14.05.2010   4016 Stimul 

2С3 «Акация» - 152-мм самоходная гаубица

История

Работы по созданию 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» были начаты во второй половине 1967 г. одновременно с началом разработки самоходной 122-мм гаубицы 2С1. Разработка и отработка 152-мм орудия 2А33 для самоходной установки 2С3 были выполнены в ОКБ-9 под руководством первого заместителя начальника ОКБ В.А. Голубева. Общее руководство и создание непосредственно самоходной гаубицы было поручено Центральному конструкторскому бюро "Трансмаш" государственного объединения "Уралтрасмаш". Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 г. После испытаний и достаточно длительной доводки, которая была обусловлена прежде всего недопустимо высокой загазованностью боевого отделения при стрельбе, в 1971 г. самоходная установка была принята на вооружение Советской Армии. Первая крупная партия в 70 единиц изготовлена в 1973 г.

Конструкция

Конструктивно 152-мм самоходная гаубица 2С3 "Акация" состоит из трех основных частей: гусеничного шасси, вращающейся башни и артиллерийской части 2А33.

Артиллерийская часть состоит из 152-мм гаубицы Д-22, позволяющей вести стрельбу непрямой и прямой наводкой с места при подаче боеприпасов как из боеукладки, так и с грунта. Гидравлический тормоз отката веретенного типа, с компенсатором жидкости; накатник гидропневматический, с клапаном дополнительного торможения. Цилиндры, тормоза отката и накатника жестко связаны с казенником и при выстреле отходят вместе с ним. Для защиты расчета от удара откатных частей гаубицы на люльке смонтировано ограждение. Работа заряжающего существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы в камору ствола. Подъемный механизм секторного типа с ручным приводом обеспечивает углы возвышения ствола от - 4° до + 60°. Поворотный механизм служит для кругового вращения башни, имеется пневматический уравновешивающий агрегат. В походном положении, для исключения поломок механизма наведения, ствол гаубицы стопорится на специальном кронштейне.

В боекомплекте "Акации" применяются выстрелы раздельно-гильзового заряжания, размещенные в двух боеукладках: в башне и внутри корпуса. В него входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-25, ОФ-540 и ОФ-540ЖС, последние с металлокерамическим ведущим пояском; кумулятивные БП-540 весом по 27,4 кг и со специальными 5,6-килограммовыми зарядами, обеспечивающими начальную скорость в 676 м/с. При угле встречи с целью 90° они пробивают броню толщиной 250 мм, а при 60° - 220 мм. Применяются и бронебойные остроголовые снаряды Бр-540 и тупоголовые Бр-540Б, с баллистическим наконечником, которые на расстоянии 1000 м при попадании в объект под углом 90° пробивают броню толщиной до 120 мм. Кроме того, допускается использование боеприпасов буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20, пушек-гаубиц Д-20 и гаубиц Д-1, в том числе бетонобойные Г-545.

Корпус и башня машины свариваются из катанных броневых листов и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков снарядов и мин. Корпус имеет три отделения: моторно-трансмиссионное (впереди справа), управления (впереди слева) и боевое (сзади). В кормовом листе корпуса машины имеется специальный люк для загрузки снарядов.

В башне размещается орудие, приборы прицеливания и наблюдения, радиостанция Р-123М, часть боекомплекта и ФВУ (фильтровентиляционная установка), предохраняющая расчет от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ. Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели, на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен 12-цилиндровый, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения В-59, мощностью 520 л.с. с принудительным впрыском топлива и возможностью работы в режиме форсажа. Трансмиссия - механическая, двухпоточная, коробка передач выполнена в блоке с планетарным механизмом поворота. В ходовой части с каждого борта установлено по шесть сдвоенных обрезиненных опорных и по четыре поддерживающих катка. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Ведущие колеса расположены впереди. Гусеница стальная, мелкозвенчатая с одним направляющим гребнем и с резинометаллическим шарниром.

Модификации

2С3М. В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов (в штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 ОФС ОФ-540 и ОФ-25 и четыре КС БП-540). Дополнительно к штатным снарядам в НИИ машиностроения для «Акации» был разработан снаряд 3ОФ29 с увеличенным в четыре раза осколочным действием. За ним в боекомплекте появились АРС и боеприпасы, оснащенные донными газогенераторами, с помощью которых дальнобойность самоходки возросла на 20-30%%. Модернизированной машине присвоили индекс 2С3М, а гаубице — 2А33М.

2С3М1. В 1987 году «Акацию» оснастили аппаратурой приема, обработки и отражения командной информации и новым прицелом СП-538. Расчеты получили и УАС 3ОФ38 «Краснополь», самонаводящиеся на цель на конечном участке траектории и способные поражать объекты, движущиеся со скоростями до 35 км/ч. на дистанции до 18 км и корректируемый снаряд «Сантиметр». В настоящее время, вместе со средствами разведки и целеуказания, средствами управления с электронно-вычислительной аппаратурой САУ 2С3М1 создает огневой ударный комплекс, который с высокой эффективностью решает любые боевые задачи и является системой высокоточного оружия.

Вооружение: 

орудие, калибр, мм гаубица, 152 2А33 Д-22
пулемет, калибр, мм 7,62
Дальность стрельбы максимальная, км 17,4
снарядом ОФС 43,56
снарядом ОФС с газогенератором .
УАС "Краснополь" .
Дальность стрельбы минимальная, км 4,2
Скорострельность, выстр./мин.: 4
из боеукладки .
с грунта .
Боекомплект, шт: .
снарядов 40
патронов .
Масса БМ, кг 27 600
Электропитание, В 4
Скорость движения, км\ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Габаритные размеры, мм: по корпусу - 7 700, с пушкой вперед - 8 400
длина х высота х ширина, мм 8400 х 3250 х 3050


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]