"14.07. в первый день работы выставки "Оборона и защита" в Нижнем Тагиле по окончании официальных выставочных мероприятий действительно состоялся т.н."закрытый показ" бронетанковой техники разработки УКБТМ. Слухи о нем дошли до ушей одного молодого и видать не слишком сведущего в танковых делах журналиста, который как говорится "слышал звон да не знает где он". ВИФ и Силу России он явно не читает, а выпулить чего-то "жареного" ему видать шибко хотелось. С этой целью на пресс-конференции с организаторами выставки им был задан вопрос о том, действительно ли такой показ состоится и действительно ли на нем покажут "Т-95". Однако в связи с тем что на прессухе не было ни одного устроителя данного показа, то вопрос был адресован... мэру города Нижний Тагил Валентине Павловне Исаевой. У нее конечно очень хорошие отношения с новым руководством УВЗ, но не настолько чтоб быть в курсе работ по перспективной тематике и модернизации, да и к предстоящему "закрытому" мероприятию она не имела ровным счетом никакого отношения.
Стоит ли удивляться что ответ был весьма обтекаем, двусмыслен и "политкорректен". Сидящие в президиуме рядом с ней "мужики" представляющие некоторые ВТСовские структуры и администрацию полигона, придя на "помощь" ей еще больше нагнали "мути". При этом что вопрос, что ответ, у действительно сведующих участников прессухи вызвали чуть ли не приступ хохота - сдержаться слушая как и та и другая сторона порют откровенную чушь было весьма сложно. Вот реальная подоплека появления информации о "Т-95". Еще раз с прискорбием и сожалением приходится констатировать что наш журналисткий корпус в основной массе своей действует по правилу "что слышу- о том пою, что не услышал - выдумаю" и при этом не особо утверждают себя мозговой работой или хотя-бы элементарной проверкой фактов.
Что касается собственно показа, то на нем демонстрировался некоторым членам Правительства РФ и МО модернизированный вариант танка Т-90. Главная его особенность - новое боевое отделение. Сие означает новое СУО строящееся вокруг панорамы с матрицей Катрин-ХР (3 покаления) (сегодня представители Талес и Пеленга подтвердили фактическое реальное существование этого прицела). Кроме панорамы в СУО реализован АСЦ и еще какие-то неизвестные (пока) навороты. Новая пушка, увеличенный БК причем основная его часть из немеханизированных укладок вынесена из БО. Дистанционно-управляемый пулемет. Устройство учета изгиба ствола. Штора без осветителей. Штурвал, АПП. Кондишен.Защита Реликт + что то еще (слышал слово Цербер). Экраны как на БМПТ, решетки, юбка "треугольничками" по типу "китайцев". В целом это все пока называется макетом и конкретная его конфигурация будет зависеть от пожеланий и финансовых возможностей заказчика. Кроме этого модернизированного танка в том же показе участвовала БМПТ.
Почему показ был закрытым? Все очень просто – данный вариант модернизации создавался УКБТМ инициативно для предложений на экспорт. Однако в связи с закрытием Бурлака (или его провалом - кому как угодно) данный вариант стал безальтернативным для родного МО. А МО как известно не любит огласки (почему-то особенно в сфере БТТ) относительно образцов готовящихся к принятию на вооружение. Кроме того в связи с участием в показе высших чинов – это была единственная форма обеспечить безопасность мероприятия. Однако думаю что несмотря на позитивные оценки этот танк МО таки не купит и в 2011году мы его увидим во всей красе на REA-2011 как новый вариант для предложений за бугор.
Прикола ради: на выставке был еще один "модернизированный" Т-90СА. Его модернизация заключалась в установке синих стекол на всех передних фарах. Некоторые представители КБ допрошенные мной по этому поводу заявили что сие имеет строгую научную основу, пояснить которую все же отказались. Среди обративших на эту особенность внимание танк получил кличку "Синеглазка".
