Вертолет Ка-50 является одноместным двухдвигательным вертолетом соосной схемы с трехопорным убирающимся шасси.
Фюзеляж вертолета представляет собой единую неразъемную конструкцию, состоящую из отдельных отсеков. Два технологических разъема условно делят его на переднюю, заднюю и хвостовую части. Поперечное сечение мидельной части фюзеляжа прямоугольное. Фюзеляж не герметизирован.
Основными конструкционными материалами фюзеляжа являются алюминиевые сплавы и полимерные композиты (органопластик, органоуглепластик и сотовый наполнитель). Композиционные материалы составляют до 30% от общей массы конструкции Ка-50. Листы композиционных материалов либо используются непосредственно, либо собираются в трехслойные панели с сотовым заполнением. Более ста трехслойных панелей занимают 70 м2 поверхности фюзеляжа. Около 40% этих панелей можно отнести к силовым конструкциям (например, панели центрального отсека, консолей крыла, стабилизатора вертикального оперения, хвостовой балки, контейнеров топливных баков). Столь широкое применение полимерных композиционных материалов позволило по сравнению с металлическими аналогами снизить массу отдельных элементов конструкции на 20... ...30%, повысить надежность и живучесть вертолета, увеличить ресурс работы отдельных агрегатов планера в 2-2,5 раза, снизить трудоемкость изготовления сложных элементов конструкции в 1,5-3 раза (за счет уменьшения количества деталей, сокращения цикла клепально-сборочных работ), снизить трудоемкость плазовых работ в 2 раза.
Силовой набор фюзеляжа образован шпангоутами, лонжеронами, силовыми и несиловыми панелями, стрингерами, усилениями проемов двери и люков, балками и работающей обшивкой. На силовой контур "навешены" панели, образующие внешние обводы.
В передней части фюзеляжа расположены носовой отсек и кабина летчика. Носовой отсек первых четырех опытных машин был закругленным с двумя раздельными штангами приемников воздушного давления (ПВД) и штангой датчиков углов атаки и скольжения (ДУАС). Кроме того, на В-80 №02 и №03 в передней части предусматривалась установка низкоуровневой телевизионной системы "Меркурий". Начиная с В-80 №05 нос приобрел своеобразную "корабельную" форму с одной общей штангой для ПВД и ДУАС, что было вызвано необходимостью зарезервировать место для перспективной телевизионной системы. В носовом отсеке установлена аппаратура комплекса "Шквал-B" с обтекателем прибора управления в нижней части. Кабина летчика образована разнесенными листами стальной и алюминиевой брони. Кабина герметизирована. Дверь и правая створка кабины снабжены устройствами аварийного сброса, верхняя створка при катапультировании откидывается пиротехническим устройством.
Стекла кабины имеют плоскую форму, что уменьшает бликообразование и заметность. Переднее и два боковых окна выполнены из бронестекла, дверь, правая и верхняя створки - из ориентированного оргстекла. Для визуального обзора задней полусферы в кабине над верхней створкой установлены зеркала заднего вида.
В днище носового отсека имеется ниша, куда убирается передняя опора шасси. Створки для закрытия ниши не предусмотрены.
Задняя часть фюзеляжа включает отсеки топливных баков, средний отсек, отсек шасси, а также передний гаргрот. На среднем отсеке установлены мотогондолы двигателей.
Над отсеком переднего топливного бака, расположенного за кабиной, смонтирован передний гаргрот с рулевой системой и элементами гидросистемы вертолета. Средний отсек является основным силовым элементом конструкции фюзеляжа. Здесь размещены два патронных ящика, с правой стороны смонтирована несъемная пушечная установка. На центроплане в среднем отсеке установлены подредукторные балки с кронштейнами для крепления двигателей и главного редуктора. К центроплану крепится крыло вертолета. В отсеке заднего топливного бака смонтированы кронштейны крепления промежуточных редукторов, вспомогательной силовой установки и вентилятора, а снаружи на боковых панелях - элементы конструкции основных опор шасси. Кроме топливного бака в отсеке находится аппаратура прицельно-пилотажно-навигационного комплекса.
В мотогондолах расположены два двигателя ТВЗ-117ВМА, а между ними за кабиной пилота - главный и два промежуточных редуктора, вспомогательная силовая установка, вентилятор, гидроаккумуляторы, противопожарная система и другое оборудование.
