Двухместный боевой вертолет Ми-28 построен по классической одновинтовой схеме и предназначается для поиска и уничтожения в условиях противодействия бронированной техники, живой силы противника на открытой и пересеченной местности, а также малоскоростных воздушных целей при визуальной видимости в простых и ограниченно сложных метеоусловиях.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.
Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции из алюминиево-литиевых сплавов с широким использованием композиционных материалов. Фюзеляж Ми-28 включает в себя носовую и центральную части, а также хвостовую и килевую балки. В носовой части находятся два раздельных бронированных отсека кабины экипажа, в которых размещаются спереди кресло штурмана-оператора, а сзади и выше - кресло пилота. Между кабинами штурмана-оператора и летчика имеется бронированная перегородка. Дверь штурмана находится на левом борту, а летчика - на правом. Двери и стекла оборудованы механизмами аварийного сброса. Кабина экипажа образована плоскими поверхностями и полностью бронирована с использованием облегченной титановой брони с керамическими наружными плитками и малобликующего броневого остекления, выдерживающего прямое попадание пуль калибром 12,7 мм. Поврежденные керамические плитки брони могут заменяться. Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглащающие кресла, снабженные системой притяжения экипажа к креслам для создания необходимой изготовочной позы; на больших высотах экипаж может покинуть вертолет с помощью парашютов через боковые двери. При аварийном покидании кабин под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси.
Спереди внизу к носовой части крепится на стабилизированной платформе комбинированная обзорно-прицельная станция КОПС и рама пушечной установки. Под полом летчика размещаются блоки электрооборудования и прицельно-пилотажно-навигационного комплекса.
На потолочной панели центральной части фюзеляжа крепится главный редуктор, вентилятор, вспомогательная силовая установка, гидроблок, агрегаты системы кондиционирования. Справа и слева от оси симметрии на потолочной панели и консольных элементах шпангоутов установлены двигатели и угловые редукторы, а также консоли крыла. В нижней части фюзеляжа находится контейнер топливных баков, на верхних панелях которого стоят блоки оборудования. Размещение наиболее тяжелых агрегатов и систем вблизи центра масс способствует повышению маневренности Ми-28. Задний отсек радиооборудования имеет достаточно вместительные свободные объемы, позволяющие использовать его в качестве грузового (для перевозки аэродромного оснащения при передислокации вертолета либо эвакуации экипажа другого вертолета). Доступ в отсек осуществляется через люк и откидной трап с левого борта. Простоту и удобство обслуживания различных систем и оборудования вертолета обеспечивают многочисленные двери и люки по бортам фюзеляжа. Нижнее расположение хвостовой балки исключает возможность задевания за нее лопастью несущего винта при резком маневре. Задняя часть килевой балки выполнена в виде фиксированного руля, внутри которого размещается тросовая проводка управления рулевым винтом и стабилизатором, крепящемся в верхней части килевой балки. Под ее нижней частью находится хвостовая опора шасси. Управление стабилизатором соединено с ручкой общего шага несущего винта.
Крыло вертолета - свободнонесущее, малого удлинения, размахом 4,88 м среднерасположенное, с отрицательным поперечным V, имеет кессонную конструкцию из алюминиевых сплавов, носок крыла и хвостовая часть изготовлены из композиционных материалов. Крыло обеспечивает разгрузку несущего винта и используется для подвески ракетного, стрелково-пушечного, бомбового вооружения и дополнительных топливных баков на четырех узлах под крылом и двух на концах крыла. В аварийной ситуации крыло может сбрасываться.
Шасси трехопорное, с хвостовым колесом, неубирающееся. В конструкцию опор шасси включены гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом, обеспечивающие снижение перегрузок при ударе о землю с вертикальной скоростью 12 м/с до уровня, который физиологически может переноситься экипажем. Основные опоры рычажного типа позволяют изменять клиренс вертолета. Колеса главных опор имеют давление 0,53 МПа. Колея шасси 2,29 м.
Несущий винт пятилопастный. Лопасти прямоугольной формы в плане, хорда лопасти 0,67 м. Концевые части лопастей имеют стреловидность по передней кромке. Лопасти имеют стеклопластиковый лонжерон, изготовленный методом спиральной намотки на станках с ЧПУ, к которому присоединены стеклопластиковые секции с сотовым заполнителем; вдоль носка лопасти проходит противоэрозионная титановая накладка с электрической противообледенительной системой. Втулка несущего винта представляла собой титановый корпус с пятью вынесенными сферическими эластомерными шарнирами. В подвижных соединениях втулки используются металлофторопластовые и тканевые подшипники. Скорость вращения несущего винта 242 об/мин, окружная скорость концов лопастей 216 м/с.
Рулевой винт диаметром 3,84 м, четырехлопастный, образован двумя двухлопастными винтами с эластомерными горизонтальными шарнирами. Его втулка состоит их двух модулей, установленных один над другим на шлицах ступицы. Каждый модуль представляет собой сочленение двух рукавов лопастей. Лопасть включает стеклопластиковый лонжерон и хвостовую часть из сотового блока и стеклопластиковой обшивки. Лопасти несущего и рулевого винтов оснащается электротепловой противообледенительной системой. Лопасти рулевых винтов установлены под углами 45° и 135° для уменьшения уровня шума. Лопасти прямоугольной формы в плане, из стеклопластика, хорда лопасти 0,24 м.
Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД со свободной турбиной ТВЗ-117ВМ взлетной мощностью 1950 л.с. каждый, установленных в отдельных гондолах по бокам фюзеляжа и снабженных модернизированной электронной системой регулирования. Независимая работа двигателей обеспечивает возможность выполнения полета с одним работающим двигателем. Вспомогательная силовая установка - ГТД, расположенный за редуктором несущего винта сверху фюзеляжа, обеспечивает подачу сжатого воздуха для запуска двигателей и привода систем. Воздухозаборники ГТД снабжены пылезащитными устройствами, а сопла охлаждаются потоком воздуха, поступающего через воздухозаборники по бокам мотогондол и смешиваемого с потоком газов ГТД для уменьшения ИК-излучения.
Топливная система Ми-28 была выполнена в виде двух самостоятельных симметричных систем питания каждого двигателя с автоматическим перекрестным питанием и перекачкой. Она состоит из трех баков (двух расходных на каждый двигатель и одного общего), находящихся в контейнере топливных баков, стенки которого протектированы пенорезиной. Сами топливные баки заполнены предохраняющим от взрыва пенополиуретаном. Для перегоночных полетов возможна установка подвесных топливных баков.
Особенностью трансмиссии вертолета - наличие двух угловых редукторов УР-28, служащих для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору ВР-28 и являющихся первыми ступенями редукции.
Система управления механическая, с гидроусилителями. Управление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика размещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора - управление вооружением. В системе управления задействованы четыре установленных на главном редукторе комбинированных рулевых привода, которые выполняют функции гидроусилителей и рулевых машин автопилота. Гидравлическая система Ми-28 состоит из двух независимых систем, служащих для питания комбинированных рулевых приводов систем управления и гидродемпфера в системе путевого управления. Рабочее давление в системе 15,2 МПа.
В состав оборудования вертолета входит также пневмосистема, система кондиционирования воздуха и кислородное оборудование.
Электрическая система переменного тока с напряжением 208 В получает питание от двух генераторов с приводом от главного редуктора.
Оборудование: комбинированная обзорно-прицельная система с высокими разрешающими способностями и уровнем автоматизации на гиростабилизированной платформе с подвижностью ±110° по азимуту и +13°...-40° по углу места для наведения ПТУР и стрельбы из пушки. В дневном варианте система имеет два оптических канала с широким и узким полями зрения (3-кратное увеличение и 13-кратное соответственно). Для действий в темное время суток может использоваться оптико-телевизионный канал (с ТВ-системой для низких уровней освещенности и 20-кратным увеличением). Установлен лазерный дальномер-целеуказатель, определяющий текущую дальность до цели и выдающий ее ЭВМ для вычисления поправок при стрельбе из пушки и пуска НАР, а также для пуска управляемых ракет. Возможно использование экипажем очков ночного видения. Приборное оборудование кабины летчика включает ИЛС и нашлемный прицел для управления пушкой. Кабина штурмана-оператора оснащена индикатором на ЭЛТ - для отображения данных оптико-электронной системы. Установлен вертолетный комплекс РЭП "Витебск", имеются устройства подавления ИК-излучения и автоматы сбрасывания ЛТЦ, установленные в контейнерах на концах крыла.
Вооружение Ми-28 состоит из несъемной подвижной пушечной установки НППУ-28 с пушкой 2А42 калибра 30 мм разработки тульского КБ приборостроения и системы съемного вооружения, подвешиваемого на балочных держателях пилонов крыла. Диапазон отклонения НППУ-28 составляет: по азимуту +110°; по углу места +13...-40°. Предусмотрены два режима стрельбы: со скорострельностью 900 выстр/мин по воздушным целям и 300 выстр/мин по наземным целям. Боезапас пушки в 250 снарядов располагается в двух ящиках с селективной двухсторонней подачей на поворотной части турели. На внешних балочных держателях предусматривается подвеска до 16 ПТУР "Штурм-В" с радиокомандной системой наведения или "Атака-В" с радиолокационной системой наведения, предназначенных для поражения не только наземных целей, но и низколетящих малоскоростных воздушных целей. На внутренних держателях могут крепиться блоки неуправляемых ракет Б-5В35, Б-8В20 или Б-13Л1, унифицированные вертолетные гондолы ГУВ в пулеметном и гранатометном вариантах, контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. В последующие годы арсенал Ми-28 пополнился тяжелыми неуправляемыми ракетами С-24Б, пушечными контейнерами УПК-23-250 и зажигательными баками 3Б-500.
Управляемое оружие (пушка, ПТУР) применяется штурманом-оператором из передней кабины, НАР могут запускаться из обеих кабин. В пределах визуальной видимости, без использования увеличивающей оптики, летчик также может наводить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела.
Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28 обеспечивают: аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям и управляемым ракетам с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника; устройство отстрела помеховых патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения. |