Одним из наиболее динамично развивающихся в последние годы регионов является Юго-Восточная Азия. Можно с уверенностью говорить о возникновении нового геополитического узла планеты. Это определяется сосредоточением в регионе ключевых линий морских коммуникаций, ресурсов, населения численность 600 млн. человек и высокого конфликтного потенциала. Потенциал конфликта определяется, с одной стороны, наличием значительного числа негосударственных (международный терроризм, пиратство, наркотрафик) и внутригосударственных (политическая нестабильность, нерешенные этнические и межконфессиональные конфликты) угроз, а с другой стороны, межгосударственным противостоянием как между некоторыми странами региона, так и внерегиональными державами.
Ключевым фактором региональной политики в Юго-Восточной Азии является существенный рост роли Мирового океана. Малаккский пролив и Южно-Китайское море обеспечивают в значительной степени экономический рост в регионе, но именно на них приходится также и большая часть угроз национальной и международной безопасности. Именно морские линии коммуникаций определяют ту большую роль, которую здесь играют внерегиональные державы – Индия, Япония и США. Неудивительно, что государства региона «развернулись в сторону моря» и уделяют все большее внимание морской политике.
Одной из ключевых стран региона, сделавших ставку на морскую политику, является Вьетнам. Для экономического процветания и национальной безопасности этой страны с 90-миллионным населением развитие морского потенциала в целом и военно-морского в частности будет одной из важнейших задач в обозримой перспективе. Более того, развитие морской мощи Вьетнама уже стало важным фактором в «большой игре» трех стран-гигантов – Китая, Индии и США.
Морская политика
Традиционно Вьетнам всегда был слабой морской державой, и неоднократно эта слабость пагубно сказывалась на вьетнамской национальной безопасности. Во время Вьетнамской войны неоспариваемое господство на море позволяло США беспрепятственно осуществлять переброску войск и наносить удары по побережью Северного Вьетнама. В 1974 году в результате небольшой стычки между военными кораблями Южного Вьетнама и КНР Китай установил контроль над Парасельскими островами.
Во время китайско-вьетнамской войны 1979 года Вьетнам продемонстрировал мощь своих вооруженных сил на суше и их беспомощность в море, которая была компенсирована присутствием крупного соединения советского флота. Советские военные корабли обеспечили защиту вьетнамского побережья, транспортное снабжение Вьетнама, а также сдерживание китайского флота. Существенную роль советские корабли сыграли и в обеспечении невмешательства в войну США, которые в течение трех месяцев поддерживали присутствие авианосного ударного соединения во главе с авианосцем Constellation вблизи побережья Вьетнама.
Одним из итогов китайско-вьетнамской войны стало подписание Ханоем и Москвой договора о создании пункта материально-технического обеспечения советского флота в Камрани, ставшего крупнейшей военно-морской базой СССР за рубежом. Тем не менее в 1988 году советский флот не смог оказать Вьетнаму помощи во время очередной стычки вьетнамских и китайских военных кораблей у Южного рифа Джонсона, в котором Вьетнам опять потерпел поражение, что позволило Китаю установить свой контроль над частью островов Спратли.
После распада СССР Вьетнам по-новому взглянул на необходимость развития морской политики. Показательным для Вьетнама стал пример Сингапура, который превратился из крохотного клочка суши на южной оконечности Малакки в один из мировых лидеров по ВВП на душу населения благодаря развитию портовой инфраструктуры и морской торговли.
В отличие от Сингапура, Китая, Таиланда и Малайзии Вьетнам обладает крайне слабо развитой портовой инфраструктурой. Три крупнейших вьетнамских порта – Хо Ши Мин, Хайфон и Дананг – существенно уступают по обороту и качеству обслуживания Гонконгу, малайским Танджунг Пелепасу и Порт-Клангу, тайскому Лаем Чабангу. Это отставание негативно сказывается на конкурентоспособности вьетнамской экономики и препятствует развитию морской добычи нефти и других ресурсов.
В 1999 году правительство Вьетнама объявило десятилетнюю программу развития портовой инфраструктуры, которая была реализована лишь частично. Несмотря на это, Вьетнам смог найти стратегического союзника в лице своего старого партнера – Индии, активно развивающей с 90-х годов доктрину «взгляда на Восток» и стремящейся закрепиться в Юго-Восточной Азии. Осенью 2011 года индийская нефтегазовая корпорация Videsh и вьетнамская PetroVietnam подписали трехлетнее соглашение о партнерстве в сфере освоения нефтегазовых месторождений Южно-Китайского моря.
Укрепление связей Ханоя и Нью-Дели привели к еще большему обострению вьетнамо-китайских отношений. Газета China Energy News опубликовала статью, призывающую Индию и Вьетнам разорвать нефтяную сделку и угрожающую не допустить ее реализации.