Хвостовая часть фюзеляжа выполнена заодно с килем. В ней размещены блоки радиоэлектронного оборудования.
Фюзеляж имеет большое количество эксплуатационных люков, облегчающих техническое обслуживание машины. Осмотр систем оборудования и вооружения ведется непосредственно с земли, а силовой установки и несущей системы - с откидных панелей мотогондолы.
Крыло вертолета обеспечивает разгрузку несущего винта на больших скоростях полета и служит для подвески авиационных средств поражения, На нижней поверхности консолей крыла установлено по два пилона для подвески съемного вооружения или топливных баков, а на концах (начиная с третьей опытной машины) - по контейнеру с кассетами устройства УВ-26. Внутри крыла и пилонов смонтирована система подъема грузов. Крылья первых двух опытных 3-80, имевшие больший угол установки, были оснащены элеронами.
Оперение включает стабилизатор, киль, руль направления большой площади с аэродинамической компенсацией и два боковых киля. На руле направления первых опытных машин имелся еще один небольшой стабилизатор, так называемая "бабочка".
Шасси вертолета, колесное, убирающееся, имеет одну переднюю и две основные опоры. Колея шасси 2600 мм, база 4911 мм. Самоориентирующаяся передняя опора со спаркой колес снабжена устройством для их установки в линию полета после взлета. На амортизационной стойке установлен демпфер шимми. Размер шин колес передней опоры 400x150 мм, давление в пневматиках 8+0,5 кгс/см2.
Основные опоры имеют одинарные тормозные колеса с шинами размера 700x250 мм, давление в пневматиках 6,5+0,5 кгс/см2. Опоры шасси убираются назад по полету в ниши фюзеляжа, стойки основных опор при этом закрываются створками. В выпущенном положении опоры удерживаются цанговыми замками, в убранном - механическими. В случае несрабатывания замков они могут быть открыты вручную наземным персоналом при зависании вертолета на малой высоте - для этого служит специальная скоба ручного открытия, закрепленная в зажиме на нижней части фюзеляжа. В амортизационных стойках всех опор шасси установлены демпферы колебаний типа "земной резонанс".
Силовая установка и несущая система
Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВЗ-117ВМА, трансмиссии, а также систем и устройств, обеспечивающих работу двигателей и безопасность полета вертолета.
Двигатель ТВ3-117ВМА является одной из модификаций семейства ГТД ТВ3-117, хорошо зарекомендовавших себя на вертолетах Ми-8МТ, Ми-14, Ми-24, Ка-27 и других. Это турбовальный двигатель со свободной турбиной, воздушной системой запуска от турбо-привода. Компрессор двигателя осевой, двенадцатиступенчатый, с поворотными лопатками входного направляющего аппарата и направляющего аппарата первых четырех ступеней ротора, с двумя клапанами перепуска воздуха из-за седьмой ступени компрессора. Камера сгорания двигателя кольцевая. Турбина состоит из двухступенчатой осевой турбины компрессора и свободной турбины. Крутящий момент от свободной турбины передается на промежуточный редуктор, а с него - на главный. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме 2200 л. с. при удельном расходе топлива 137 г/(л.с.·ч). Габариты двигателя 2055 х 650 х 728 мм.
Отсеки основных двигателей и двигателя вспомогательной силовой установки отделены от смежных отсеков противопожарными перегородками. Охлаждение генераторов и радиаторов маслосистем двигателей, редукторов, а также радиатора системы кондиционирования обеспечивается вентилятором, который приводится во вращение от задней коробки приводов главного редуктора. Синхронизация мощностей обоих двигателей осуществляется системой, принцип действия которой основан на сравнении давления воздуха за компрессорами двигателей в синхронизаторах мощности и корректировке подачи топлива в зависимости от разности этих давлений. Двигатели оборудованы пылезащитными устройствами центробежного типа (ПЗУ), а также экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ), смешивающими атмосферный воздух с выхлопными газами и экранирующими горячие детали двигателей для снижения заметности вертолета в ИК-диапазоне. Каждый двигатель имеет автономную масляную систему, обеспечивающую смазку и отвод тепла от подшипников всех опор, приводов и зубчатых передач двигателей.
