Разработка дивизионной системы «Град» с боевой машиной БМ-21 и реактивным снарядом М-210Ф (9М22) стала первым шагом на большом пути создания различных модификаций этого оружия. Совершенствование реактивных снарядов и системы в целом осуществлялось НИИ-147, с 1966 г. именовавшимся Тульским государственным НИИ точного машиностроения, в настоящее время ГУП ГНПП «Сплав» (генеральный директор Н.А. Макаровец, первый заместитель генерального директора по науке — главный конструктор Г.А. Денежкин), пусковых установок, за единственным исключением — свердловским СКБ-203.
При этом первые шаги по модернизации системы «Град», предпринятые во второй половине шестидесятых годов, носили несколько парадоксальный характер. Обычно совершенствование какого-либо образца оружия осуществляется в направлении улучшения его боевых свойств. В данном случае можно было ожидать повышения дальности, могущества боевой части, оснащения боевой машины большим числом направляющих для реактивных снарядов.
В действительности на первых порах все произошло «с точностью до наоборот».
Исходя из задач, поставленных войной во Вьетнаме, уже в 1965 г. для ведения специальных операций Центральным конструкторско-исследовательским бюро спортивного и охотничьего оружия была создана переносная однозарядная пусковая установка 9П132 (ТКБ-042) с трубчатой направляющей, смонтированной на треноге, входящая в комплекс «Град-П» или «Партизан».
Масса установленной на треноге пусковой установки, напоминающей романтический период ракетных команд XIX века, не превышала 55 кг, длина и высота - 2,5 м при ширине не более 1,5 м. Однако и это было слишком тяжело и громоздко для длительной переноски вручную. Напомним, что «джентльменский набор» пехотинца Древней Греции - гоплита, включавший защитные доспехи, щит, меч и копье, весил около 33 кг. Да и то атлетически развитый современник Перикла или Александра Македонского обычно возил свое снаряжение в обозе или перепоручал рабам, водружая его на себя лишь перед боем. Так или иначе, но конструкция пусковой 9П132 допускала разборку для транспортировки в двух вьюках по 25 и 28 кг.
В ожидаемых условиях применения этой системы не представлялось возможным обеспечить точное прицеливание, хотя на 9П132 устанавливались буссоль и прицел ПВС-2. В результате теряла смысл возможность ведения огня на дальность порядка двух десятков километров, обеспечиваемая с использованием реактивных снарядов 9М22. Куда большее значение приобретала транспортабельность реактивного снаряда, возможность его переноски во вьюках. Поэтому для системы «Партизан» в НИИ-147 разработали и соответствующий реактивный снаряд 9М22М массой 46 кг, также приспособленный для переноски в двух вьюках. Облегчение снаряда по сравнению с 9М22 достигалось исключением одной из секций двигательной установки с ее полузарядом, что определило и сокращение длины снаряда до 1,9 м. Максимальная дальность пуска не превышала 11 км. Разумеется, основным назначением этого оружия, не обеспечивающего столь ценного в данных системах залпового применения, было не решительное уничтожение противника, а нанесение беспокоящих ударов, аналогичных действиям легких ночных бомбардировщиков У-2 во время Великой Отечественной войны. Даже не получивший и царапины, но просто не отоспавшийся пилот имел куда больше шансов быть сбитым при боевом вылете.
Серийное производство системы «Партизан» началось в 1966 г., а через пару лет она уже широко применялась во Вьетнаме.
Наряду с переносной разрабатывалась и одноствольная пусковая установка на отечественном джипе {то есть «козле») ГАЗ-69, но до серии она доведена не была.
Следующей разработкой стало создание в 1967 г. системы «Град-В», предназначенной для воздушно-десантных войск и размещенной на шасси автомобиля ГАЗ-66 (боевая машина 9П125). За счет перехода на легкое шасси и сокращения числа направляющих с 40 до 12 масса была снижена более чем в два раза — до 6 т в боевом положении, чем достигалась авиатранспортабельность на массовых военно-транспортных самолетах Ан-12, а в дальнейшем, естественно, и на Ил-76. Длина боевой машины составила 5,65 м, ширина - 2,4 м, высота — 2,44 м. Направляющие размещались в два горизонтальных ряда по 6 труб. Для наведения пакета направляющих применялся только ручной привод, что способствовало облегчению боевой машины. Соответственно числу реактивных снарядов в залпе его продолжительность сократилась до 6 секунд. Поскольку масса боевой машины БМ-21 В была намного меньше, чем у исходной БМ-21, для придания ей устойчивости при стрельбе она вывешивалась на двух механических домкратах в ее хвостовой части.
