Война должна была быть быстрой и легкой, как в Польше или во Франции. У германского руководства существовала абсолютная уверенность в молниеносной и сокрушительной победе над Россией.
План «Фриц»
В июле 1940 года в Генштабе сухопутных войск вермахта уже велась конкретная разработка плана войны с СССР. 22 июля начальник Генштаба сухопутных войск Ф. Гальдер получил задачу от главнокомандующего сухопутными войсками продумать различные варианты Русской кампании. Сначала эту задачу поручили пользующемуся особым доверием Гитлера начальнику штаба 18-й армии генералу Эриху Марксу. В планировании тот исходил из установок Гальдера, который посвятил генерала в военно-политическую программу Рейха на Востоке.
31 июля 1940 года на совещании с высшим военным командованием Гитлер сформулировал общие стратегические задачи войны: первый удар – по Киеву, выход к Днепру, Одесса; второй удар – через Прибалтику на Москву; затем – наступление с двух сторон, с юга и севера; позднее – частная операцию по захвату нефтяного района Баку.
5 августа 1940 года первоначальный план войны с Россией – «План Фриц» был подготовлен генералом Марксом. По этому плану главный удар по Москве наносился из Северной Польши и Восточной Пруссии. Здесь предполагалось развернуть группу армий «Север» в составе 68 дивизий (включая 17 подвижных соединений). Группа армий «Север» должна была разгромить русские войска на западном направлении, оккупировать северную часть России и взять Москву. Затем планировалось повернуть основные силы на юг и во взаимодействии с южной группировкой войск захватить восточную часть Украины и южные районы СССР.
Второй удар должен был наноситься к югу от Припятьских болот силами группы армий «Юг» в составе двух армий из 35 дивизий (включая 11 танковых и моторизованных). Целью был разгром Красной Армии на Украине, захват Киева, форсирование Днепра в среднем течении.
Далее группа армий «Юг» должна была действовать во взаимодействии с северной группировкой войск. Обе группы армий наступали дальше на северо-восток, восток и юго-восток. В итоге германские армии должны были выйти на рубеж Архангельск, Горький (Нижний Новгород) и Ростов-на-Дону. В резерве главного командования оставалось 44 дивизии, которые продвигались за группой армий «Север».
Таким образом, «план Фриц» предусматривал решительное наступление на двух стратегических направлениях, глубокое рассечение русского фронта и после форсирования Днепра охват советских войск в центре страны в гигантские клещи. Подчёркивалось, что исход войны зависит от эффективных и быстрых действий подвижных соединений.
Для разгрома Красной Армии и завершения войны отводилось 9 недель. При более неблагоприятной ситуации – 17 недель.
Лёгкая прогулка на Востоке
План Маркса показывал, что германский генералитет сильно недооценивал военно-промышленный потенциал СССР, Красной Армии, переоценивал возможности вермахта в достижении молниеносной и сокрушительной победы на таком сложном и огромном театре военных действий.
Делалась ставка на неэффективность, слабость и неспособность советского руководства, которое просто будет парализовано войной. То есть германская стратегическая разведка просто прохлопала становление такого управленца и вождя, как Сталин. Плохо изучила его политическое, экономическое и военное окружение.
Предполагалось, что отторжение западной части России приведёт к краху военно-промышленного комплекса СССР. То есть германская разведка проморгала становление новой военно-промышленной базы СССР в восточных регионах. Чтобы предотвратить утрату западной части страны, Красная Армия перейдёт в решительное контрнаступление. Вермахт сможет уничтожить основные силы Красной Армии в приграничных сражениях.
Россия не сможет восстановить силы своей армии. И далее германские войска в обстановке полного хаоса, как в 1918 году, «железнодорожным маршем» и малыми силами легко пройдут далеко на Восток.
Немцы считали, что внезапная война вызовет панику и хаос в России, развал государственного и политического строя, возможные военные мятежи и бунты на национальных окраинах. Москва не сможет организовать страну, армию и народ для отпора агрессору. СССР рухнет в считанные месяцы.
Интересно, но такую же ошибку совершили не только в Берлине, но и в Лондоне, и в Вашингтоне. На западе СССР считали колоссом на глиняных ногах, который рухнет при первом сокрушительном ударе Рейха. Эта стратегическая ошибка (при оценке СССР), положенная в основу первоначального плана войны с Россией, не была исправлена и при последующем планировании.