Несмотря на то что оба государства придерживаются коммунистической идеологии, Китай остается основной угрозой национальной безопасности Вьетнама. После более чем 30-летнего противостояния напряженность в отношениях между Пекином и Ханоем в Южно-Китайском море (которое во Вьетнаме называют Восточным морем) увеличивается. Китайские претензии на большую часть Южно-Китайского моря, на острова Спратли и Парасельские вызывают все большее недовольство Вьетнама.
Индия чувствует себя в Юго-Восточной Азии все более уверенно и готова ради сотрудничества с Вьетнамом идти на определенное обострение своих отношений с Китаем. Другим партнером Вьетнама в его противостоянии китайским амбициям в регионе стали США. После распада Советского Союза Ханой и Вашингтон взяли курс на преодоление враждебности, оставшейся в наследство от Вьетнамской войны. В 2000 году Вьетнам впервые после войны посетил министр обороны США. В 2010 и 2011 годах США и Вьетнам провели совместные военно-морские учения, которые были сразу же названы военным руководством КНР «неуместными».
Военно-морское строительство
Вьетнамское руководство осознает, что Вьетнам не способен вступать в полноценную гонку военно-морских вооружений с Китаем. Вместе с тем опыт предыдущих конфликтов показывает, что для защиты своих национальных интересов Вьетнам должен обладать достаточным военно-морским потенциалом. В нулевые годы Ханой взял курс на создание боеспособного и современного прибрежного флота. Основным его партнером в этом стала Россия и в несколько меньшей степени – Индия.
Вьетнам придерживается такого подхода, который подразумевает использование флота для защиты прибрежной территории Вьетнама и его исключительной экономической зоны. Вьетнам не стремится к установлению в случае конфликта с КНР господства на море, но планирует достичь возможности нанести противнику достаточный урон и не допустить проведения Китаем политики fait accompli («свершившегося факта»). Это должно стать важным элементом сдерживания в китайско-вьетнамских отношениях.
Помимо противостояния с Китаем вьетнамский флот должен быть способен противодействовать иррегулярным морским угрозам (контрабанде, пиратству, наркотрафику и другим), а также быть готовым к маловероятному, но возможному конфликту с каким-либо другим государством Юго-Восточной Азии.
В соответствии с возложенными на них политическими и военными задачами вьетнамские ВМС, долгое время состоявшие практически исключительно из «москитного флота», теперь ориентируются на создание мощного подводного флота, строительство современных легких фрегатов и корветов, а также малых ракетно-артиллерийских кораблей и катеров.
Неатомные подводные лодки. Самым крупным проектом, который реализует Вьетнам в сфере военно-морского строительства, является приобретение у России шести неатомных подводных лодок (НАПЛ) проекта 636. Данный контракт был заключен в 2009 году, а первая подлодка была заложена на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге в августе 2010 года. Стоимость контракта составила 1,8 млрд. долл. Также Россия обеспечит строительство во Вьетнаме базы для подводных лодок и сопутствующей инфраструктуры. Стоимость строительства базы оценивается в 1,5–2,1 млрд. долл.
Современные неатомные подводные лодки, вооруженные противокорабельными ракетами (вьетнамские подлодки будут вероятнее всего оснащены ракетным комплексом Club-S), являются одним из наиболее оптимальных с точки зрения коэффициента «стоимость–эффективность» видов военно-морской техники. При необходимости Вьетнам сможет обеспечить постоянное присутствие нескольких подлодок в открытом море, что позволит в случае конфликта оспаривать китайское локальное господство на море в течение определенного времени.
Помощь в эксплуатации российских подлодок и подготовке экипажей Вьетнаму также окажет Индия, в составе ВМС которой находятся 10 НАПЛ российского производства. Стоит также отметить, что ВМС Вьетнама имеют в своем составе две сверхмалые подводные лодки типа Yugo, которые были приобретены у КНДР в 1997 году.
Корабли дальней морской зоны. Вторым важным элементом обновленного вьетнамского флота стали современные корабли класса тяжелый корвет/легкий фрегат. В 2011 году Россия передала Вьетнаму два сторожевых корабля пр. 11661Э «Гепард 3.9», которые были построены на Зеленодольском заводе имени А.М.Горького по проекту Зеленодольского проектно-конструкторского бюро. Контракт стоимостью 350 млн. долл. был заключен в 2006 году.
Корабли, получившие в составе вьетнамских ВМС названия «Динь Тянь Хоанг» HQ-011 и «Ли Тхай То» HQ-012, имеют водоизмещение 2100 тонн и максимальную скорость до 27 узлов. Основным вооружением корабля является противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э», боезапас которого состоит из восьми противокорабельных ракет Х-35Э.