В ходе производства реактивный снаряд 9М22 был сменен на доработанный вариант с практически теми же основными характеристиками - 9М22У.
С внедрением «Града» окончательно сформировалась система дивизионного вооружения Советской Армии. Напомним, что в конце сороковых - начале пятидесятых годов сведенные в дивизионы по 8 боевых машин разработанные еще в военные годы реактивные системы залпового огня состояли на вооружении только танковых дивизий, В начале шестидесятых годов в состав дивизий Советской Армии входили батареи из шести машин, как правило, БМ-14. С принятием на вооружение системы «Град» в артиллерийский полк каждой дивизии вводился дивизион, как правило в составе 18 боевых машин БМ-21.
В 1976 г. была создана система «Град-1», предназначенная для внедрения в полковое звено вооружения Сухопутных войск. Предполагавшаяся как более массовая в сравнении с исходным вариантом, боевая машина 9П138 системы «Град-1» размещалась на более дешевом и массовом шасси - ЗиЛ-131. Исходя из меньших ширины фронта и глубины боевых действий полка, по сравнению с дивизией, максимальную дальность этой системы сочли возможным уменьшить до 15 км. В связи с этим, массу боевой части нового реактивного снаряда типа 9М28Ф увеличили до 21 кг, а массу топливного заряда снизили на четверть, до 14,2 кг, что позволило выполнить его в виде моноблока. Соответственно, воспламенитель переместился из зазора между полузарядами в 9М22 в околосопловое пространство в 9М28Ф. Были приняты специальные конструктивные меры для исключения срабатывания воспламенителя от токов наводки. Таким образом, реактивный снаряд типа 9М28 стал своего рода разумным компромиссом между, в ряде случаев, излишне мощным 9М22 и недостаточно дальнобойным 9М22М. Общая масса реактивного снаряда снизилась до 56,5 кг, что позволило разместить на 9П138 36 направляющих - всего на 10% меньше, чем на БМ-21 при сокращении веса боевой машины почти на четверть — до 10,425 т. Длина боевой машины составила около 6,5 м, ширина - 2,5, высота — 2,48 м. Продолжительность залпа — 18 секунд.
К этому времени промышленность освоила достаточно надежные гидравлические системы, что позволило применить их в боевой машине взамен электрического привода для наведения пакета направляющих, а также для выдвижения опор хвостовой части машины, необходимых для придания устойчивости при проведении залпа - полковая система была существенно легче дивизионной. Внешне это выразилось в отсутствии массивного короба под пакетом направляющих. Сам пакет размещался на более низком уровне, чем в БМ-21, и его хвостовая часть свешивалась ниже платформы при подъеме пакета для проведения залпа. Сам пакет отличался комплектацией двух нижних рядов из 8, а не десяти трубчатых направляющих.
Для полков танковых дивизий предусматривалось создание варианта системы «Град-1» на легкобронированном гусеничном шасси МТ-ЛБ.
Для обеспечения применения боевых машин системы «Град» были созданы транспортно-заряжающая машина 9Т450 на шасси ЗиЛ-131, машина управления батареи 1В110 «Береза» на шасси ГАЗ-66В. Реактивные снаряды на транспортно-заря-жающей машине размещались в стеллажах 9Ф37.
Перечисленные варианты системы «Град» предусматривали создание новых пусковых установок, а также разработку реактивных снарядов со специально созданными, отличными от исходного варианта двигательными установками. Наряду с этим осуществлялась и «малая» модернизация реактивных снарядов, связанная с применением на них новых, специализированных боевых частей. Так, для дистанционного минирования местности на базе 9М28 были созданы реактивные снаряды типа 9М28К с кассетными боевыми частями, содержащими 3 противотанковые мины массой по 5 кг с кумулятивным зарядом массой 1,85 кг с неконтактными взрывателями, и ЗМ16 с 5 противопехотными осколочными минами ПОМ-4 массой по 1,7 кг с задействованием от 4 антенных датчиков длиной 10 мм. Максимальная дальность стрельбы этих систем составляет 13,4 км. Для минирования 1 км фронта требуется 20 реактивных снарядов с противопехотными минами и 90 с противотанковыми. Безопасность последующих действий своих войск от поставленных минных заграждений обеспечивается самоликвидацией мин, осуществляемой для противопехотных образцов с заданной задержкой до 100 часов, а для противотанковых - до 2 суток. Был разработан также зажигательный реактивный снаряд 9М22С.