* * *
Военный обозреватель «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр тоже не верит в само существование новой машины. «Уралвагонзавод» и раньше показывал, а потом снова прятал Т-95, но насколько я понимаю, танк в реальности не существует, а то, что показывают – это имитация на уровне модели из фанеры. Просто сам завод в плохом состоянии, и им надо что-то демонстрировать», – заявил BFM.ru эксперт.
Он также напомнил слова Владимира Поповкина о том, что денег на новые разработки нет, а, следовательно, ждать появления Т-95 нет смысла. «Наши танки отстали от мирового танкостроения лет на 40. У них хлипкая броня и слабые снаряды, плохая система связи и наведения. Их, конечно, можно использовать в Азии, но в отсутствии финансирования вывод такой: или отказаться лет на 10 от разработки новой машины, или начать собирать по лицензии какой-нибудь Leopard», – делает вывод Павел Фельгенгауэр.
Вице-президент коллегии военных экспертов Александр Владимиров, со своей стороны, считает, что раз Т-95 показан, значит он существует. Однако, по его словам, ничем принципиальным от Т-90 это изделие не отличается, и Т-95 является продолжением линейки уже существующих машин. А, значит, модернизация Т-90 и доводка Т-95 даст примерно одинаковый результат.
Но в условиях опять-таки отсутствия финансирования, когда денег на Сухопутные войска нет, практичнее заниматься модернизацией уже зарекомендовавшего себя изделия. «Наши танки, к сожалению, не высокотехнологичны. Но в условиях экономии имеет смысл предлагать войскам только принципиально новый продукт. Но пока такого нет, и поэтому не имеет значения, стреляет Т-95 дальше на 200 метров или ближе», – заключил эксперт.
* * *
Странные истории творятся с российским «танком будущего»: о нем уже давно ходят слухи как о суперзасекреченном «объекте 195». Армейские шутники прозвали эту машину «призраком» - мол, все про нее говорят, но никто еще не видел. И хотя в некоторых СМИ (включая и «КП») уже не раз появлялись схемы загадочного изделия, получившего и второе официальное имя - Т-95, некоторые представители Минобороны напрочь отказывались от его существования и даже попрекали журналистов за «сказки». Видимо, таким образом пытались замаскировать тайну и от иностранных разведок.
Тайное стало явным в апреле этого года: тогда под плотной, как броня, завесой секретности уральские танкостроители впервые показали обросшую легендами машину очень узкому кругу министров и генералов. Обнародовать свои впечатления им строжайшим образом запрещалось. И вот - еще одна, уже более широкая премьера: в Нижнем Тагиле вечером 14 июля на выставке "Оборона и защита 2010" состоялся еще один закрытый показ перспективного основного боевого танка - того самого Т-95, того самого "объекта 195". Об этом официально объявил заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин.
По его словам, список лиц, получивших доступ на конфиденциальный показ новой техники, был определен "Рособоронэкспортом" (организация эта занимается экспортом и импортом оружия).
Что же стало известно про российское бронированное чудо-юдо?
Созданием Т-95 занимается компания "Уралвагонзавод". Т-95 отличается от принятого в настоящее время на вооружение Т-90 более низким силуэтом, дистанционно управляемой башней и расположением экипажа в специальной бронированной капсуле.
Конструкторы машины хвалятся: благодаря тому, что «жилой отсек» танка отделен от башни и автомата заряжания пушки специальной броней, удалось повысить безопасность экипажа. Кроме того, машина стала «приземистой» (как бы распластанной над землей), что уменьшает ее заметность на поле боя - она может замаскироваться даже в невысоком кустарнике.
По большому секрету для наших читателей сообщаю: вес нового танка - около 55 тонн. Он может развивать скорость до 80 километров в час. Вооружение: 152-миллиметровая пушка, зенитные управляемые ракеты и пулеметы - калибра 7,62 и 14,5 миллиметра. Не исключено, что броня Т-95 будет комбинированной с использованием встроенной динамической защиты - ДЗ (на других наших танках она была «накладной»). Говорят, что у новой машины должна появиться и новая система борьбы со снарядами и «умными» ракетами-бомбами противника, бьющими цель сверху. Над этим сейчас и бьются наши инженеры-конструкторы. Причем, бесплатно.
