Ми-8 — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.
Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается улучшеной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117)и наличием ВСУ. Ми-17 не столь широко распространены, используются примерно в 20 странах.
В 1991 г. начато производство новой модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171). Эта модификация ориентирована на гражданское/транспортное применение.
К концу 1950-х г. в составе советских ВВС насчитывалось уже несколько вертолётных дивизий. Стоявший на вооружении многоцелевой Ми-4 мог перебросить в тыл врага сразу 19 десантников или же принять на борт 8 носилок, одно орудие или автомобиль. Военные были довольны этой машиной, однако её конструктор считал, что настало время машин с газотурбинными двигателями.
Во второй половине 1950х г. были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна» и для их переброски потребовался вертолёт большой грузоподъемности. Им стал газотурбинный Ми-6, самый грузоподъемный по тем временам. Вскоре и на замену Ми-1 пришел турбовинтовой Ми-2. Осталось заменить Ми-4 машиной нового поколения. Проект получил индекс Ми-8.
Но 17 мая 1961 года произошла трагедия: в авиакатастрофе на вертолёте Ми-4 разбился командующий артиллерией Владимир Яковлевич Колпакчи. Гибель командующего артиллерией Владимира Яковлевича Колпакчи произвела на министра обороны СССР маршала Родиона Малиновского столь сильное впечатление, что он навсегда невзлюбил вертолет. Он категорически отверг новый проект Михаила Миля Ми-8.
Решающей оказалась позиция Никиты Сергеевича Хрущева, который верил в талант конструктора. По его настоянию, заказчиком Ми-8 выступило Министерство Гражданской Авиации. Выдвинутые заказчиком жесткие требования экономичности окончательно сформировали облик уникальной машины.
Работы над Ми-8 шли полным ходом, когда Михаила Миля неожиданно вызвали в Кремль. Предложение, которое сделал ему Хрущев было поистине удивительным — он должен был поехать в США, чтобы оценить и, при необходимости, закупить несколько вертолетов фирмы Sikorsky. Но, конечно, главным делом был осмотр производства и испытаний американских вертолетов. Милю с коллегами удалось даже полетать на новеньком S-58.
В 1964 после отстранения Хрущева Командование ВВС не стало принимать на вооружение Ми-8. Были закуплены лишь несколько десятков машин для апробации. Михаилу Леонтьевичу пришлось сражаться за свое детище. Ми-8 был высоко оценен Министерством Гражданской Авиации, сделавшим заказ на массовую серию. И уже вскоре винтокрылую машину ожидал небывалый триумф.
В июне 1965 года Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже одну из самых представительных экспозиций. Вертолеты КБ Миля Ми-8, Ми-6, и летающий кран Ми-10 произвели сенсацию среди специалистов. После авиасалона в Ле-Бурже руководство военное командования СССР наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолет, машина РЭП, летающий командный пункт, постановщик мин. Нет такого рода войск, который не применял бы эту машину. Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела огромный ресурс модификаций. Позже на его базе был разработан и построен вертолет-амфибия Ми-14.
Модификации
Вертолёт Ми-8 является мировым рекордсменом по количеству модификаций.
Опытные
В-8 — Первый опытный экземпляр с одним ГТД АИ-24В конструкции А. Г. Ивченко. Первый полёт 24 июня 1961 года.
В-8А — Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117.
В-8АТ — Третий опытный экземпляр.
В-8АП — Четвертый опытный экземпляр.
Пассажирские
Ми-8П (экспортное обозначение — Ми-17П) — пассажирский вертолёт на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.
Ми-8ПА — модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.
Ми-172
Транспортные
Ми-8Т — транспортно-десантный вертолёт для ВВС.
Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.
Многоцелевые
Ми-17В-5 Казанского вертолётного завода.
Ми-8ТБ
Ми-8ТВ — экспортный вариант Ми-8ТБ. Отличалась установкой ПТУР 9M14M «Малютка» или их полным отсутствием.
Ми-8АТ
Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64(в первых модификациях) до 200 мин.
Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
Ми-8МТВ-2
Ми-8МТВ-3
Ми-8МТВ-5 — изменена форма носовой части («дельфиний нос»).
Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.
Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года).
Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амфибия. См. также: Модификации Ми-14.
Ми-18 — удлинённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.
Специального назначения
Ми-8ПС-7 Специального летного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ
Ми-8ТЭЧ-24 — летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта вертолетной техники.
Ми-8ТЗ — заправщик и транспортировщик топлива.
Ми-8БТ — буксировщик трала.
Ми-8СП — специальный морской спасательный.
Ми-8СПА — поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.
Ми-8ТЛ — лесопожарная модификация, оснащенная системой массированного сброса воды и водяной пушкой.
Ми-8С — штабной вертолет с круглыми иллюминаторами.
Ми-8ПС — штабной вертолет с квадратными иллюминаторами.
Ми-8КП — специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.
Ми-8ГР или Ми-8Р — разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.
Ми-8К — артиллерийский корректировщик.
Ми-8ТАКР — вертолет с комплексом телевизионного наблюдения.
Ми-8ВД — радио-химический разведчик.
Ми-8С — модификация с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.
Ми-8МТЛ- разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.
Ми-8МТЮ — Был построен в единственном экземпляре. Предназначен для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.
Воздушные командные пункты
Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
Ми-19 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
Ми-19Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
Медицинские
Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
Ми-17-1ВА «Амбулатория» — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.
Постановщики помех
Ми-8СМВ — постановщик помех, оборудованный станцией постановки помех «Смальта-В».
Ми-8ПП — вертолет РЭП, оборудованный комплексом «Поле».
Ми-8ППА — доработанная версия Ми-8ПП.
Ми-8МТП — постановщик помех.
Ми-8МТПБ — постановщик помех.
Ми-8МТПИ — постановщик помех.
Ми-8МТПШ — постановщик помех.
Ми-8МТД — постановщик помех.
Ми-8МТР1 — постановщик помех.
Ми-8МТР2 — постановщик помех.
Ми-8МТС — постановщик помех.
Ми-8МТШ1 — постановщик помех.
Ми-8МТШ2 — постановщик помех.
Ми-8МТШ3 — постановщик помех.
Ми-8МТЯ — постановщик помех.
Ми-8МТ1С — постановщик помех.
Сельскохозяйственные
Ми-8АТС — сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.
Ми-8МТСх — сельскохозяйственный вертолёт. Создан на базе Ми-8МТ.
Ударные
Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) — транспортно-штурмовой вертолёт, оснащается комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24 и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование «Терминатор». |