Публиковалась информация о разработке еще в начале шестидесятых годов осколочно-химического реактивного снаряда 9М23, по основным летно-техническим характеристикам соответствующего 9М22.
Наряду со средствами поражения вновь созданные варианты реактивных снарядов несли и средства обеспечения боевых действий. Так на базе М-2ЮФ был разработан дымовой реактивный снаряд 9М43 с дальностью до 20,2 км, несущий 5 элементов, снаряженных по 0,8 кг красного фосфора. Для создания дымовой завесы шириной 1 км и глубиной 0,8 км, препятствующей прохождению излучения с длиной волны от 0,4 ло 14 мкм, требуется 10 реактивных снарядов, при этом длительность ее действия зависит от метеоусловий, составляя в среднем 5 мин.
Для освещения местности разработан осветительный реактивный снаряд 9М42 массой 27 кг. Дальность пуска составляет до 5 км, продолжительность поддержания освещенности 2 люкс в радиусе 0,5км - 1,5 минуты. В комплекс 9К510 «Иллюминация» входит пусковая установка массой 35 кг, обслуживаемая расчетом из двух бойцов. Кроме того, были созданы реактивные снаряды типа 9М519-1 ...9М519-7 с дальностью до 18,3 км, оснащенные передатчиками Р-032, предназначенными для постановки радиопомех в диапазоне от 1,5 до 120 МГц.
Успех разработки сухопутного «Града» определил целесообразность применения этой системы для стрельбы по наземным целям с кораблей в ходе огневой «обработки» берега перед высадкой десанта. Отсутствие жестких ограничений по массе открывало возможность придания корабельной пусковой установке средств быстрого пакетного перезаряжания, обеспечивающих также возможность сокращения численности личного состава, обслуживающего систему. С другой стороны, для эффективного применения системы при неспокойном море для пусковой установки должны были быть обеспечены силовые средства стабилизации и соответствующие элементы системы управления. Поэтому простой путь монтажа артиллерийской части от боевой машины БМ-21 был отвергнут в пользу создания специальной корабельной системы.
В шестидесятые годы для вооружения больших десантных кораблей пр.1171 был разработан комплекс А-215 «Град-М», включающий пусковую установку МС-73 с 40 направляющими, заряжающие устройства, средства хранения боекомплекта из 160 реактивных снарядов М-2ЮФ, а также обеспечивающую их применение систему управления стрельбой «Гроза-1171». Комплекс, впервые установленный на корабле БДК-104, прошел испытания на Балтийском флоте весной 1972 г. От сухопутного аналога пусковая установка отличалась возможностью быстрого (в течение двух минут) перезаряжания и высокими скоростями вертикального и горизонтального наведения — 26°/сек и 29'/сек соответственно. Это позволяло во взаимодействии с обеспечивающей ее применение системой управления стрельбой «Гроза-1171» стабилизировать пусковую установку и вести эффективную стрельбу с интервалом между выстрелами 0,8 сек при волнении до 6 баллов. Система была рекомендована к принятию на вооружение и размещению на кораблях пр.1171 и 1174. Однако разработка одного из предусмотренных с самого начала компонентов системы - лазерного дальномерного устройства задержалась, так что ее официальное принятие на вооружение состоялось только в 1978 г.
Наряду с применением «Града» по схеме «флот против берега» была реализована и обратная тактическая возможность - «берег против флота», выступающего в данном случае в очень специфической форме — черной, прорезиненной.