Еще месяца три назад первый замминистра обороны России Владимир Поповкин заявил, что военное ведомство прекратило финансирование проекта разработки Т-95 и закрыло его. А не так давно министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров заявил, что "Уралвагонзавод" вскоре завершит разработку Т-95, «проводившуюся самостоятельно».
По словам Петрова, решение Минобороны о закрытии проекта "объект 195" было преждевременным и новый танк будет востребованным у заказчиков.
Возникает вопрос: если проект прихлопнули, то зачем же устраивать закрытые показы? Дело в том, что уральцы крайне заинтересованы довести начатое до конца (тем более, что в изделие они вбухали немало и своих миллионов - из заводской казны). И теперь пытаются доказать министрам и генералам, что машина будет одной из лучших в мире. А тут, как назло, у Минобороны вдруг совсем пропал «аппетит» к танкам: некоторые военачальники стали заявлять, что танк - это уже оружие вчерашнего дня. Хотя многие, самые сильные армии мира, не отказываются от него, а наоборот- совершенствуют и создают новые образцы. Как бы не случилось стратегической ошибки...
Перспективный российский танк, разработанный в конструкторском бюро УКБТМ (Нижний Тагил). Большая часть информации об этом танке основывается на непроверенных данных. По некоторым данным, Объект 195 (Т-95) проходит государственные испытания.
Главное новшество – так называемая «лафетная компоновка», по которой пушка устанавливается в небольшой необитаемой башне, боекомплект находится под башней, а экипаж изолирован в небольшой бронированной капсуле в носовой части корпуса, при этом экипаж может быть уменьшен до двух человек.
На танке также предполагается установка перспективной 152-мм гладкоствольной пушки, наработки по которой остались ещё со времён СССР, в первую очередь – по перспективному советскому танку 1990-х – харьковскому «Объекту 477». По неофициальным данным, на танке применена ходовая часть с гидроактивной подвеской и X-образный дизельный двигатель, мощностью 1500 л. с.
Поскольку разработка танка проходит в полной секретности, распространено много слухов и домыслов о нём. Скептики считают, что Т-95 окажется банальной модернизацией Т-90, то есть продолжением серии Т-72. А некоторые придерживаются мнения, что Т-95 совершенно новая разработка, превосходящая зарубежные аналоги.
Подробной информации о перспективном российском танке на данный момент недостаточно. Однако общее представление о концепции танка можно получить на основе доклада председателя НТК БТВТ ГАБТУ МО РФ А.И. Адамчук в докладе на конференции «Броня 2003», который приводится ниже.
Кардинальное решение проблем в оснащении ВС РФ БТВТ может быть достигнуто только за счет перевооружения на перспективные образцы, которые разрабатываются под руководством ГАБТУ МО РФ. Танки и машины на их базе. В основу создания нового российского танка заложена концепция "принципиального скачка вперед", характеризующаяся четырьмя основными требованиями:
* Обеспечение максимальной вероятности попадания снаряда танка в цель и при этом, гарантированной потери противником возможности продолжения боя.
* Гарантированная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
* Интеграция танка в АСУ тактического звена управления, в результате которой, танк становится полноправным объектом единой системы вооружения сухопутных группировок войск на поле боя.
* Создание на шасси танка всей гаммы семейства машин боевого, технического и тылового обеспечения различных родов войск и возможность дальнейшей поэтапной модернизации танка по мере развития науки и техники, таким образом, чтобы жизненный цикл машины составлял не менее 30 лет.
Исходя из указанных требований при создании нового танка необходимо внедрение следующих технических решения:
* Установка на танке многоканального вооружения в комплекте с перспективными боеприпасами.
* Работа комплекса вооружения должна обеспечиваться несколькими каналами технического зрения, в т.ч. тепловизионным и телевизионным, а также оптической прицельной ветвью.
