15.04.2010   4306 Stimul 

БМП-1 - боевая машина пехоты

 
БМП-1

БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1) — первая советская боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою, место машины в строю - в 50-ти метрах позади пехотинцев. Была разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе им. В.И.Ленина. Боевая машина принята на вооружение Советской Армии в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1979 год.

Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля "В-2", являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий ЧТЗ и ГСКБ-2. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя "БМП-1" был В.Д.Чудаков. Главным конструктором являлся П.П.Исаков.

Впоследствии чертежи и прочая документация были переданы на Курганский машиностроительный завод, где впоследствии выпускалась и "БМП-2".

 
БМП-1 на параде
 
Защита и вооружение

Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 "Гром", спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и противотанковый управляемый ракетный комплекс 9М14М «Малютка», также в десантном отделении крепится и перевозится Зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».
Защита боевой машины представляла собой корпус сварной из катанных бронированных листов. В верхней лобовой части встроен большой люк, закрывающейся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава. Башня конической формы. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой. Из-за малого подьёма ствола в Афганистане экипажи сами укрепляли на башне АГС-17 "Пламя", что улучшало боевые свойства машины в горных условиях.

 
БМП-1 в Чеченской республике

Бронирование

Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23 мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62 мм бронебойных пуль на дальности 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20 мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенным образом зависит от страны ее происхождения. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции, и от тяжелых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7 мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулеметов общего назначения (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м 7,62 мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.

 
Схема БМП-1
 
Критика

На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые "угрозы" защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20х139 мм к пушкам "Испано-Сюиза" HS 820, "Рейнметалл" RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS - DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800 – 1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной БМП США М2 "Бредли", принятой в 1982 г, изначально проектировались из расчета поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60град/1500 м. Во время Первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматической пушки. Согласно данным испытаний, проведенных в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) М791 25-мм пушки "Бушмастер" на дальностях 1500-2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищенности за прошедшие десятилетия так и не последовало.

Модификации

БМП-1К — командирская боевая машина, дополнительно оснащенная радиостанцией Р-111, и навигационным оборудованием. Принята на вооружение 1973 году.
БМП-1КШ — командно-штабная машина, не имеет вооружения, неподвижная башня, телескопическая антенна (после разворачивания высота антенны 19 м), оснащена радиостанциями Р-111 - 2 шт., Р-123, Р-124, навигационным оборудованием, приборами химической и радиационной разведки, автономным электробензогенератором.
БМП-1П — модифицированная боевая машина пехоты, оснащенная более мощной пусковой установкой ПТРК 9К111-1 "Конкурс”, и шестью комплектами "Постановки дымовых завес” 902В. На вооружения принята 1979 году, серийно выпускалась с 1979 по 1983 год.
БМП-1ПК — командирская модифицированная боевая машина пехоты.
БМП-1ПГ — модифицированная БМП-1П, дополнительно оснащенная автоматическим гранатометом АГС-17 "Пламя".


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]