В годы Второй мировой войны блестящие успехи боевых пловцов, в первую очередь - итальянского флота, показали, что они представляют собой серьезную угрозу для кораблей и судов, в особенности при их нахождении на стоянке в гавани или на рейде. Для нейтрализации этой угрозы создан и в 1980 г. принят на вооружение противодиверсионный комплекс «Дамба» с боевой машиной БМ-21 ПД, несущей 40 реактивных снарядов ПРС-60 с дальностью от 0,3 до 5 км, разработанных на базе 9М28. В отличие от боевой машины Сухопутных войск, она оснащается средствами приема целеуказания и ввода установок в боевые части реактивных снарядов. Для повышения эффективности масса взрывчатки увеличена втрое по сравнению с М-210Ф и доведена до 20 кг, при этом масса реактивного снаряда составляет 75,3 кг, а длина - 2,756 м. Боевая часть занимает большую часть длины реактивного снаряда. Наподобие «ныряющих» снарядов времен Первой мировой войны головная часть выполнена плоской для исключения рикошета от поверхности воды. Подрыв боевой части производится аналогично обычной глубинной бомбе на заданной глубине от 3 до 200 м. Действия боевых машин комплекса «Дамба» обеспечиваются применением транспортных машин 95Т, созданных на той же базе Урал-375Д.
Надо отметить, что к настоящему времени использование новейших достижений ракетостроения и смежных областей техники позволяет радикально модернизировать исходную систему «Град», спроектированную более сорока лет назад, что и осуществляется ГНПП «Сплав». В основу глубокой модернизации заложено создание новой двигательной установки, позволяющей примерно вдвое увеличить максимальную дальность без уменьшения полезной нагрузки. Двигатель нового реактивного снаряда оснащается прочно скрепленным с камерой сгорания зарядом принципиально нового для подобных систем смесевого твердого топлива. В конструкции двигателя применены новые материалы и теплозащитное покрытие. Для снижения аэродинамического сопротивления реализован целый комплекс мероприятий по облагораживанию формы практически всех элементов реактивного снаряда.
Однако специфика неуправляемых реактивных снарядов такова, что само по себе повышение дальности может и не привести к реальному расширению боевых возможностей оружия. Невысокая кучность стрельбы при увеличении дальности приводит к неприемлемому рассеиванию снарядов на местности, исключающему эффективное поражение противника. При дальностях более 20 км традиционные боевые части сосредоточенного действия становятся неэффективными. Поэтому задача повышения дальности неразрывно связана с применением новых, более эффективных боевых частей.
Поэтому для нового реактивного снаряда 9М521 с дальностью до 40 км разработана боевая часть массой 21 кг с блоком готовых осколков, снаряженная взрывчатым веществом повышенной мощности, что обеспечит достижение вдвое большей эффективности по сравнению с боевой частью снаряда М-210Ф. Дополнительное повышение эффективности еще втрое достигается применением отделяемой осколочно-фугасной боевой части массой 25 кг в реактивном снаряде 9М522 с дальностью до 37,5 км. В данном случае головная часть отделяется от ракеты по сигналу от дистанционного взрывателя, опускается на тормозном парашюте и подрывается контактным взрывателем или неконтактным взрывателем на заданной высоте от 5 до 30 м. При этом она подходит к поверхности земли почти вертикально, что исключает бесполезное зарывание в землю значительной части образующихся осколков, характерное для обычных боеприпасов с контактным взрывателем.
Создан также реактивный снаряд 9М217 с дальностью до 30км, оснащенный двумя самоприцеливающимися боевыми элементами с инфракрасными датчиками, предназначенный для поражения объектов бронетанковой и другой самоходной техники с работающими двигателями. Более простыми противопехотными боевыми элементами (45 элементов) в составе кассетной боевой части оснащается реактивный снаряд 9М218, обладающий той же дальностью стрельбы. Кроме того, реактивные снаряды нового семейства могут оснащаться и боевыми частями для дистанционного минирования.
Наряду с созданием нового семейства реактивных снарядов разработан также и модернизированный комплекс 9К51, отличающийся от штатной системы «Град» рядом дополнительных возможностей, в том числе по проведению стрельбы с неподготовленной в топогеодезическом отношении позиции, наведения пакета направляющих из кабины без выхода личного состава, автономного определения азимута продольной оси пакета направляющих с отображением его на видеомониторе, подготовки данных на пуск, привязки к местности, дистанционного ввода установок в взрыватели. Боевая машина оборудуется аппаратурой спутниковой навигации, вычислительными средствами на базе ЭВМ «Багет-41», гирокурсоу-казателем, специальным пультом отображения информации, одометром и другим дополнительным оборудованием.