* Обеспечение полной изоляции расположения экипажа, топлива и боеприпасов, повышение уровня защищенности машины в 2,5-3 раза.
* Установка дизельного или газотурбинного двигателя мощностью 1500 л.с. и выше с гидромеханической трансмиссией и ГОП, которая должна обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по средней скорости движения, удельной мощности, динамике разгона.
* Танк должен иметь внутренний автоматический самоконтроль технического состояния (исправности) собственных систем. Информационно-управляющие системы должны осуществлять контроль управления движением машины, готовить данные для стрельбы и управлять комплексом вооружения, использую собственную информацию и получая информацию извне, сопрягаясь с различными средствами разведки (в том числе перспективными).
Электронная карта командира машины, одометрические и космические средства навигации, пакет формализованных документов автоматическое обнаружение и сопровождение целей в комплексе с автоматической обработкой изображения должны обеспечить экипажу комфортные условия при ведении боя.
Принятие на вооружение нового танка и семейства унифицированных образцов на его шасси позволит на базе общевойсковых формирований создавать высокозащищенные мобильные разведывательно-ударные комплексы, интегрированные в информационное пространство со средствами огневого поражения сухопутных войск и авиации тактического звена.
Результаты расчета военно-экономической эффективности показывают, что более чем в 3 раза должен возрасти боевой ресурс танка (количество решаемых задач до выхода в безвозвратные потери) и вдвое снизится стоимость решения одной боевой задачи.
При этом необходимо учитывать, что в конструктивно-компоновочных решениях новой машины изначально заложена возможность ее глубокого совершенствования на период до 2040 года и далее. Создание нового российского танка позволит создать основу единого, унифицированного, перспективного танкового парка России.
Описание
Радикально новый основной боевой танк, основной чертой которого является изменение компоновки. Экипаж расположен в специальной бронированной капсуле, отделён от башни и автомата заряжения бронированием. Орудие располагается в небольшой башне без экипажа. Данная концепция позволяет значительно уменьшить силуэт танка, делая его менее заметным на поле боя. Также значительно улучшается безопасность экипажа, отделённого от боевого отделения бронестенкой.
Вооружение
Вооружение танка предположительно будет состоять из 135-152-мм орудия с новым автоматом заряжания. Система управления огнём включает тепловизор и, возможно, радар. Есть информация, что в качестве вспомогательного и зенитного средства возможна установка 30-мм автоматической пушки в дистанционно управляемой турели с очень высокой, порядка 3 метров, линией огня.
Система управления огнём (СУО)
Информация о цели будет поступать по оптическим, тепловизионным, инфракрасным каналам, в неё будет включён лазерный дальномер и радиолокационная станция. Следует отметить, что новая компоновка предъявляет очень жёсткие требования к СУО, поскольку экипаж лишён возможности пользоваться традиционными оптическими приборами. Западные проекты танков с необитаемой башней предусматривают, что информация об обстановке на поле боя будет выводиться на экраны, которые создадут для экипажа эффект видения сквозь броню в любом направлении. Танк будет оснащён комплексом «свой-чужой», что позволит более динамично действовать в сложных и динамичных условиях современного поля боя.
Подвижность
Специалисты полагают, что для достижения необходимой в современном бою подвижности танк необходимо оснастить новым двигателем мощностью более 1500 л. с., которую развивает перспективный Х-образный дизельный двигатель. Оснащённая новым двигателем и трансмиссией машина обладает высокими ходовыми характеристиками и плавностью хода, шумовые характеристики значительно ниже всех существовавших ранее двигателей, которыми оснащались отечественные танки. Коленвал расположен вдоль оси машины. Это обусловлено компоновкой двигателя и облегчает стыковку с автоматической трансмиссией и ГОП. Двигатель является абсолютно новой конструкцией и имеет большой потенциал для увеличения мощности при незначительном росте габаритных размеров и веса.
