21.06.2021   2573   Stimul  

Современные проникающие (бетонобойные) авиабомбы

Одной из характерных целей для тактической авиации являются разнообразные защищенные и заглубленные сооружения различного назначения. Для поражения таких целей самолетам требуется особое оружие – проникающие или бетонобойные бомбы. Подобные средства поражения разрабатываются в нескольких странах и получили широкое распространение.

Американская номенклатура

Наиболее широкая номенклатура проникающих авиабомб разработана и производится в США. Заказчикам предлагается несколько универсальных боевых частей с разными особенностями конструкции и отличающимися характеристиками, которые могут применяться в составе разных авиабомб. За счет этого достигается удачный баланс характеристик и унификации.

В 1985 г. на вооружение ВВС США поступила БЧ BLU-109/B. Это изделие имело корпус длиной 2,4 м диаметром 370 мм с 25-мм стенками. Внутри корпуса помещалось 240 кг тритонала и донный взрыватель с замедлителем. Разрабатывались модификации с другим взрывчатым веществом или иным эффектом. Так, изделие BLU-118/B имеет заряд объемного взрыва, поражающий живую силу после пробития бетонного укрытия.

БЧ семейства BLU-109/B разных модификаций используются в составе четырех типов авиабомб и на ракете AGM-130. При падении на цель с оптимальной скоростью BLU-109/B пробивает до 1,5-1,8 м железобетона, после чего происходит взрыв.

Несмотря на солидный возраст, BLU-109/B производятся до сих пор. Так, в 2020 ф.г. закупили более 4200 таких боевых частей общей стоимостью свыше 146 млн долл. В 2021-м запланирована закупка 2 тыс.ед. на 70 млн долл.

Наибольший интерес в бетонобойной номенклатуре ВВС США представляет авиабомба GBU-57A/B МОР массой 13,6 т, принятая на вооружение в 2012 г. Ее боевые качества связаны с применением БЧ типа BLU-127/B. Такая боевая часть весит более 2,4 т и несет крупный заряд взрывчатого вещества. Имеется спутниковая система наведения. В зависимости от условий, GBU-57A/B может пробить более 60 м железобетона.

Термоядерные B61.

В 2016 г. на вооружение принята новая модификация бомбы, GBU-57E/B с повышенными характеристиками пробития. Серийное производство бомб MOP продолжается с начала прошлого десятилетия и не является массовым, поскольку ВВС не нуждаются в больших количествах такого оружия. Кроме того, его применение возможно только с дальних бомбардировщиков B-52H и B-2A.

С 1997 г. на вооружении состоит тактическая термоядерная бомба B61 Mod. 11. Ее выполнили на основе серийной B61-7 с применением нового упрочненного корпуса. Внутри него помещается заряд переменной мощности, от 10 до 340 кт, управляемый взрывателем с задержкой.

При падении с высокой скоростью бомба B61-11 пробивает преграды толщиной до 3-6 м. Недостаток пробивной силы, в зависимости от типа цели и глубины ее нахождения, компенсируется мощностью взрыва. Термоядерная БЧ создает мощную ударную волну, разрушающую объекты на глубинах в десятки метров.

В настоящее время на вооружении ВВС США состоит шесть типов конвенциональных БЧ для бетонобойных бомб и одна термоядерная. Они способы пробивать от 1-1,5 м до 50-60 м бетона с последующим поражением живой силы и оборудования бункера. С их помощью строится значительное число бомб с теми или иными особенностями. Ряд образцов американской разработки поставляется за рубеж – партнерам по НАТО и внеблоковым государствам.

Ближневосточный прогресс

В прошлом на вооружении ВВС Израиля имелись проникающие бомбы только американского производства. В дальнейшем были приняты меры по созданию собственного оружия этого класса. Первым образцом такого рода стало изделие MPR-500 от компании Elbit Systems, представленное в 2012 г. Как отмечала организация-разработчик, целью проекта являлось создание бомбы с боевыми качествами на уровне американской Mk 84 в габаритах Mk 82. Кроме того, обеспечили унификацию с этими изделиями по взрывателю, системам наведения и т.д.

MPR-500 имеет обтекаемый усиленный корпус с хвостовыми рулями. Масса изделия – 230 кг. Имеется спутниковая система наведения. При разгоне до 330 м/с бомба способна пробить до 1 м железобетона или 4 перекрытия между этажами. После пробития преграды обеспечивается сплошное поражение живой силы в радиусе 23-25 м с разлетом отдельных осколков до 80-100 м.