Массовое поступление боевых машин БМ-21 системы «Град» в отечественные вооруженные силы пришлось на конец шестидесятых - начало семидесятых годов. К концу восьмидесятых годов они не только морально устарели, но также износились физически, нуждаясь в замене. При этом предполагалось в девяностые годы переоснастить части на усовершенствованную боевую технику, реализовав основные достижения техники за прошедшие десятилетия.
Для усовершенствованного комплекса 9К59 «Прима» на шасси Урал-4320 разработана боевая машина 9А51 с 50 направляющими, при этом ее масса в снаряженном состоянии всего на 200 кг превышает соответствующий показатель БМ-21, а максимальная скорость по шоссе увеличена с 75 до 85 км/час. Наиболее заметным внешним отличием от «Града» является коробчатый кожух, охватывающий пакет трубчатых направляющих пусковой установки на большей длине. Как и в системе «Град-1», в комплексе «Прима» для приводов наведения и выдвижения опор нашли применение гидравлические системы. Численность боевого расчета снижена до 3 человек против 7 в исходной системе «Град» и 6 в последующих модификациях. Для системы «Прима» разработана и новая транс-портно-заряжающая машина на шасси Урал-4320. Время перезарядки боевой машины -10 минут.
Система «Прима» была принята на вооружение в 1988 г, но предполагавшаяся широкомасштабная замена ею системы «Град» не была реализована в силу известных социально-экономических обстоятельств.
Другое направление совершенствования боевой машины связано с заменой традиционного пакета направляющих на средства размещения и наведения одноразовых транспортно-пусковых контейнеров из композитных материалов, рассчитанных на 20 реактивных снарядов. При наличии необходимых средств перегрузки время заряжения сокращается до 5 минут. В зарубежных справочниках применительно к данному комплексу приводится обозначение БМ-21-1.
Реактивные снаряды комплекса «Град» послужили базой для развертывания разработки других видов оружия, в частности авиационных реактивных снарядов семейства С-13.
Немало работ по совершенствованию и адаптации к национальным условиям системы «Град» проделано и за рубежом. В частности, в Чехословакии к 1970 г. на четырехосном шасси повышенной проходимости Татра-813 была создана боевая машина системы RM-70. Большая грузоподъемность шасси - масса боевой машины с боекомплектом превышает 33 т — позволила помимо пакета пусковой установки с 40 направляющими, аналогичного БМ-21, оснастить ее также стеллажом с еще 40 реактивными снарядами, что обеспечивало быстрое перезаряжание при помощи гидравлического устройства и проведение повторного залпа через две минуты после первого. При перезаряжании пакет пусковой установки поворачивается на 180°в горизонтальной плоскости. Кроме того, обеспечивалось противопульное и противоосколоч-ное бронирование боевой машины.
Спустя пятнадцать лет чехословацкие конструкторы на базе усовершенствованного шасси Татра-815 создали модернизированный образец боевой машины RM-70/85, отличающийся отсутствием бронирования.
Нечто подобное, но только на гусеничном шасси от 152-мм самоходной установки «Тип-83», создали и в Китае в восьмидесятые годы под названием «Тип-89». Как и в чехословацкой боевой машине, на «Тип-89» применено бронирование и ускоренное перезаряжание со-рокоствольного пакета направляющих возимым вторым боекомплектом штатным гидравлическим устройством. Помимо гусеничного варианта, китайцы создали подобную боевую машину «Тип-90А» на базе трехосного колесного шасси, также обеспечивающую быструю перезарядку пакета направляющих. Кроме того, в КНР созданы и две боевые машины попроще - «Тип-81» с 40 реактивными снарядами и «Тип-83» с 24 - ствольной пусковой установкой на трехосных шасси различных категорий грузоподъемности.
