Чрезвычайные ситуации последнего времени, произошедшие на арсеналах и на полигонах Минобороны России, а также в ряде зарубежных стран при работе со списанными боеприпасами, повлекли в том числе и человеческие жертвы. Они исключительно обострили проблему утилизации старых ракет и снарядов.
По планам военных в ближайшей перспективе они намерены избавиться более чем от 1,5 млн. тонн боеприпасов. Но при этом особое беспокойство вызывает то, как военное ведомство намерено это сделать. Главным образом методом открытого подрыва и сжигания, что вновь чревато не только чрезмерной нагрузкой на экологию, но и, что не исключается, новыми человеческими жертвами. В век высоких технологий такой небезопасный подход вряд ли оправдан.
• В нашей стране произошли серьезные экономические и социальные преобразования, кардинально изменилось отношение к вопросам оснащения армии и флота всеми видами вооружений и военной техники, в том числе боеприпасами различного назначения, их хранения и содержания.
• Изменились их номенклатура, состав, структура, что привело в целом к уменьшению типов сохраняемых боеприпасов. В военном хозяйстве образовался большой объем избыточных боеприпасов, которые или намного превысили установленные сроки службы, или устарели по своим тактико-техническим характеристикам. Естественно, что все это вызывает серьезную головную боль у военных и желание как можно скорее от нее избавиться.
• Альтернативой может стать использование все тех же высоких технологий. Такая задача решалась в рамках реализации ФЦП «Промышленная утилизация вооружений и военной техники в 2005–2010 годах». При этом одним из основных требований являлось максимально возможное сохранение и дальнейшее использование высвобождаемых в процессе утилизации материалов, а также взрывчатых веществ и топлива. Необходимо было провести ряд поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечить промышленное производство оборудования и аппаратуры, необходимых для утилизации разнообразных по своей конструкции боеприпасов.
• К работе привлекли значительное количество научно-производственных объединений и предприятий. При координирующей роли Российской академии ракетно-артиллерийских наук удалось разработать и внедрить в производство целый ряд инновационных решений: эффективные, взрывобезопасные, экологически чистые технологии с глубокой переработкой высвобождаемых вторичных элементов и материалов для их применения в народном хозяйстве.
• К ним прежде всего относятся технологии расснаряжения тротил- и гексогенсодержащих боеприпасов. В частности, для артиллерийских снарядов разработаны и доведены до практического использования гидродинамический и гидрокавитационный способы вымывания гексогена (А-1Х-2) снарядов калибров 23–152 мм и СТРТ из двигательных установок ракет диаметром до 300 мм. Практически апробирована технология утилизации ракет системы С-300 и боевых частей «Град», вооруженных кассетными зарядами.
• Таким образом, успешными и реализованными на практике стали технологии извлечения из боеприпасов (артиллерийских выстрелов, торпед, авиационных бомб, реактивных снарядов) неплавких ВВ на основе гексогена и октогена. Это открыло возможность осуществления на промышленной основе утилизации боеприпасов повышенного могущества, требующих особого внимания к обеспечению безопасности работ при утилизации.
• Время подтвердило, что решение проблемы комплексной утилизации различных видов боеприпасов в сочетании с глубокой переработкой вторичного сырья в интересах его дальнейшего использования требует квалифицированного научного сопровождения всех видов этапов разработки и внедрения прогрессивных технологий в практику.
• Итогом этих разработок стал целый ряд мобильных комплексов по утилизации боеприпасов различного назначения. Назову только несколько:
1. МПУ-5 и МПУ-11, обеспечивающие полный цикл разборки тротилсодержащих артиллерийских выстрелов и переработку высвободившихся порохов и тротила в промышленные взрывчатые вещества;
2. «КРАБ», обеспечивающий разборку тротил- и гексогенсодержащих боеприпасов и ракет диаметром до 500 мм;
3. «ЭКСПРЕСС», обеспечивающий расснаряжение боеприпасов калибра 76–152 мм;
4. ГКМ-10 – высокопроизводительный комплекс (до 1,5 млн. выстрелов в год) расснаряжения боеприпасов калибра 23–37 мм;
5. «КУБ», обеспечивающий уничтожение аварийных боеприпасов в местах их непосредственной дислокации.
• Результаты реализации ФЦП, в том числе имеющиеся научно-технические и технологические наработки, сложившееся кооперационное взаимодействие, дают основание предположить, что в ОПК практически сформирована имеющая достаточный инновационный потенциал подотрасль промышленной утилизации боеприпасов и ракет. Ее научной и производственной базой являются ГК «Ростехнологии», федеральные казенные предприятия, предприятия ОАО «Оборонсервис», частные научные и производственные структуры.
• При определенных условиях, предусматривающих в том числе продуктивное взаимодействие с Минобороны, она может стать ядром того научно-технического и производственного потенциала, который сможет обеспечить потребности российских вооруженных сил в перспективных видах боеприпасов и спецхимии.
• Но, добившись определенного технологического превосходства мы, тем не менее, столкнулись с проблемами, затрудняющими развертывание в России промышленной утилизации боеприпасов. Переход к ней планировался на 2011–2012 годы, однако в новой ФЦП на 2011–2015 годы и до 2020 года не предусмотрены расходы на тиражирование опытно-промышленных установок и выполнение проектно-строительных работ. Кроме того, стоимостные затраты утилизационных работ превышают предусмотренные гособоронзаказом расходы на эти цели, что делает этот процесс весьма затратным для предприятий. Большая доля выделенных финансовых ресурсов тратится на перевозку боеприпасов с арсеналов и баз хранения к местам их утилизации.