Таким образом, германская разведка и (исходя из её данных) высшее военно-политическое руководство оказались не в состоянии правильно оценить военную мощь СССР. Духовный, политический, экономический, военный, организационный, научно-технический и образовательный потенциал России был оценён неправильно.
Отсюда и последующие ошибки. В частности, наблюдались огромные просчёты в определении немцами численности Красной Армии в мирный и в военный периоды. Такими же неверными оказались и оценки вермахтом количественных и качественных параметров наших бронетанковых войск и ВВС. Так, разведка Рейха считала, что в 1941 году годовое производство самолетов в России составляло 3500–4000 машин. В действительности же с начала января 1939 года по 22 июня 1941 года ВВС получили свыше 17,7 тыс. самолетов. За это же время бронетанковые воска получили более 7000 машин, из которых свыше 1800 – это танки Т-34 и КВ. Немцы вообще не имели таких тяжелых танков, как КВ, а Т-34 на поле боя стал для них неприятной новостью.
Поэтому германское руководство не собиралось проводить тотальную мобилизацию страны. Война должна была быть быстрой и легкой, как в Польше или во Франции. Существовала абсолютная уверенность в молниеносной и сокрушительной победе.
17 августа 1940 года на совещании в штабе верховного главнокомандования вооруженных сил Германии (ОКВ), посвящённом вопросу военно-экономической подготовки Восточной кампании, генерал-фельдмаршал Кейтель назвал «преступлением попытку создания в настоящее время таких производительных мощностей, которые дадут эффект лишь после 1941 года. Вкладывать средства можно лишь в такие предприятия, которые необходимы для достижения поставленной цели и дадут соответствующий эффект».
План Лоссберга
Дальнейшая работа над планом войны против России была продолжена генералом Ф. Паулюсом. Он назначался на должность оберквартирмейстера – помощника начальника Генштаба сухопутных войск. Также к разработке плана войны с СССР были подключены генералы, будущие начальники штабов групп армий. 17 сентября они подготовили свои соображения по поводу Восточной кампании. Паулюс получил задачу обобщить все результаты оперативно-стратегического планирования. 29 октября Паулюс подготовил докладную записку «Об основном замысле операции против России». В ней отмечалось, что для обеспечения решающего превосходства в силах и средствах над противником необходимо добиться внезапности вторжения, окружить и уничтожить советские войска в приграничной полосе, не дав им отступить вглубь страны.
Одновременно план войны с СССР разрабатывался в штабе оперативного руководства верховного главнокомандования. По указанию генерала Йодля разработку плана войны вёл начальник группы сухопутных войск оперативного отдела штаба ОКВ подполковник Б. Лоссберг.
К 15 сентября 1940 года Лоссберг представил свой вариант плана войны. Многие его идеи были использованы в окончательном варианте этого плана: вермахт стремительным ударом уничтожал в западной части России основные силы Красной Армии, мешая отводу боеспособных частей на восток, отрезал западную часть страны от морей. Германские дивизии должны были занять такой рубеж, чтобы закрепить за собой важнейшие части России и иметь удобные позиции против азиатского блока. Театр военных действий на первом этапе кампании делился на две части – севернее и южнее Припятьских болот. Германская армия должна была развить наступление на двух оперативных направлениях.
План Лоссберга предусматривал наступление трёх групп армий на трёх стратегических направлениях: ленинградском, московском и киевском.
Группа армий «Север» наносила удар из Восточной Пруссии через Прибалтику и северо-западные районы России на Ленинград.
Группа армий «Центр» наносила главный удар из Польши через Минск и Смоленск на Москву. Здесь задействовали основную массу бронетанковых сил. После падения Смоленска продолжение наступления на центральном направлении ставилось в зависимость от обстановки на севере. В случае задержки группы армий «Север», предполагалось сделать паузу в центре и часть войск группы «Центр» направить на север.
Группа армий «Юг» наступала из района Южной Польши с целью разгромить противника на Украине, взять Киев, форсировать Днепр и установить связь с правым флангом группы «Центр».
К войне с Россией привлекали войска Финляндии и Румынии. Германо-финские войска составляли отдельную оперативную группу, которая наносила главный удар на Ленинград и вспомогательный на Мурманск.