Состояние проекта
Как и в случае с любым другим принципиально новым танком, доводка Т-95 и освоение его серийного производства промышленностью потребуют значительных сроков. Сейчас предсерийная партия танков проходит испытания, но, скорее всего, полномасштабное производство танка начнётся в 2014-2015 годах.
Другие проекты
Один из вариантов компоновки перспективного танка по информации западных источников начала 1980-х годов. Высота танка равна 2 м. Пушка соединена с вращающимися вместе с ней боевым отделением и автоматическим заряжающим устройством карусельного типа. Два члена экипажа размещаются в горизонтальных креслах. Наблюдение за полем боя ведётся с использованием перископов и оптических приборов. У командира танка имеются лазерный дальномер, инфракрасный прибор ночного видения.
Танк оснащён лазерным устройством для поражения оптики прицелов и приборов наблюдения танков и ПТРК противника (LASAR). Оно осуществляет обзор местности лазерным лучом малой мощности и фиксирует отражения от линз оптических приборов противника. Обнаружив отражение, оно посылает туда лазерный импульс большой мощности, ослепляя наблюдателя или электронный прибор наблюдения, это средство сейчас действительно применяется на китайском танке «Тип 98».
Основное вооружение танка – 135-мм гладкоствольная пушка с начальной скоростью снаряда 1980 м/с и возможностью запуска управляемой ракеты через ствол. Снаряд способен пробить броню с керамикой танка M1A1, а при использовании предельно закалённого сердечника из обеднённого урана – и перспективную американскую броню.
В видении омских конструкторов танк будущего должен оставаться ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой большого калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами не только повышенного могущества, но и корректируемого по траектории по схеме «выстрелил – забыл – поразил». У него должны быть семиопорное шасси с передним расположением моторно-силовой установки и гидропневматическая (или регулируемая) подвеска. Мощность газотурбинного двигателя на уровне 1800 л. с. (не исключён симбиоз с дизелем) должна позволять танку развивать максимальную скорость не менее 95 км/ч, при средней по грунтовым дорогам до 60 км/ч. Размещение экипажа до 2 человек – в изолированной рубке управления в наиболее защищённой средней части корпуса; автоматизированная система управления огнём, комплекс систем жизнеобеспечения, эргономические кресла. Блочно-модульная конструкция перспективного танка позволит за счёт замены функциональных модулей создать семейство унифицированных машин: боевой машины поддержки танков, самоходно-артиллерийской установки, машины поддержки с противотанковым ракетным комплексом, машины разведки и управления, роботизированной боевой машины.
Примерная тактико-техническая характеристика
Масса: около 50 т
Компоновочная схема: лафетная
Экипаж: 2-3 чел.
Высота: около 2000 мм
Клиренс: 500 мм
Двигатель: перспективный Х-образный дизельный двигатель мощностью 1650 л.с., разрабатываемый в Барнауле или новый газотурбинный более 1250 л.с. (1500-1800 л.с.), разработанный ГУП "Завод имени В. Я. Климова"
Скорость по шоссе: более 80 км/ч
Скорость по пересеченной местности: более 50 км/ч
Тип подвески: торсионная (возможна гидропневматическая)
Удельная мощность: не менее 24 л.с./т
Давление на грунт: около 0,9 кг/см²
Основное орудие: 152-мм ГСП-НП (нет точных данных)
Боезапас: 42 выстрела
Типы боеприпасов: БПС, ОФС, КУВ
Зенитное вооружение: 1 х 30-мм
Пулемёты: 1-2 х 7,62-мм
Другое вооружение: дымовые гранатомёты, ЗПУ «Корд»
Системы противодействия: система «Штора-2», КАЗ - развитие «Дрозд-М» или «Арена»
Бронирование: модульная, многослойная комбинированная с использованием встроенной динамической защиты нового поколения, разрабатываемая в рамках ОКР «Реликт»
Против БПС: предположительно не менее 1000 мм*
Против кумулятивных боеприпасов: предположительно не менее 1500 мм*
* В эквиваленте стальной гомогенной брони без учёта встроенной динамической защиты. |