Трансмиссия включает главный и два промежуточных редуктора и предназначена для передачи мощности основных двигателей на несущие винты с изменением частоты вращения. Каждый промежуточный редуктор соединен со свободной турбиной соответствующего двигателя непосредственно, а с главным редуктором - соединительным валом. Для раздельного запуска двигателей, полета на одном работающем двигателе или в режиме авторотации в главном редукторе предусмотрены муфты свободного хода, посредством которых один или оба двигателя отключаются от главного редуктора.
На главном редукторе имеются передняя и задняя коробки приводов, на которых установлены агрегаты вертолетных систем и тормоз несущего винта.
Смазка главного редуктора и коробок приводов, а также промежуточных редукторов осуществляется автономными маслосистемами.
Бортовая вспомогательная силовая установка (ВСУ) служит источником сжатого воздуха для турбопривода и системы запуска основных двигателей ТВ3-117ВМА. Она включает газотурбинный двигатель АИ-9В и воздухопривод.
Турбопривод обеспечивает проверку работоспособности вертолетных систем без запуска основных двигателей в процессе технического обслуживания вертолета. При работающем турбоприводе приводятся в действие бортовые генераторы, гидронасос общей гидросистемы и маслонасос.
Несущая система состоит из двух соосных трехлопастных несущих винтов и агрегатов управления лопастями винтов. Верхний винт (при виде сверху) вращается по часовой стрелке, нижний - против. Втулки несущих винтов бесшарнирные; лопасти крепятся к ним с помощью торсионов.
Лонжероны лопастей представляют собой пустотелые балки переменного сечения с промежуточной стенкой. Материал - стеклоуглепластик. К задней части лонжерона приклеена хвостовая секция, обшивка и торцевые нервюры которой выполнены из оргалита, сотовый наполнитель - из полимерсотопластика. Законцовка лопасти стреловидная. Угол стреловидности 33°. Для аэродинамической регулировки лопастей служат триммеры. Лопасти винтов оборудованы пиротехническими устройствами для отстрела при катапультировании. Они сохраняют конструкционную стойкость при поражении пулями калибра 12,7 мм и осколками снарядов калибра 20 мм.
Топливная система вертолета включает два основных и четыре подвесных топливных бака. Основные баки, передний и задний, являются расходными. Из переднего бака топливо подается в левый двигатель, из заднего - в правый и двигатель вспомогательной силовой установки. Основные баки соединены трубопроводом кольцевания. В случае отказа одного из двигателей во второй подается топливо из обоих баков, а при отказе насосов подкачки в одном из баков в оба двигателя поступает топливо из второго основного бака. Основные топливные баки мягкие, изготовлены из керосиностойкой резины и ткани. Днища и стенки баков на две трети высоты протектированы слоем натурального каучука. Для предотвращения взрыва топлива в случае поражения бака он заполнен пенополиуретановым эластичным открытопористым наполнителем.
Подвесные баки установлены на крыльевых балочных держателях. Они соединены с основными баками трубопроводами: правые - с передним, левые - с задним. По мере расходования топлива из основных баков они пополняются из подвесных. Подвесные баки имеют сигарообразную форму, изготовлены из листов алюминиевого сплава.
Общее оборудование
Гидравлическая система включает общую и основную гидросистемы.
Общая гидросистема используется для подачи рабочей жидкости в тормозные камеры колес основных опор шасси, гидроцилиндры уборки-выпуска шасси и агрегаты управления пушечной установкой. При выходе из строя основной гидросистемы общая гидросистема обеспечивает работу блока рулевых приводов.
Основная гидросистема приводит в действие блок рулевых приводов, а при отказе общей гидросистемы обеспечивает аварийный выпуск шасси. Гидронасос основной системы установлен на левой передней коробке приводов главного редуктора, а гидронасос общей системы - на задней коробке приводов. Оба гидронасоса работают при вращении винтов как на моторном режиме, так и на режиме авторотации, а гидронасос общей системы - еще и при включенной бортовой ВСУ.
Система управления вертолетом включает системы продольного, поперечного, путевого управления и управления общим шагом винтов. Гидравлические рулевые приводы объединены в блок рулевых приводов, которые могут работать не только в режиме необратимой системы ручного управления, но и в режиме комбинированного управления, т.е. сочетания ручного управления со стабилизацией от автопилота вертолета. В системе управления установлены триммерные механизмы, имеется также устройство, увеличивающее нагрузку на рычаги управления при опасном сближении лопастей несущих винтов. Тяги системы управления выполнены из алюминиевых труб.
