21.11.2010   4387 Divais 

ИРМ «Жук» - инженерная разведывательная машина

Инженерная разведывательная машина (ИРМ «Жук») — армейская машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности

Описание конструкции

Экипаж машины состоит из двух человек: механика-водителя и командира. Также имеется десантный отсек для сапёрного отделения, вмещающий до 6 человек.

Броневой корпус и башня

Машина создана на базе боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. Корпус представляет собой сварную конструкцию из броневой стали. На крыше расположены три люка для выхода экипажа. В днище машины имеется дополнительный люк.

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт ПКТ, боекомплект составляет 1000 патронов.

Средства наблюдения и связи

Для связи в ИРМ используется два комплекта радиостанций Р-147.

Для наблюдения за местностью и выполнения боевых задач ИРМ оборудована следующими средствами наблюдения:

Прибор ночных работ ПНР;
Артиллерийская буссоль ПАБ-2М;
Дальномер сапёрный ДСП-30;
Прибор инженерной фоторазветки ПИФ;
Перископ большого увеличения ПБУ;
Прибор наблюдения ПИР-451;

Специальное оборудование

Для действия на заражённой местности в машине имеется фильтро-вентеляционная установка. Для работы в условиях ядерного заражения в ИРМ «Жук» установлен радиометр-рентгенометр ДП-3Б. При работе в условиях химического заражения используется прибор ВПХР для определения отравляющих веществ.

Для разведки с минных полей ИРМ оснащена миноискателем РШМ. Элементы миноискателя расположены перед машиной. Кроме встроенного, имеются два ручных миноискателя ИМП и водолазный миноискатель МИВ.

Кроме всего прочего для выполнения боевых задач ИМР имеет комплекс средств, в состав которых входят:

Комплект разминирования КР-И;
15 кг тротиловых шашек;
1 аккумуляторный фонарь;
Эхолот;
6 фонарей П2М;
Измеритель скорости течения;
Ручной пенетрометр РП-2;
Две катушки сапёрного провода СПП-2;
Комплект светящих створных знаков;
Подрывная машинка КПМ-1;
Линейный мост ЛМ-48;
2 сумки минёра-подрывника СМП;
Омметр М-57;

Двигатель и трансмиссия

Машина оборудована дизельным двигателем, мощностью 300 л.с., для самовытаскивания на борту имеется два твёрдотопливных ракетных двигателя от ЗУР 9М39, входящей в состав ПЗРК 9К38 «Игла». Ракетные двигатели способны создавать реактивную тягу в 312 кг.

Оценка машины

Собственно, это больше громкое название ИРМ, чем действительно новое слово в инженерном деле. С таким же успехом практически весь комплект средств инженерной разведки перевозился на обычном БТР-60 (позднее БТР-70). Все равно каждый прибор сапер берет в руки и шагает работать с ним. К тому же личный состав размещается в БТР с гораздо большим комфортом, скорость у БТР гораздо выше при практически той же проходимости, что и ИРМ. Да и очень уж шумный выхлоп двигателя у ИРМ (мертвого разбудит). Кто ездил на МТ-ЛБ это хорошо знает. Пользоваться машинным миноискателем РШМ согласится разве только пьяный ежик. Штука эта капризная и до невероятности коварная и неверная. Деревяные и платмассовые мины не обнаруживает. Уж лучше бы ножевой трал спереди навесили. Машина плохо переносит подрыв на мине - лопается корпус по сварке, разрушается механизм натяжения ленивца, у экипажа тяжелейшая контузия, механик обычно погибает. В то же время БТР из-за довольно большого расстояни от низа колеса до брони при подрыве на американской мине М-19 отделывается потерей колеса, иногда даже колесный редуктор не повреждается. И после подрыва БТР нередко сохраняет способность двигаться. Экипаж после пары сигарет и полкружки водки также способен продолжать выполнять задачу. Так что в батальонах ИРМы обычно мирно дремали в боксах, а оснащение саперы использовали.

ИРМ «Жук»

Классификация Инженерная разведывательная машина
Боевая масса, т 17,2
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 6
История
Производитель СССР
Годы производства с 1980
Годы эксплуатации с 1980
Основные операторы РФ
Размеры
Длина корпуса, мм 8220
Ширина корпуса, мм 3150
Высота, мм 2400
Клиренс, мм 420
Вооружение
Прицелы ПАБ-2М, ДСП-30, ПИР-451
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя дизельный + 2 ТТРД от ЗУР 9М39 для самовытаскивания
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 52
Скорость по пересечённой местности, км/ч 12 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,69
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м плавает


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]