11.01.2021   409 Stimul 

«Черные береты» в Забосфорье

Еще в 1980-е годы на Черноморском флоте функционировала четко отработанная система боевой службы для морской пехоты на десантных кораблях. И дальние походы тогда были совершенно привычным делом.

Так, в июле 1981 года усиленный отдельный батальон морской пехоты под командованием майора В. Руденко принял участие в оперативно-стратегическом учении «Запад-81» на Балтийском море. Батальон осуществил переход на десантных кораблях вокруг Европы и высадился наплав в районе Хмелевки. В это же время (июнь-июль) батальонная группа под командованием подполковника В. Абашкина, участвуя в совместных советско-сирийских учениях осуществила высадку десанта наплав в районе г. Латакия (Сирия) и на «отлично» выполнила задачи, находясь на берегу в условиях пустыни. В ноябре 1981 года десант под командованием капитана В. Облога предотвратил военный переворот на Сейшельских островах.

Были и весьма крупномасштабные действия черноморцев-морпехов. Например, в июне 1983 года впервые в ВМФ СССР на ЧФ прошло учение морских десантных сил, в ходе которого бригада высаживалась ночью с одновременной выброской крупного парашютного десанта и выполнила боевые стрельбы из всех видов оружия. В учениях участвовали 1987 человек и 381 единица техники. Было призвано из запаса 420 человек…

Это лишь некоторые примеры боевой деятельности морпехов ЧФ, но и они о многом говорят.

С распадом Советского Союза Черноморский флот на долгие годы оказался в водовороте политических бурь. Не имея государственного статуса, его корабли ходили под флагом уже несуществующего государства, а походы в Забосфорье стали большой редкостью. И проходили они без участия морской пехоты. Но пришла пора стабилизации, флот обрел российский статус. Возродились и дальние походы для морских пехотинцев. Первой ласточкой было небольшое подразделение под командованием тогда еще капитана Сергея Мартиросянца, совершившее поход на БДК «Азов» с заходом в греческие порты Пилос и Пирей.

Кроме военных задач подразделение выполняло и представительские функции. В Пилосе по случаю годовщины Наваринского сражения традиционно проводится парад войск. На этот раз в нем участвовал не только парадный корабельный расчет, но и подразделение морской пехоты, выгодно отличавшееся своей подтянутостью, строевой выправкой, молодцеватостью.

Во время похода отрабатывалось взаимодействие экипажа корабля и подразделения морской пехоты на самых разных уровнях, начиная от боевого и заканчивая культурным, повседневно-бытовым. Восстанавливалось забытое старое, делались новые наработки.

Сейчас практически все боевые службы кораблей ЧФ проходят с участием подразделений морской пехоты. Меняется лишь состав десанта, который зависит от выполняемых задач.

– Позади шесть боевых служб с участием «черных беретов», которые сегодня, кстати сказать, берут с собой не только береты, но и тропические панамы, летнюю камуфляжную форму, поскольку действовать приходится в южных широтах. Это походы в разные регионы Мирового океана, это заходы в порты Греции и Франции, Сирии и Италии, Хорватии и Йемена, Египта и Туниса, – говорит начальник береговых войск Черноморского флота генерал-майор Анатолий Кочешков.

Особую страницу в новейшей летописи боевых служб занимает почти трехмесячный поход отряда кораблей в Индийский океан под флагом заместителя командующего ЧФ России вице-адмирала Евгения Орлова. Антитеррористические группы действовали на всех кораблях похода. На ракетном крейсере «Москва» группу возглавлял командир роты морской пехоты капитан Василий Артемов, на сторожевых кораблях «Сметливый» и «Пытливый» командиры взводов МП старшие лейтенанты Александр Веревкин, Евгений Старченко, на большом десантном корабле «Цезарь Куников» – старший прапорщик Николай Куприянов. Основной же десант (более 70 человек) под командованием заместителя начальника штаба по морской подготовке полка морской пехоты подполковника Вячеслава Кривого находился на БДК «Цезарь Куников».

На БДК морпехам скучать не приходилось. В ходе морской десантной подготовки они вместе с экипажем отрабатывали вопросы борьбы за живучесть корабля, взаимодействовали по тревогам. Кроме того, морпехи регулярно проводили занятия по огневой, тактической, физической подготовке, отрабатывали вопросы борьбы с подводными диверсионными силами и средствами.

– Стабильно по два раза в неделю мы проводили занятия по огневой, – рассказывает заместитель командира батальона морской пехоты (он же заместитель командира десанта) майор Игорь Самойленко, — выстраивали личный состав на баке. Инструктировали. Затем следовала команда «К бою!». Моряки мчались в корму корабля. Это делалось специально для отработки передвижения по БДК. На юте устраивали своеобразный полигон. Здесь морпехи в касках, бронежилетах вели стрельбу из всего имеющегося штатного оружия – АКМ, РПК, ПК, СВД, гранатомета, одноразового гранатомета РПГ-27.

Причем стреляли не абы куда, а по движущимся мишеням, удаленным от корабля на 400-600 метров. Специально подготовленные мишени устанавливались на буях, которые двигались под воздействием ветра, волн, течения и сноса корабля, стоящего на одном якоре. Стреляли из положения лежа, с колена, стоя. То есть это была полноценная огневая подготовка.

Если обстановка на корабле не позволяла в намеченный день провести стрельбы, их переносили на другой, более благоприятный день. В итоге запланированное и реально выполненное количество стрельб совпадали.

В ходе тактической подготовки отрабатывались действия по высадке десанта на необорудованное побережье. С этой целью объявляли тревогу. Морпехи полностью экипировались, получали оружие, боеприпасы, которые загружали в бронетехнику, и рассредоточивались по бронетранспортерам. Запускались двигатели боевых машин. Чтобы в твиндеке не было опасной концентрации выхлопных газов, открывали верхнюю крышку и включали вытяжку. То есть отрабатывались все возможные для корабельных условий элементы, кроме выхода боевой техники на побережье. Причем нормативное время жестко фиксировалось.

Вместе с экипажем «Цезаря Куникова» морпехи отрабатывали противоподводнодиверсионную оборону корабля с боевым гранатометанием. Незамедлительно действовали морские пехотинцы и при обнаружении воздушных целей. Нельзя забывать, что отряд российских кораблей действовал в горячем регионе, когда в Ираке шла война. Наши моряки нередко видели иностранные, и прежде всего, американские корабли. А когда идет война, пусть даже без нашего участия, нужно быть настороже. Вот почему морпехи ко всему держали в постоянной готовности дежурный ПЗРК – зенитный ракетный комплекс, расположенный на надстройке корабля.

Наличие подразделения морской пехоты ЧФ на боевых кораблях значительно увеличивало возможности отряда в целом, повышало его боеготовность.

«Черные береты» после пятнадцатилетнего перерыва вновь вернулись в южные широты. Они сделали серьезный шаг к восстановлению утраченных позиций, обрели бесценный опыт действий в Красном море и Индийском океане, на деле доказали свою состоятельность и готовность выполнить поставленную задачу. Подтверждением тому стала отличная оценка за эту трудную боевую службу и награды, полученные морпехами.

«Полей прибрежных королева, царица суши и морей» и в этот раз оказалась на высоте.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]