После получения первых двух «Гепардов» Вьетнам перевел в твердый контракт опцион на строительство дополнительно двух кораблей этого типа. От своих предшественников они должны отличаться более мощным противолодочным вооружением.
Осенью 2011 года появилась информация, что Вьетнам ведет переговоры с нидерландской компанией Damen Schelde Naval Shipbuilding о возможности покупке четырех кораблей типа SIGMA, строительство которых ведется для Индонезии и Марокко. Существует несколько модификаций данного корабля водоизмещением от 1700 до 2400 тонн. По своим характеристикам и вооружению корабли типа SIGMA сопоставимы с российскими «Гепардами», но отличаются более высокой ценой: в зависимости от конкретной модификации корабли этого типа обойдутся Вьетнаму от 230 до 400 млн. долл. за единицу. Если контракт будет заключен, то первые два корабля планируется построить в Нидерландах, а два других – во Вьетнаме.
Ряд экспертов достаточно низко оценивают боевой потенциал «Гепардов» и SIGMA, упрекая их за слабость систем ПЛО и ПВО. Классу тяжелых корветов/легких фрегатов противопоставляются НАПЛ, малые ракетные корабли и катера. Вместе с тем надводные корабли дальней морской зоны обладают рядом преимуществ, которые обычно упускаются из вида.
В отличие от малых ракетных кораблей и катеров корабли, подобные российским «Гепардам», способны достаточно долго осуществлять патрулирование на значительном удалении от побережья Вьетнама. Имея 4–8 кораблей подобного класса, Вьетнам способен обеспечить постоянное присутствие 1–3 кораблей в Южно-Китайском море. Опыт столкновений с китайским флотом в 1974 и 1988 годах показал, что незначительные по своему масштабу военно-морские стычки могут иметь далеко идущие политические последствия. Ограниченность подобных столкновений по времени, привлеченным силам и потерям с обеих сторон позволяли Китаю успешно проводить политику свершившегося факта без оглядки на мировое сообщество.
Наличие у Вьетнама современных кораблей дальней морской зоны, вооруженных мощным противокорабельным ракетным комплексом, существенно повышает риски для китайского флота и снижает вероятность проведения скоротечной эффективной операции по сценарию 1974 и 1988 годов. Более того, в отличие от подводной лодки надводные корабли являются более заметным элементом морской мощи государства.
Подводные лодки способны сыграть ключевую роль в случае конфликта, но не являются эффективным инструментом его предотвращения. Стоит вспомнить кризис 1977 года вокруг Фолклендских островов, когда присутствие британской атомной подводной лодки не сильно способствовало сдерживанию конфликта и не смогло предотвратить войну 1982 года. Кроме того, для Коммунистической партии Вьетнама крупные надводные боевые корабли являются инструментом военно-морской дипломатии и демонстрации флага, а также видимым символом национального престижа для внутренней пропаганды.
На сегодняшний день ВМС Вьетнама обладают также пятью устаревшими советскими сторожевыми кораблями пр. 159 (три корабля серии 159А и два серии 159АЭ, HQ-09/11/13/15/17), которые были получены в 1960–1970-х годах. Эти корабли будут скорее всего выведены из состава флота в ближайшее время.
Корабли прибрежной зоны и подвижные береговые ракетные комплексы. Основу вьетнамского флота составляют малые ракетные корабли и катера советской и российской постройки.
В 1990-е – начале 2000-х годов ВМС Вьетнама приобрели у России шесть ракетных катеров пр.1241РЭ (HQ-371-374/377/378), каждый из которых нес четыре ПКР П-20М. Низкая стоимость, простота эксплуатации и высокая огневая мощь российских ракетных катеров способствовали заключению в 2005 году крупного контракта на поставку 12 ракетных катеров пр.12418. Стоимость контракта оценивается примерно в 1 млрд. долл.
Первые два корабля (HQ-375/336) были построены в России на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске и переданы вьетнамским морякам в 2007–2008 годах. С 2010 года Вьетнам начал строительство по лицензии серии из 10 кораблей этого типа. Огневая мощь пр. 12418 существенно выросла по сравнению с катерами пр. 1241РЭ. Вместо четырех ПКР П-20 на пр. 12418 установлено 16 ПКР Х-35.
Российские ПКР Х-35 можно с уверенностью назвать основой боевого потенциала ВМС Вьетнама. Дальность пуска данной малогабаритной дозвуковой ракеты составляет 130 км, а для наиболее современной модификации Х-35УЭ – 260 км. ПКР Х-35 позволяют эффективно бороться с надводными боевыми кораблями противника водоизмещением до 5000 тонн и вспомогательными кораблями водоизмещением до 10000 тонн.
