17.03.2015   819   Stimul  

Возвращение на базу

В последние год-два Москва активно восстанавливает сеть военных баз в дальнем зарубежье. Работа пока в самом начале, но она ведется сразу по нескольким направлениям, что выдает ее системный и долгосрочный характер. Тем не менее потенциальному набору российских баз за рубежом далеко даже до ограниченных масштабов военного присутствия СССР.

С добрым утром, Вьетнам!

На минувшей неделе Ханой и Вашингтон обменялись резкостями, причиной которых стали российские военные. Самолеты-заправщики ВВС России в последнее время действовали с аэродрома вьетнамской базы Камрань для обеспечения полетов бомбардировщиков над акваторией Тихого океана.

Это вызвало приступ раздражения в Госдепе и в Пентагоне. США, нимало не смущаясь, потребовали от Ханоя выставить российских военных с территории страны. Потому что, мол, полеты российских бомбардировщиков над Тихим океаном носят провокационный характер.

Официальный Ханой отмолчался (хотя наверняка переслал пару увесистых намеков по неофициальным каналам), а для публичного комментирования в дело запустили экспертов из исследовательского института при Минобороны Вьетнама. Реакция была довольно резкой: Вьетнам — суверенное государство и сам определяет, с кем и как взаимодействовать.

Понятно, что Вьетнам, оказавшийся прямо в середине кипящего котла АТР, который уже считают главным центром активности на планете в XXI веке, не хочет портить отношения ни с США, ни с Россией.

Отношения США и Вьетнама, к слову, — хороший пример той ситуации, которую сформулировал известный британский теоретик «непрямой стратегии» Бэзил Лиддел Гарт: «Сегодняшний противник завтра станет вашим покупателем, а послезавтра — вашим союзником». Торгово-экономические связи ханойского правительства и США, еще 40-45 лет назад сражавшихся на поле боя, — лучшее тому подтверждение. Однако даже эти прекрасно оборудованные двусторонние отношения не позволяют Вашингтону указывать наследникам Хо Ши Мина, что делать.

Хорошо выдержанные перепалки стали великолепным обрамлением другого процесса. Россия, с конца 1980-х до начала 2000-х годов сокращавшая военные базы в дальнем зарубежье, решила вернуться в мир. Российские базы, по привычке именуемые «пунктами материально-технического обеспечения» (ПМТО), могут появиться сразу в нескольких регионах планеты.

От Камрани до Сьенфуэгоса

Надо понимать, что такой сети военных баз, как у США, СССР никогда не имел. Континентальная держава превратила в огромный военный лагерь Восточную Европу и развернула общевойсковую армию в Монголии. Но эти действия были вызваны желанием укрепить периферийные зоны контакта с основными соперниками: НАТО и Китаем. Афганистан в 1979-1989 годах стоял особняком, но войска в нем главным образом занимались борьбой с местной партизанщиной. Особую роль играла также группировка советских войск на Кубе — интересное военно-политическое наследие кризиса 1962 года.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]