Система электроснабжения на вертолете использует трехфазный переменный ток 115В/400Гц. Она включает два канала генерирования - для левого и правого бортов. Генераторы расположены на задней коробке приводов главного редуктора и приводятся во вращение двигателями вертолета или турбоприводом от ВСУ.
В случае отказа или отключения одного из генераторов его шины подключаются к шинам работающего генератора, а при отказе всей системы ток выдается статическим преобразователем от аккумуляторной батареи. Мощность двух генераторов - 800 кВт, преобразователя - 500 Вт. Система снабжения вертолета постоянным током 27 В также двухканальная, работает через выпрямительные устройства. Электроснабжение вертолета может осуществляться и от наземного источника переменного тока 115В/400 Гц.
Приборное оборудование - в основном традиционные электромеханические стрелочные приборы - монтируется на приборных досках и пультах в кабине летчика. Приборы, табло и выключатели, используемые летчиком только при подготовке к полету, размещены на пульте контроля справа за креслом. Монтаж оборудования сводится к установке панелей приборов и пультов в каркасы, соединению проводов с наконечниками на клеммных колодках и сочленению разъемов.
Система сигнализации включает систему аварийной и уведомляющей сигнализации (САС) и систему встроенного контроля и предупреждения "Экран". САС объединяет работу аварийных и уведомляющих светосигнализаторов с датчиками агрегатов и систем вертолета, с центральным сигнальным огнем и речевым информатором. "Экран" анализирует сигналы, характеризующие состояние систем и агрегатов, а также осуществляет предполетный и полетный контроль, выдает информацию в порядке приоритетов на универсальное сигнальное табло (УСТ). При этом информация об отказах и аварийных режимах работы агрегатов и систем запоминается и распечатывается в буквенно-цифровом виде на металлизированной ленте. Всего на УСТ индицируется 68 команд, кроме того 81 сигнал выдается в полете для документирования без индикации на УСТ.
Бортовое устройство регистрации полетных данных "Тестер УЗ" серии 3 предназначено для записи и сохранения в случае летного происшествия информации о работе систем и параметрах полета вертолета за последние 3 ч. Для обеспечения сохранности магнитная лента помещена в теплоударопрочный герметичный контейнер ("черный ящик"). Регистрируется запись 38 аналоговых и 63 разовых сигналов. Информация обрабатывается с помощью наземной аппаратуры "Луч".
Осветительное оборудование делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее оборудование - приборы, приборные доски, пульты и панели - освещается красным светом (аварийное освещение - переносной светильник СБК). Для снижения заметности вертолета в ИК-диапазоне планируется заменить внутреннее освещение с красного на сине-зеленое. На земле кабина и технические отсеки освещаются белым светом плафонов. Кроме того, на щитах крепления светильников установлены розетки электроснабжения переносных ламп.
К внешнему осветительному оборудованию относятся: две посадочно-поисковые фары, проблесковый маяк, два аэронавигационных огня, хвостовой огонь, четыре огня полета строем и три контурных огня лопастей нижнего винта.
Средства пожарной сигнализации и пожаротушения установлены в отсеках двигателей, вспомогательной силовой установки, гидроагрегатов и вентилятора. Система пожаротушения двухочередная: первая включается автоматически по сигналу от датчиков пожарной сигнализации, вторая - вручную, если пожар не ликвидирован.
Система кондиционирования воздуха предназначена для обдува остекления, охлаждения и обогрева кабины летчика, создания в ней избыточного давления, а также для обогрева аккумуляторного отсека. В системе используется воздух, отбираемый от последней ступени компрессора каждого двигателя. Давление в кабине регулируется автоматически в пределах 130+70 мм вод.ст.
Для вентиляции рабочего места летчика в правом верхнем углу фонаря установлено приточное вентиляционное устройство, управляемое вручную. Кроме того, имеется вентилятор. Охлаждение системы "Шквал-В" осуществляется воздухом, поступающим из системы кондиционирования, а блоков в приборных отсеках - забортным воздухом, нагнетаемым вентиляторами.
Легкосъемное кислородное оборудование ККО-ВК-ЛП обеспечивает снабжение летчика кислородом на высотах до 6 км. В комплект входят блок кислородного питания и кислородная маска со шлангом, а также летный противогаз. Емкость баллона 2 л, продолжительность использования 1,5 ч.