Утилизация боеприпасов без взрывов и жертв• Серьезно осложняют налаживание процесса промышленной утилизации и организационные неурядицы. В течение 2005–2010 годов заказчик – координатор программы в лице Минпромторга упразднил отдел утилизации в системе «Росбоеприпасы», а в созданном Департаменте промышленности боеприпасов и спецхимии такого отдела не оказалось. В то же время в связи с переходом Минобороны на новый облик были также ликвидированы соответствующие подразделения в управлении начальника вооружения, в ГРАУ, других видах вооруженных сил. И сегодня отсутствует структура, способная организовать планомерный процесс эффективной и безопасной промышленной утилизации боеприпасов и ракет с учетом интересов предприятий.
• С 2011 года заказчиком – координатором федеральной программы промышленной утилизации вооружений и военной техники до 2020 года является Минобороны. Но, уже начиная с 2009 года, военное ведомство активно проводило в жизнь практику открытого подрыва как тротилсодержащих (хотя установки по выплавке тротила имеются не только на ряде промышленных предприятий, но почти на всех арсеналах и базах хранения), так и гексогенсодержащих боеприпасов.
• Объемы открытого подрыва имеют постоянную тенденцию к увеличению, что в результате спешки, нарушения технологического регламента и мер безопасности, отсутствия необходимой квалификации личного состава уже приводило не только к загрязнениям окружающей среды и минированию окрестностей за счет разброса неразорвавшихся боеприпасов, но и к людскими потерями. Материальный ущерб только на двух объектах превысил 4 млрд. рублей.
• При умелом руководстве организацией промышленной утилизации и при условии эффективного взаимодействия между исполнителями, относящимися к различным ведомствам, и заказчиком можно в значительной мере перекрыть объемы уничтожения боеприпасов военными методом открытого подрыва. При этом сохраняются огромные сырьевые ресурсы в виде черного и цветного металлов, взрывчатых веществ.
Руководители Министерства обороны заявляли о намерении уничтожить методом открытого подрыва около 2 млн. единиц боеприпасов до конца текущего года. В то же время только два предприятия, обладающие необходимой технологией, способны в этом и следующем году расснарядить 2,5 млн. снарядов с последующим увеличением ежегодных объемов утилизации до 4–5 млн. штук к 2014 году.
• Правильно организованный процесс утилизации с учетом дальнейшего использования в народном хозяйстве полученных при этом продуктов может дать хороший экономический эффект. По нашим расчетам, общая минимальная цена утилизационного ресурса может составить около 130 млрд. руб., что создает объективные предпосылки для создания системы утилизации боеприпасов и ракет практически без привлечения бюджетных средств, на основе принципов самофинансирования и самоокупаемости, привлечения инвестиций. При этом используются безопасные и экологически чистые технологии.
• По инициативе РАРАН 19–20 октября 2011 года в городе Красноармейске на базе ФГУП «Красноармейский научно-исследовательский институт механизации» и ФКП «Геодезия» была проведена VIII Международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы утилизации ракет и боеприпасов» с демонстрацией ряда опытно-промышленных установок. Инициатива была поддержана ВПК правительства, Минобороны, Минпромторгом, «Ростехнологиями». В конференции приняли участие заместители министров обороны России, Армении, Белоруссии, Украины, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, руководители ведущих предприятий оборонной промышленности России и ряда других стран.
• Там был представлены заинтересованным министерствам и ведомствам, заказчику и исполнителям гособоронзаказа в части утилизации ракет и боеприпасов высокий уровень разработки отечественных технологий и оборудования промышленной утилизации ракет и боеприпасов на современном этапе, способы и основные направления глубокой переработки высвобождаемых вторичных материальных ресурсов.
• Опыт промышленной утилизации показывает, что предприятия в состоянии обеспечить утилизацию более 250 тыс. тонн боеприпасов в год. При этом промышленное расснаряжение ракет и боеприпасов может дать для использования в народном хозяйстве ежегодно не менее 150 тыс. тонн черного металла, 20 тыс. тонн цветного и 30 тыс. тонн взрывчатых веществ и порохов. А дефицит бюджетных средств – восполнять передачей исполнителям-предприятиям промышленности полученные в результате расснаряжения боеприпасов вторичные ресурсы для их глубокой переработки с последующим выходом на рынок.
• Очевидно, настало время приступить к созданию международной кооперации для распространения технологий утилизации со странами СНГ и дальнего зарубежья. Решение указанных задач вполне по силам специалистам и практикам боеприпасной отрасли. Они считают одной из главных задач утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов использование отечественных технологий, обеспечивающих сохранение продуктов утилизации и их возврат в народно-хозяйственный оборот.
• Для ускорения промышленной утилизации ракет и боеприпасов предприятия готовы взять в краткосрочную аренду, с согласия МО РФ и на время, сопоставимое со сроком окупаемости проектов – от двух до пяти лет, не используемые арсеналами и структурами военного ведомства здания, сооружения, площадки для хранения, расснаряжения боеприпасов, организации вторичной переработки продуктов утилизации в товарную продукцию.
• Хотелось бы надеяться, что промышленная утилизация ракет и боеприпасов, исключающая ненужные жертвы и другие пагубные последствия для страны, станет, в конце концов, доминирующей как в интересах Минобороны, так и отечественной оборонной промышленности |