Изделие Elbit MPR-500 производится серийно и поставляется военно-воздушным силам Израиля. Сообщается о случаях боевого применения такого оружия. Подробности неизвестны, но указывается высокая точность и эффективность против защищенных объектов.

Свой первый вариант бетонобойной авиабомбы в 2016 г. представила Турция. Предприятие TÜBİTAK SAGE разработало изделие NEB. Проникающая боевая часть имеет длину 2,6 м при диаметре 457 мм. Масса – 870 кг. БЧ типа NEB имеет два заряда. Под головным обтекателем находится лидирующий кумулятивный с ВВ PBXN-110, обеспечивающий первоначальное пробитие цели. За ним расположен основной упрочненный корпус с фугасным зарядом состава PBXN-109. К хвостовой части БЧ стыкуется блок с аппаратурой управления и наведения – предлагаются блоки турецкого или иностранного производства.

В ВВС Турции авиабомба NEB должна применяться истребителями-бомбардировщиками F-4E/2020. Минимальная пробиваемость БЧ с двумя зарядами заявлена на уровне 2,1 м железобетона. Основной заряд обеспечивает поражение живой силы за преградой в радиусе десятков метров.

В 2016 г. авиабомба NEB поступила на вооружение ВВС Турции и, вероятно, пошла в серию. Какие-либо сведения о производстве, его объемах и стоимости отсутствуют. О применении по реальным целям тоже не сообщалось.

Серия «БетАБ»

На вооружении ВКС России в последние десятилетия поступили несколько типов бетонобойных бомб с разными характеристиками и возможностями. Изделия с разным оснащением способны эффективно поражать как заглубленные сооружения, так и взлетно-посадочные полосы. Кроме того, обеспечена совместимость со всеми современными ударными самолетами фронтовой авиации.

Авиабомба БетАБ-500 представляет собой изделие длиной 2,2 м диаметром 330 мм и массой менее 480 кг. Внутри толстостенного корпуса с прочной головной частью помещается 76 ТНТ. На ее основе создано изделие БетАБ-500У, отличающееся наличием ракетного ускорителя. В хвостовой части ее корпуса помещен заряд твердого топлива, обеспечивающий разгон при падении. За счет внедрения ускорителя длина бомбы увеличилась до 2,5 м, масса – до 510 кг, но заряд ВВ сокращен до 45 кг.

Штурмовая бетонобойная бомба БетАБ-500ШП.

Набирая скорость при падении, бомбы БетАБ-500(У) способны пробивать более 1,2 м железобетона и свыше 3 м грунта. Базовая БетАБ-500 должна сбрасываться с больших высот. Изделие с ускорителем применяется с высоты от 150 м – затем она самостоятельно развивает требуемую скорость.

Также разработана специализированная «штурмовая» бетонобойная бомба БетАБ-500ШП. За счет особой конструкции она показывает повышенную эффективность против ВПП и иных подобных сооружений. Эта бомба незначительно длиннее других изделий и весит только 424 кг и несет 350 кг ТНТ. Бомба оснащена ускорителем и парашютом. После сброса выбрасывается парашют, обеспечивающий торможение и дающий самолету время для ухода из опасной зоны. Затем ускоритель разгоняет бомбу. БетАБ-500ШП пробивает не менее 550 мм железобетона, а при подрыве оставляет воронку диаметром 4-5 м.

Прошлое и будущее

Проникающие (бетонобойные) бомбы в их нынешнем виде появились в период Холодной войны в связи с активным строительством заглубленных и подземных сооружений для размещения тактически и стратегически важных объектов. Для борьбы с ними понадобились новые авиационные средства поражения, ядерные и обычные. Целый ряд образцов того времени, а также более новые изделия той же идеологии до сих пор остаются на вооружении.

В ходе нынешних локальных конфликтов бункеры не являются распространенной и частой целью для авиаударов. Тем не менее, бетонобойные бомбы не только сохраняются в арсеналах, но и продолжают свое развитие. Именно в последние годы были созданы наиболее мощные образцы, а список разработчиков такого оружия пополнился новыми странами. Некоторые из них, насколько известно, даже использовали такие бомбы в реальных операциях.

Таким образом, бетонобойные бомбы, несмотря на ограниченный круг решаемых задач, остаются важной составляющей арсеналов развитых ВВС и будут сохранять такой статус в будущем. Это означает, что производство существующих образцов продолжится, а на смену им будут приходить новые.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]