План Лоссберга предусматривал нанесение мощных рассекающих ударов, окружение и уничтожение крупных группировок русских войск. Конечный рубеж продвижения вермахта зависел от того, произойдёт ли в России после первых успехов германских войск внутренняя катастрофа и когда она произойдёт. Считалось, что после потери западной части страны Россия не сможет продолжать войну, даже с учётом промышленного потенциала Урала. Большое внимание уделялось внезапности нападения.
План «Отто»
Работа по планированию войны против СССР активно проводилась в Генштабе сухопутных сил и в штабе оперативного руководства верховного главнокомандования. Этот процесс продолжался до середины ноября 1940 года, когда верховное командование сухопутных войск (ОКХ) завершило разработку детального плана войны против России.
План получил название «Отто». 19 ноября он был рассмотрен и одобрен главнокомандующим сухопутных войск Браухичем. С 29 ноября по 7 декабря по плану «Отто» была проведена военная игра. 5 декабря план был представлен Гитлеру. Фюрер в принципе одобрил его. 13–14 декабря война с Россией обсуждалась в штабе ОКХ.
18 декабря 1940 года Гитлер подписал Директиву № 21. План войны с СССР получил кодовое название «Барбаросса».
Примечание. Фридрих I Барбаросса (1155–1190) – германский король, император священной Римской империи, зачинатель череды германских «крестовых» походов на Восток.
В целях сохранения секретности план был изготовлен всего в 9 экземплярах. Россию планировали разбить в ходе кратковременной кампании ещё до победы над Англией. Уничтожить главные силы русских в западной части страны посредством глубоких, быстрых ударов танковыми соединениями. Не дать Красной Армии отступить на обширные пространства восточной части СССР. Выйти на линию Архангельск–Волга, создавая заградительный барьер против азиатской части России. Подготовку к началу кампании на Востоке планировали завершить к 15 мая 1941 года.
План войны с СССР включал в себя, кроме Директивы № 21, целый ряд директив и распоряжений главного командования. В частности, особо важное значение имела директива ОКХ от 31 января 1941 года по стратегическому сосредоточению и развёртыванию войск. В ней уточнялись задачи вооруженных сил.
Для нападения на Россию выделялись 190 дивизий. Из них 153 немецкие дивизии (включая 33 танковые и моторизованные) и 37 дивизий Финляндии, Румынии и Венгрии, а также 2/3 ВВС Германии, часть сил флота на Балтике, ВВС и ВМС союзников. Все дивизии, кроме резерва (24 из них), развёртывались вдоль западной границы России. Рейх выставил для войны с Россией все боеспособные соединения.
На западе и юге оставались ослабленные подразделения, имеющие низкую ударную мощь и механизацию, предназначенные для охраны оккупированных территорий, подавления возможного сопротивления. Единственным мобильным резервом были две танковые бригады во Франции, вооруженные трофейными танками.
Главный удар немцы наносили севернее Припятьских болот. Здесь располагались две группы армий «Север» и «Центр», большая часть подвижных соединений. Группа армий «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала Ф. Бока наступала на московском направлении. В её составе было две полевые армии (9-я и 4-я), две танковые группы (3-я и 2-я), всего 50 дивизий и 2 бригады. Сухопутные силы поддерживал 2-й воздушный флот.
Гитлеровцы планировали осуществить глубокий прорыв севернее и южнее Минска танковыми группами, расположенными на флангах. Окружить и уничтожить белорусскую группировку Красной Армии. После выхода в район Смоленска группа армий «Центр» могла действовать по двум сценариям. Усилить группу армий «Север» бронетанковыми дивизиями, если она сама не сможет одолеть противника, в Прибалтике, продолжая полевыми армиями наступать на московском направлении. Если же группа армий «Север» сама разгромит русских в полосе своего наступления – всеми силами продолжать движение на Москву.
Группа армий «Север» генерал-фельдмаршала Лееба включала две полевые армии (16-ю и 18-ю), танковую группу, всего 29 дивизий. Наступление сухопутных войск поддерживал 1-й воздушный флот. Немцы наступали из Восточной Пруссии, нанося главный удар на Даугавпилс и Ленинград. Гитлеровцы планировали уничтожить прибалтийскую группировку Красной Армии, захватить Прибалтику, порты на Балтике, включая Ленинград и Кронштадт, лишить русский флот его баз, что вело к его гибели (либо захвату).