В 2004–2008 годах корпорация «Тактическое ракетное вооружение» поставила Вьетнаму 120 ПКР Х-35Э. В октябре 2010 года было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве России и Вьетнама в области разработки и производства ракетного комплекса «Уран-ЭВ» с ПКР Х-35ЭВ, приспособленного специально для нужд вьетнамского флота.
Стоит отметить еще один важный элемент вьетнамских ВМС, а именно разработанные Военно-промышленной корпорацией «НПО машиностроения» подвижные береговые ракетные комплексы (ПБРК) К-300П «Бастион-П», вооруженные тяжелыми сверхзвуковыми ПКР «Яхонт» с дальностью пуска до 300 км. Контракт на поставку двух комплектов ПБРК стоимостью около 300 млн. долл. был подписан в 2005 году и выполнен к 2010–2011 годам. Существует возможность продажи Вьетнаму дополнительных комплектов ПБРК к 2015 году.
В состав ПБРК входит четыре самоходные пусковые установки на шасси МЗКТ-7930 (по две ракеты на ПУ), машина боевого управления, транспортно-заряжающие машины. Сами ракеты хранятся в транспортно-пусковых стаканах, что облегчает эксплуатацию и увеличивает срок службы ПКР. Дополнительно могут использоваться береговой комплекс дальнего загоризонтного обнаружения и сопровождения надводных целей «Монолит-Б» или вертолетный комплекс целеуказания.
Сторожевые и артиллерийские катера. В 1999–2001 годах Вьетнам осуществил строительство двух патрульных катеров разработки Северного ПКБ типа ПС-500 (HQ-381/383) водоизмещением около 500 тонн. Корабли этого типа имеют мощное ракетное (ПКР Х-35) и артиллерийское (76-мм и 30-мм АУ) вооружение, а также высокие мореходные качества благодаря двум мощным водометам и форме корпуса типа «глубокое V».
Заканчивается реализация проекта по строительству шести сторожевых катеров пр. 10412 «Светляк» разработки Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз». Эти небольшие корабли водоизмещением около 400 тонн предназначены для выполнения функций береговой охраны и не обладают серьезным ракетным вооружением. Первые два корабля были построены в 2002 году (HQ-261/263), вторые два – в 2011-м (HQ-264/265). Третья пара достраивается во Владивостоке и должна быть передана Вьетнаму в 2012 году. Стоимость строительства шести кораблей составила около 110 млн. долл.
В январе 2012 года вьетнамским морякам был передан головной артиллерийский катер (HQ-272) типа TT400TP. Катер имеет водоизмещение около 400 тонн, вооружен 76-мм и 30-мм АУ. Он был самостоятельно разработан вьетнамским cудостроительным заводом Z-173 Hong Ha Shipbuilding Company в Хайфоне. Ожидается, что будут построены еще как минимум два однотипных катера. В основу данного проекта легли российские проекты ПС-500 и 10412.
В 1979–1983 годах ВМС Вьетнама получили восемь ракетных катеров пр. 205 (водоизмещение около 200 тонн, вооружение – четыре ПКР П-15 и две 30-мм АУ) и 16 больших торпедных катеров пр. 206 (водоизмещение около 150 тонн, вооружение – четыре 533-мм ТА и две 30-мм АУ). Эти корабли должны быть выведены из состава ВМС.
Морская авиация. Основой морской авиации ВМС Вьетнама являются российские многоцелевые вертолеты Ка-28, которые предназначены для базирования на сторожевых кораблях пр. 11661Э «Гепард-3.9». Основной функцией вертолетов является ПЛО, кроме того, существует модификация вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31.
В 2010 году Вьетнам заключил контракт с канадской компанией Viking Air на приобретение шести легких патрульных самолетов DHC-6 Twin Otter, которые будут поставлены вьетнамскому флоту в 2012–2014 годах. Стоимость контракта оценивается в 30– 40 млн. долл. Эти самолеты станут важным элементом системы информационного освещения обстановки в прибрежных водах Вьетнама.
Помимо боевых кораблей основных классов Вьетнам обладает также некоторым количеством вспомогательных судов, патрульных катеров и минных тральщиков, обзор которых выходит за рамки статьи.
Таким образом, вьетнамские ВМС находятся в состоянии активного развития и перехода от устаревшего прибрежного флота, который не способен обеспечить адекватную защиту даже территориальных вод, к небольшому, но современному и достаточно мощному региональному флоту. К концу текущего десятилетия Ханой планирует создать флот, сам факт существования которого должен заставить Пекин воздержаться от попыток установления контроля над Южно-Китайским морем силовым методом. |