Противообледенительная система служит для предотвращения обледенения наиболее важных агрегатов вертолета. Для обогрева воздухозаборников и пылезащитных устройств двигателей используется горячий воздух, отбираемый за компрессорами основных двигателей. Обогрев лопастей несущих винтов, лобового стекла, приемников воздушного давления, датчиков углов атаки и скольжения, часов и визуального указателя обледенения - электрический. Кроме того, лобовое стекло кабины и защитное стекло комплекса "Шквал-В" оборудованы системами омывания и стеклоочистителями. Наличие и толщина льда определяются визуально, как днем, так и ночью, по рискам указателя, установленного на панели носового отсека.
Система аварийного покидания предназначена для спасения летчика в аварийной ситуации как катапультированием, так и с помощью парашюта. Система аварийного покидания включает в себя ракетно-парашютную систему К-37-800, систему отстрела лопастей несущих винтов, систему открытия верхней створки фонаря и систему управления.
Приняв решение покинуть машину с помощью парашюта, летчик должен повернуть ручку аварийного отделения. При этом плечевые ремни перерезаются и он вместе с блоком жизнеобеспечения покидает вертолет через проем двери кабины. В случае катапультирования летчик должен взяться за поручни катапультирования одной или двумя руками и потянуть их вверх на себя. При этом притягиваются плечевые ремни, происходит отстрел лопастей несущих винтов и срабатывает механизм открытия верхней створки. После открытия створки запускается буксировочный двигатель, который вытягивает за собой буксировочный фал. При определенном натяжении фала включается вторая ступень двигателя, переходящего на режим большой тяги. Фал приводит в движение спинку кресла, которая перемещается по направляющим в виде двух криволинейных рельсов, и телескопическую штангу. При ходе спинки более 670 мм система "летчик+спинка+блок жизнеобеспечения" отсоединяется от штанги, сходит с направляющих и отделяется от кабины вертолета. При ходе спинки 1400 мм перерезаются привязные ремни, спинка отделяется, происходят расчековка клапанов парашютной системы и ввод парашюта. Буксировочный двигатель переходит на режим малой тяги, буксировочный фал отсоединяется от подвесной системы летчика. Раскрытие парашюта дублируется прибором ППК-У-240. Поддержание жизнедеятельности летчика после приземления или приводнения и подача сигналов с места нахождения обеспечиваются средствами носимого аварийного запаса.
На сегодняшний день вертолет В-80 является единственным в мире серийным вертолетом, оборудованным системой аварийного покидания.
Система транспортирования грузов (до 3 т) на внешней подвеске предназначена для расширения транспортных возможностей вертолета в условиях автономного базирования. Силовая часть подвески смонтирована в нише под средним отсеком фюзеляжа справа от оси симметрии вертолета. В систему внешней подвески включен трос длиной 20 м.
Для транспортировки агрегатов вооружения и средств наземного обслуживания используются контейнеры, которые перевозятся на крыльевых держателях и на системе внешней подвески вертолета.
Радиооборудование
Радиосвязное оборудование включает:
УКВ-радиостанцию Р-800Л1, предназначенную для командно-стартовой связи с наземными командными пунктами и с экипажами летательных аппаратов в воздухе, а также для прослушивания сигналов от радиокомпаса АРК-22;
УКВ-радиостанцию Р-800Л1 с аппаратурой телекодовой связи для обеспечения закрытой радиосвязи;
УКВ-радиостанцию Р-868 для телефонной связи с пунктами управления и отдельными подвижными объектами сухопутных войск;
аппаратуру для автоматической передачи информации о местоположении и состоянии вертолета на наземный командный пункт;
вертолетное переговорное устройство ПУ-9 для одновременного подключения к телефонам летчика различного радиооборудования;
магнитофон П-503Б для записи на проволочный звуконоситель сигналов, поступающих на телефоны летчика;
аппаратуру речевого оповещения "Алмаз-УП-48" для выдачи летчику 11 речевых сообщений об аварийных ситуациях в полете, дублирования остальных предупреждающих сигналов в случае отказа системы "Экран", а также для передачи на наземный командный пункт пяти аварийных сигналов в полете.
