А-50 (по кодификации НАТО: Mainstay — «Оплот») — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г. М. Бериева совместно с НПО «Вега-М» и НИИ приборостроения. Вместе с радиотехническим комплексом «Шмель», установленным на нём, образует авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50. Принят на вооружение в 1985 году. Серийное производство осуществлялось в Ташкенте на заводе им. В. П. Чкалова. Впервые был показан на МАКС-95. Участвовал в военных парадах 9 мая 2009 и 2010 годов в Москве.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооружённых Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
На вооружении ВВС России на 2009 год находится 19 самолётов А-50.
Технические характеристики
Число мест:
Экипаж: 5 человек
Тактический экипаж: 10 человек
Длина: 48,27 м
Размах крыла: 50,5 м
Высота: 14,8 м
Максимальный диаметр фюзеляжа: 4,8 м
Площадь крыла: 300 м²
Нормальная взлётная масса: 190000 кг
Объем топлива: 109480 л
Двигатели: 4 × ТРДД — «ПС-90А»
Тяга максимальная: 4 × 16000 кгс
Лётные характеристики
Крейсерская скорость: 800 км/ч
Практическая дальность: 7500 км
Продолжительность полёта:
Максимальная без дозаправки: 9,3 ч
Патрулирование на удалении 1000 км:
Без дозаправки: 4 ч
С 1 дозаправкой: 7 ч
Практический потолок: 12000 м
Нагрузка на крыло: 633 кг/м²
Тяговооружённость: 0,34 кгс/кг
Радиолокационная станция
Дальность обнаружения воздушных целей:
факела баллистических не стратегических ракет: 800 км (оптическими средствами)
бомбардировщиков типа B-52: до 650 км
низколетящих истребителей типа МиГ-29 (ЭПР = 3—0,8 м²[7]): до радиогоризонта (для высоты полета А-50, равной 12 000 м и высоты цели 50 м горизонт находится на расстоянии 416 км)
крылатых ракет (ЭПР = 1м²): 215 км
Дальность обнаружения наземных целей:
одиночной цели типа пусковой установки оперативно-тактических ракет: до 300 км
групповой цели типа «колонна танков»: до 250 км
Дальность обнаружения морских целей (с ЭПР 250 м²): до радиогоризонта
Количество сопровождаемых воздушных целей: до 300
Диапазон частот:
радиотехнической разведки: 0,5~18 GHz
радиоразведки: 50~500 MHz
Количество управляемых истребителей:
командное наведение: 12
бортовое наведение: 30
Эксплуатанты
ВВС РФ — 20 самолётов
Индия — 1 самолёт на 28 мая 2009 года
Ирак — к началу 1990-х годов Ирак обладал 3 самолётами ДРЛО Adnan. Во время войны в Персидском заливе 2 самолёта перелетели в Иран, а один был серьёзно повреждён на земле в результате авианалёта.
Иран — 2 самолёта Andan, перелетевшие из Ирака. По непроверенной информации, самолётом, разбившимся 22 сентября 2009 года во время репетиции парада, мог быть Andan, хотя официально тип разбившегося самолёта не сообщается.
Самолёт ДРЛО
Разработчик НПО «Вега-М»
ТАНТК им. Г.М.Бериева
Производитель ТАНТК им. Г.М.Бериева
ТАПО им. В.П.Чкалова
Первый полёт 1980 год
Начало эксплуатации 1984 год
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС России
Единиц произведено около 40
Стоимость единицы 330 млн $[1]
Базовая модель Ил-76МД |