Как Китай смог воспроизвести реактивный снаряд системы «Град», не объясняется, как, впрочем, и загадочное появление в фанзе «великого соседа» противотанковой ракеты «Малютка» и других достижений советского военно-промышленного комплекса, оказавшихся на чужом берегу Амура уже по завершении «великой дружбы». Впрочем, китайцы внесли свою лепту в совершенствование этого реактивного снаряда, оснастив его усовершенствованными боевыми частями, в том числе:
- осколочно-фугасной с 4100 готовыми шариковыми поражающими элементами;
- фугасно-зажигательной с 6000 зажигательными элементами;
- кассетной с 39 осколочно-кумулятивными боевыми элементами, способными пробить броню толщиной 110 мм и поразить живую силу в радиусе 7 м;
- осколочно-зажигательной с 3400 поражающими элементами.
Соседи китайцев, индусы, ограничились размещением обычной 40-ствольной пусковой установки на трехосном шасси «Шактима».
В Иране помимо установки 30-ствольной пусковой установки HAD1D на шасси Мерседес-Бенц La911В разработали и собственные модификации реактивных снарядов ARASH и FODSR с дальностями 29 и 35 км соответственно.
Пакистанцы также отдали предпочтение 30-ствольной пусковой установке, поставив ее на американском трехосном шасси М35 и на японских грузовых автомобилях.
В Египте отдали должное и легким пусковым установкам по типу советской 9П132, назвав ее PR-111 и создав более оригинальный трехствольный вариант под названием PRL-113. Кроме этих систем, создана также 30-ствольная система SAKR-36 на японском автомобиле Isuzu, а также аналогичная пусковая установка на советском гусеничном шасси АТС-59Г.
Кроме того, египтяне размещали пусковые установки системы «Град» и на различных катерах, от небольших посудинок прогулочного типа до довольно крупных торпедных катеров с демонтированным штатным вооружением. Возможность эффективного их применения по самоходным морским целям более чем сомнительна, но при набеговых действиях по береговым объектам они вполне способны причинить заметный ущерб площадным целям.
В Ираке, помимо египетских SAKR-36, применяется боевая машина на советском гусеничном шасси МТ-ЛБ.
В КНДР также отдали предпочтение японскому шасси Isuzu, разместив на нем 30-ствольную пусковую в составе боевой машины ВМ-11.
Румыны, наряду с не претендующей на оригинальность со-рокоствольной пусковой установкой на шасси DAC-665, создали APR-21 с 21-ствольной пусковой на шасси SR-114 и на редкость миниатюрную боевую машину Awora с 12-ствольной пусковой на шасси джипа ASO.
В Хорватии на чешском шасси Татра-813 создали боевую машину M-96Typhon. естественно, подобную все той же RM-70.
В Словакии, наряду с исходными вариантами реактивных снарядов системы «Град», изготовлены модификации Krisna-R и Kpisna-S с дальностями до 17 и 3 км соответственно, оснащенные кассетными боевыми частями с 4 противотанковыми минами.
Наши непосредственные западные соседи водрузили на трехосный МАЗ-6317 обычную 40-ствольную пусковую от БМ-21, а также стеллаж на 40 реактивных снарядов второго залпа, назвав все это системой «БелГрад», что можно понимать и как «Белорусский «Град», и как скрытое, но увы оказавшееся тщетным предупреждение натовским воякам, как раз в период разработки этой системы нацелившимся на братское славянское государство на Балканах.
Но и в исконных странах не к ночи упомянутого альянса не смогли пройти мимо замечательной советской системы. Итальянцы в начале восьмидесятых годов разработали 40-ствольную систему залпового огня «Фирос-25/30» на трехосном шасси «Ивеко», а также 122-мм реактивные снаряды «Фирос-25» и «Фирос-30» с дальностями до 25 и 34 км соответственно. Система «Фирос-25/30» вполне официально заявлена как обеспечивающая применение как собственно итальянских, так и советских реактивных снарядов.
Отметим, что «Град» стал первой в мире реактивной системой залпового огня нового поколения, по срокам разработки и поступления на вооружение более чем на пятилетие опередив ближайший зарубежный аналог - немецкую 36-ствольную систему LARS, уступающую советской системе по числу реактивных снарядов в залпе, максимальной дальности и эффективности боевой части. Успех «Града» в значительной мере определил и своего рода «бум» разработки аналогичных систем по всему миру - от Южно-Африканской республики и Бразилии до Японии и США.
За без малого четыре десятилетия эксплуатации система «Град» неоднократно и весьма успешно применялась в боевой обстановке, в том числе и в ходе недавних конфликтов на территории бывшего СССР. |