Аппаратура вертолетовождения включает радиокомпас АРК-22 и радиовысотомер А-036А. Радиокомпас обеспечивает пилотирование по сигналам приводных и широковещательных станций, определение расчетного местоположения вертолета, а также резервный прием и прослушивание наземных радиостанций СВ-диапазона.
Прицельно-пилотажно-навигационный комплекс ПрПНК-80 "Рубикон" (К-041) представляет собой комплекс, предназначенный для решения боевых, навигационных и пилотажных задач. Он объединяет цифровые и аналоговые информационные системы и цифровые вычислители обработки боевой, пилотажной и навигационной информации. Комплекс ПрПНК-80 осуществляет автоматизированный самоконтроль без применения наземного оборудования и определяет отказы (вплоть до подсистемы, а в наиболее важных системах - до блока). Основу комплекса составляет цифровая вычислительная система, включающая пять ЦВМ: четыре ЦВМ 20-751 (боевую, навигационную, системы отображения информации, системы внешнего целеуказания) и одну ЦВМ 80-30201 (системы управления оружием), - а также устройство ввода-вывода УВВ 20М-800.
ЦВМ 20-751 - модификация серии бортовых ЦВМ второго поколения "Орбита 20". ЦВМ различного назначения, установленные на вертолете, отличаются только объемом и содержанием запоминающих устройств. Боевая и навигационная ЦВМ могут дублировать друг друга в случае отказа одной из них. УВВ 20М-800 предназначено для преобразования напряжений, последовательных кодов и разовых сигналов от датчиков информации комплекса в двоичный код и является общим для всех ЦВМ 20-751. У ЦВМ 80-30201 имеется встроенное устройство ввода-вывода.
Прицельный комплекс И-251В "Шквал-В" представляет собой телевизионную аппаратуру, сопряженную с лазерным дальномером-целеуказателем и аппаратурой наведения ракет по лазерному лучу. Он снабжен системой стабилизации поля зрения и устройством автоматического сопровождения цели, основанным на принципе запоминания визуального образа цели. Телевизионная аппаратура комплекса имеет широкое и узкое поля зрения, углы отклонения линии визирования: по азимуту ±35°, по углу места от +15° до -80°. Телевизионный индикатор ИТ-23МВ предназначен для воспроизведения монохромного изображения, передаваемого ТВ-системой комплекса "Шквал-В". На этот же индикатор выдается информация от систем внешнего целеуказания ВЦУ. Комплекс также выполняет функцию обзорно-поисковой системы (ОПС). Линия визирования для поиска цели по желанию пилота отклоняется автоматически или вручную от кнюппеля. После распознавания цели и ее захвата сопровождение цели осуществляется автоматически.
Система отображения информации "Ранет" предназначена для индикации на фоне лобового стекла необходимой прицельной, пилотажной и навигационной информации, совмещенной с фоном закабинного пространства, а также формирования сигналов знакографической информации для индикатора ИТ-23МВ. Поле зрения индикатора на фоне лобового стекла (ИЛС-31) - 24°.
Нашлемная система целеуказания "Обзор-800" служит для выдачи управляющих сигналов комплексу "Шквал-В", а также ИК-головкам самонаведения ракет "воздух-воздух". Целеуказание осуществляется поворотом головы летчика в пределах ±60° по горизонтали и -20°... +45° по вертикали.
Система управления оружием СУО-800М выдает управляющие сигналы на агрегаты авиационного вооружения и информирует летчика о наличии и готовности вооружения. Помимо боевого, СУО имеет тренажный режим работы, позволяющий пилоту в полете полностью имитировать боевую работу без реальных пусков управляемых ракет. Надо отметить, что построение системы управления оружием СУО-800М на базе ЦВМ для вертолетов упрощает адаптацию перспективных отечественных и зарубежных систем вооружения.
Фотоконтрольный прибор ФКП-ЕУ позволяет регистрировать результаты прицеливания и стрельбы с одновременным наложением информации с ИЛС.
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-800 "Радиан" является функциональной подсистемой комплекса "Рубикон". Он обеспечивает автоматизированное пилотирование, воздушную навигацию при взаимодействии с другими системами комплекса. В память цифровой вычислительной системы может быть введена информация о координатах двух аэродромов, шести промежуточных пунктов маршрута, десяти оперативных целей и четырех ориентиров.