Группа армий «Север» вместе с германо-финской группировкой должнфы были завершить кампанию в северной части России. В Финляндии и Норвегии разворачивалась немецкая армия «Норвегия» и две финские армии, всего 21 дивизия и 3 бригады.
Финские войска в начале войны действовали на карельском и петрозаводском направлениях. С выходом немцев на подступы к Ленинграду планировался переход финской армии в решительное наступление на Карельском перешейке (с целью соединения с немецкими войсками в районе Ленинграда).
Немецкие войска на севере должны были развить наступление на Мурманск и Кандалакшу. После захвата Кандалакши и выхода к морю, южная группа получила задачу наступать вдоль Мурманской железной дороги и вместе с северной группировкой уничтожить вражеские войска на Кольском полуострове, захватить Мурманск. Немецко-финские войска поддерживались 5-м воздушным флотом и финскими ВВС.
На украинском направлении наступала группа армий «Юг» под командованием генерал-фельдмаршала Г. Рундштета. В состав входили три немецкие полевые армии (6-я, 17-я и 11-я), две румынские армии (3-я и 4-я), одна танковая группа, венгерский подвижный корпус. Также 4-й воздушный флот, ВВС Румынии и Венгрии. Всего 57 дивизий и 13 бригад, включая 13 румынских дивизий, 9 румынских бригад и 4 венгерские. Немцы собирались уничтожить русские войска в Западной Украине, форсировать Днепр и развить наступление в восточной части Украины.
Гитлер обладал развитой интуицией и знанием военно-экономических аспектов, поэтому придавал большое значение флангам (Балтика, Чёрное море), окраинам (Кавказ, Урал). Пристальное внимание фюрера привлекало южное стратегическое направление. Он хотел максимально быстро захватить самые богатые ресурсами районы СССР (на тот момент) – Украину, Донбасс, нефтяные районы Кавказа.
Это позволяло резко нарастить ресурсный, военно-экономический потенциал Рейха, чтобы затем вести борьбу за мировое господство. Кроме того, потеря этих регионов должна была нанести смертельный удар России. В частности, Гитлер отмечал, что донецкий уголь – это единственный коксующийся уголь России (по крайней мере, в европейской части страны), и без него в СССР производство советских танков и боеприпасов будет рано или поздно парализовано.
Война на уничтожение
Война с Россией, по замыслу Гитлера и его сподвижников, носила особый характер. Она в корне отличалась от кампаний в Польше, в Бельгии и во Франции. Это была война цивилизаций, Европы против «русского варварства».
Война на уничтожение первого в мире социалистического государства. Немцы должны были расчистить для себя «жизненное пространство» на Востоке. На совещании высшего командования 30 марта 1941 года Гитлер отмечал, что «речь идёт о борьбе на уничтожение… Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость – благо для будущего».
Это была установка на тотальный геноцид русского народа. Что вылилось в ряд документов, где командование требовало от личного состава вермахта максимальной жестокости по отношению к вражеской армии и мирному населению. Директива «Об особой подсудности в районе «Барбаросса» и об особых мероприятиях войск» требовала применения жесточайших мер по отношению мирному населению, уничтожения коммунистов, военных политработников, партизан, евреев, саботажников, всех подозрительных элементов. Она предопределила и уничтожение советских военнопленных.
Курс на тотальную войну, истребление советского народа последовательно проводился на всех уровнях вермахта. 2 мая 1941 года в приказе командующего 4-й танковой группы Гёпнера отмечалось, что война против России «должна преследовать цель превратить в руины сегодняшнюю Россию, и поэтому она должна вестись с неслыханной жестокостью».
Россию планировалось уничтожить как государство, колонизировать её земли. Планировалось истребить большую часть народонаселения на оккупированной территории, оставшаяся часть подлежала выселению на восток (обрекалась на смерти от голода, холода и болезней) и обращению в рабство.
Гитлеровцы ставили цель «разгромить русских как народ», истребить её политический класс (большевиков) и интеллигенцию, как носителя русской культуры. На захваченных и «зачищенных» от «аборигенов» территориях собирались поселить германских колонистов. |