной экономической зоны. При помощи многокомпонентного комплекса «Стриж» он должен был следить за надводными объектами. Противолодочные возможности и вооружение не предусматривались.

Путем установки соответствующего оборудования базовый лайнер можно было бы превратить в постановщик помех или самолет радиотехнической разведки. Подобные вопросы прорабатывались в рамках проекта Ил-114ПР/ПРП. Предлагался проект Ил-114ФК. На таком самолете должна была стоять фотоаппаратура и другие приборы для картографирования местности. Демонстрировались материалы по проекту Ил-140 – самолету дальнего радиолокационного обнаружения с характерным «грибом» над фюзеляжем.

Таким образом, существовала и прорабатывалась принципиальная возможность перестройки базового лайнера Ил-114 в машины иного назначения. Очевидно, что такие же возможности имеет и современный Ил-114-300. При этом более высокие технические и эксплуатационные характеристики позволят получить интересные результаты, повысив общую эффективность специализированных образцов.

Перспективы направления

В существующей конфигурации пассажирского самолета новый Ил-114-300 представляет определенный интерес для российского министерства обороны. Для осуществления перевозок армии необходимы машины подобного класса, а существующий парк отличается высоким средним возрастом. При этом ВВС в перспективе могут заказать не только пассажирскую, но и возможную грузовую модификацию. С помощью новых Ил-114-300 можно будет заменить устаревшие Ан-24 и Ан-26.

Можно предполагать, что в ближайшее время вновь получит развитие идея патрульного / противолодочного самолета на базе лайнера. В прошлом году министерство промышленности и торговли сообщало о разработке планов по будущей замене имеющихся самолетов ПЛО. В сжатые сроки авиастроители должны были представить свои предложения, а к концу года министерство планировало выбрать лучшие. Новые сообщения об этом проекте пока не поступали, что позволяет строить прогнозы. В частности, можно ожидать, что промышленность вспомнила о старом проекте Ил-114МП и предлагает реализовать его на новом техническом уровне.

Высокие летно-технические характеристики в теории позволяют использовать Ил-114-300 как базу для воздушных командных пунктов, самолетов РТР и РЭБ и другой специализированной техники, причем подобные идеи уже прорабатывались. Вернутся ли к этим проектам – неизвестно. При этом следует учесть, что такой шаг будет иметь серьезные положительные последствия.

Очевидные трудности

Если министерство обороны решит закупать самолеты Ил-114-300 тех или иных модификаций, ему не удастся быстро получить все желаемые машины в требуемых количествах. Подобное перевооружение и переоснащение ВВС и других структур столкнется с рядом объективных ограничений и трудностей.

Прежде всего, затруднением становится неготовность базовой машины и фактическое отсутствие ее специализированных модификаций. Согласно актуальным планам, испытания опытных Ил-114-300 будут продолжаться до 2022 г., тогда же самолет получит сертификат. В 2023 г. начнется серийное производство. ОАК говорит о возможности строительства 12 самолетов ежегодно. При этом уже имеются предварительные соглашения на несколько десятков машин, и их выполнение займет несколько лет.

 
Разные модификации базового Ил-114.

Проекты специализированных модификаций Ил-114 разрабатывались в отдаленном прошлом и морально устарели. Создание новых проектов такого рода займет некоторое время. Соответственно, испытания и запуск производства противолодочной, патрульной, командной и т.д. модификаций лайнера могут откладываться на отдаленное будущее.

Важно, что реальные перспективы проектов гипотетического семейства Ил-114-300 пока не определены. Минобороны еще не раскрывало свои планы в этом направлении. Вполне возможно, что самолет не заинтересует военных в качестве платформы для специализированной техники и не получит соответствующего развития.

Ясность и неопределенность

Перспективы Ил-114-300 в его исходной пассажирской модификации очевидны. Эта машина в ближайшие годы будет успешно проведена через испытания и доводку, после чего стартует серия и начнется полноценная эксплуатация в нескольких гражданских авиакомпаниях. Новый самолет закроет одну из важнейших ниш и сократит зависимость российских перевозок от иностранной продукции.

В контексте военного использования будущее Ил-114-300 остается неясным. Он может быть интересен в исходной модификации и в виде специальных версий – но заказы на них на данный момент отсутствуют. Более того, пока не ясно, появятся ли они в будущем. По всей видимости, ситуация прояснится в дальнейшем, когда новый самолет в гражданском исполнении будет готов к производству и эксплуатации.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]