Автопилот пилотажно-навигационного комплекса представляет собой систему, которая, принимая информацию об изменении углового положения вертолета в пространстве и истинной или барометрической высоты, формирует управляющие сигналы на рулевую систему, компенсируя соответствующие изменения.
Информационный комплекс вертикали и курса (ИКВК) Ц-061К определяет положение вертолета в пространстве, направление полета, измеряет составляющие ускорения и вычисляет по ним скорость. Ц-061 К включает гироплатформу и установленные на ней три датчика акселерометра.
Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП-В1-2 служит для измерения, индикации и выдачи потребителям информации о текущих высотно-скоростных параметрах полета. В его состав входят анероидно-мембранные приборы (ПВД, вариометр) и вычислитель.
Автоматический планшет ПА-4-3 позволяет индицировать положение вертолета с помощью светового индекса на подвижной полетной карте. Ленточная карта перемещается в окне планшета в направлении север - юг. Картографический материал планшета выполнен в виде рулонной карты из 26 кадров масштаба 1:100000, 1:500000 и 1:1000000.
Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32-28 представляет собой автономную радиолокационную аппаратуру для непрерывного измерения трех составляющих путевой скорости и угла сноса вертолета.
Аппаратура внешнего целеуказания обеспечивает летчика информацией о координатах вертолетов, взаимодействующих с ним, целей и ориентиров, получаемой от других вертолетов и наземных командных пунктов управления, а также отображает эту информацию в виде символов на ИТ-23МВ и выдает на речевой информатор и в систему "Экран" сообщения о необходимости обработки данных целеуказания. Кроме того, осуществляет передачу другим вертолетам координат целей и ориентиров, а также своих координат. В группе может быть до четырех взаимодействующих вертолетов.
Аппаратура бортового комплекса обороны
Аппаратура лазерной разведки Л-140 "Отклик" предназначена для обнаружения и идентификации лазерных средств наведения и дальнометрии противника. При воздействии на вертолет лазерного или радиолокационного облучения от наземных или воздушных источников речевой информатор выдает сигнал предупреждения летчику и на специальном табло в кабине индицируется тип источника облучения и направление на него.
Устройство выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей УВ-26 представляет собой контейнеры с кассетами 26-мм помеховых патронов, размещенные на концах крыльев. Отстрел патронов производится по оперативно вводимой программе.
Вооружение
Комплекс вооружения вертолета включает системы стрелково-пушечного, бомбардировочного, управляемого и неуправляемого ракетного вооружения.
Стрелково-пушечное вооружение представляет собой несъемную подвижную пушечную установку НППУ-80, обеспечивающую ведение огня из 30-мм автоматической пушки 2А42 по воздушным, наземным и надводным целям. Привод установки гидравлический, от общей гидросистемы вертолета. Максимальные углы отклонения пушки по горизонтали - 2°30'... +9°, по вертикали +3°30' ... -37°. Стрельбу можно вести как из подвижной пушки (прицеливание - с помощью комплекса "Шквал-В"), так и из неподвижной (прицеливание - по индикатору на лобовом стекле). Установка расположена на правом борту вертолета вблизи его центра масс, что уменьшает влияние отдачи пушки на конструкцию и обеспечивает высокую точность стрельбы. Автоматика пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в канале ствола. Питание пушки ленточное, двухстороннее. Боекомплект укладывается в два патронных ящика: передний, на 230 патронов, для бронебойно-трассирующих снарядов и задний, на 230 патронов, для осколочно-фугасно-зажигательных снарядов, что облегчает выбор необходимого типа боеприпаса. Системой управления регулируются темпы ведения огня: быстрый (550-600 выстр./мин) или медленный (350 выстр./мин) - с автоматической отсечкой длины очереди (по 20 или по 10 снарядов). На внутренние крыльевые держатели могут быть подвешены контейнеры УПК-23-250, в каждом из которых размещается неподвижная 23-мм пушка ГШ-23Л с боекомплектом 250 патронов. Хотя эта пушка и уступает 2А42 в эффективности стрельбы по наземным целям, но благодаря более высокой скорострельности (до 3400 выстр./мин) может успешно применяться для стрельбы по маневренным целям.
Бомбардировочное вооружение устанавливается на четырех балочных держателях БДЗ-УВ на крыльевых пилонах. Держатели имеют съемные замки и встроенную систему подъема грузов с ручными лебедками, обеспечивающую подвеску агрегатов вооружения, средств поражения и топливных баков массой до 500 кг без применения аэродромных подъемных устройств.
Контейнер мелких грузов КМГУ предназначен для размещения и серийного выбрасывания восьми блоков БКФ с осколочными, фугасными, зажигательными или противотанковыми бомбами малого калибра или авиационными минами. На вертолет может подвешиваться четыре контейнера.
Управляемое ракетное оружие включает до 12 ПТУР 9А4172 "Вихрь" с лазерной системой наведения. Управляемая ракета "Вихрь" запускается с подвижных пусковых установок УПП-800, которые крепятся на крайние точки подвески, на каждое устанавливается по 6 ПТУР. Для обеспечения пуска ракет и "встреливания" ПТУР в поле зрения ОПС без изменения высоты полета предусмотрено отклонение УПП-800 вниз на угол до 12°.
Система неуправляемого ракетного вооружения состоит из четырех блоков НАР Б-8В20А или Б-13Л5; в каждый блок Б-8В20А может быть заряжено по двадцать 80-мм неуправляемых ракет С-8 различных модификаций с разными боевыми частями (кумулятивными, проникающими, осколочно-фугасными, осветительными, со стреловидными поражающими элементами и другими), а в Б13Л5 - по пять 122-мм неуправляемых ракет С-13 с проникающими, кумулятивными или фугасными боевыми частями. Пуски НАР из Б-8В20А ведутся одновременно из двух блоков на внутренних или внешних точках подвески, по 10 (из Б-13Л5 по 5), по 5 (из Б-13Л5 по 2) или по одной ракете из каждого блока.
Алгоритмы боевого применения
Наиболее сложными этапами решения боевых задач являются поиск цели и применение оружия. Поиск целей для Ка-50 осуществляется с помощью внешнего целеуказания, которое может выдаваться специальным вертолетом-разведчиком, однотипным вертолетом, боевой машиной авиационного наводчика, а также другими авиационными или наземными средствами. "Черная акула" в Чечне успела повоевать, где показала себя с лучшей стороны.
После получения сигнала целеуказания бортовой комплекс отрабатывает направление на цель и расстояние до нее с последующим выводом этих параметров на ИЛС и пилотажно-навигационный прибор. Летчик может вывести вертолет на цель в директорном режиме, т.е. по командам приборов, или в автоматическом режиме, когда его задача сводится только к тому, чтобы избежать столкновения с внезапно появляющимися наземными препятствиями. При подлете к цели линия визирования телевизионной системы комплекса "Шквал-В" автоматически отстраивается в расчетную точку появления цели.
Автономный поиск цели может вестись визуально или в режиме сканирования комплекса "Шквал-В". При визуальном обнаружении цели пилот с помощью нашлемной системы целеуказания ориентирует линию визирования комплекса "Шквал-В" в направлении цели и, переключив поле зрения с широкого на узкое (имеющее большее увеличение), производит ее распознавание. В режиме сканирования летчик, обнаружив цель, переключает поле зрения. После определения принадлежности цели противнику летчик принимает решение атаковать и выбирает оружие. При выборе ПТУР или подвижной пушки летчик кнюппелем на ручке управления вертолетом и переключателем на рычаге "шаг-газ" корректирует положение и размер прицельной марки на ИТ-23МВ так, чтобы она лежала на цели, а цель занимала примерно 3/4 ее площади, затем нажимает кнопку "захват" на рычаге "шаг-газ". При этом происходит измерение лазерным дальномером дальности до цели. Телевизионный автомат запоминает ее образ и обеспечивает дальнейшее сопровождение. (В случае выбора ПТУР производится отработка устройством УПП-800 угла места цели.) При достижении разрешенной дальности на ИЛС и ИТ-23МВ появляются сигналы, разрешающие открытие огня. В случае, когда дальность мала и возможно поражение собственного вертолета осколками своего же оружия, появляются сигналы запрета стрельбы.
Если летчик решил применить ПТУР, то необходимо обеспечить встреливание ракеты в поле зрения ОПС. Пилотированием вертолета он должен совместить на ИЛС символы линии визирования комплекса "Шквал-В" и зоны пуска. Если этого не происходит, то срабатывает блокировка и сигнал разрешения пуска ракеты не индицируется. |