В Госдуме находится законопроект, который еще до рассмотрения депутатами вызвал ожесточенные споры в обществе. Этот документ инициирует изменения в механизме призыва граждан на военную службу. Каким он должен стать и чем вызвана необходимость таких нововведений, в беседе с корреспондентом "РГ" объяснил один из авторов законопроекта председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.
Виктор Алексеевич, напомните, в чем суть ваших предложений?
Виктор Озеров: Мы выступаем за отмену существующей практики, когда повестки военкомата разносят по местам проживания, работы или учебы граждан и там же вручают их призывникам под роспись. Все должно быть иначе. Настала пора идти в армию, значит, молодому человеку нужно самостоятельно явиться в комиссариат, получить повестку, пройти медкомиссию, выслушать вердикт призывной комиссии и далее действовать в соответствии с этим решением.
Не пришел в военкомат в течение двух недель со дня опубликования указа президента о призыве, - значит, уклоняешься от военной или альтернативной гражданской службы и можешь быть привлечен к ответственности - вплоть до уголовной.
Вы думаете, после этого молодежь повалит в армию?
Виктор Озеров: Предлагаемые изменения, по нашему мнению, отвечают потребностям развития гражданского общества.
Они продиктованы необходимостью создания законодательных условий, которые бы способствовали росту правосознания, активности и ответственности гражданина, общества и государства. В данном случае - в сфере воинской обязанности и военной службы.
Мы убеждены, что новации позитивно скажутся на судьбе ребят, которые сознательно идут служить. Тем же молодым людям, которые годами избегают вручения повестки, наш законопроект дает шанс измениться, стать гражданином "не по паспорту".
Кроме того, эти нововведения закроют еще одну лазейку для коррупции при организации и проведении призыва, сократят финансовую выгоду у всякого рода "адвокатов", которые наживаются на уклонистах.
А еще - изменения в законе приблизят нас к балансу между правами, обязанностями и ответственностью граждан, независимо от их социального положения. То есть существенно расширят базу призыва. При этом откроются новые возможности для увеличения количества отсрочек.
Противники ваших идей говорят, что новации только добавят проблем ребятам из глубинки. Добираться до военкомата им не всегда удобно.
Виктор Озеров: Это - надуманная проблема. На самом деле изменения практически не коснутся граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и отдаленных местностях, тех, кто занят на посевных и уборочных работах, а также педагогических работников образовательных учреждений. Напомню, что для них Законом "О воинской обязанности и военной службе" установлены свои сроки призыва и другие процедуры явки в военкомат.
Да и вообще северяне, сельская молодежь от службы, как правило, не бегают.
Зато горожане в этом здорово преуспели.
Виктор Озеров: Что есть, то есть. Однако стричь всех под одну гребенку я бы не стал. Ежегодно 1,5 миллиона законопослушных граждан добросовестно являются на призывные комиссии. Но и число уклонистов растет. Нас особенно тревожит увеличение числа парней, которые всячески избегают вручения повестки. Меньше чем за два года рост составил 15 процентов - до 189,5 тысячи человек. Если к ним добавить 46,5 тысячи тех, кто переехал, но не снялся с воинского учета по прежнему месту жительства, набирается 236 тысяч. Это в полтора раза больше весеннего призывного набора.
И ведь призвать их к ответу непросто.
Виктор Озеров: Совершенно верно. Действующий ныне порядок таков, что граждан, не получивших повестку на руки, не расписавшихся за уведомление из военкомата и не явившихся в комиссариат, как правило, не признают уклоняющимися от военной службы.
Получается, что человека, сознательно или несознательно избежавшего встречи с представителем комиссариата, не расписавшегося за уведомление о вызове в военкомат, привлечь к ответственности практически невозможно. Этой лазейкой в законодательстве уже 14 лет и пользуются уклонисты. А мы пытаемся навести в данном вопросе порядок.
Вы постоянно употребляете слово "мы". Кого имеете в виду?
Виктор Озеров: Мы - это авторы законопроекта, среди которых руководители и члены профильных комитетов Совета Федерации, заместитель председателя Комитета ГД по обороне Франц Клинцевич и наши многочисленные сторонники. А формально данное предложение поступило от Координационного совета уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе. Совет направил обращение к председателю Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко по вопросам призыва. Предложение дельное, поэтому мы в Комитете подготовили законопроект.
Судя по первой реакции, правозащитники как раз и выступают против нововведений.
Виктор Озеров: Я читал их комментарии и вот что скажу. Право нельзя трактовать двояко, придерживаться его в одном случае и игнорировать в другом. Когда общественные организации выступают на стороне солдат и борются с дедовщиной, то есть отстаивают законные права призывников, - это можно только приветствовать. Но ведь есть еще право и обязанность государства защищать своих граждан от внешних и внутренних угроз. Для реализации таких функций существует армия. Называть сложившуюся практику ее комплектования "призывным рабством", чем нередко грешат правозащитники, значит, избирательно подходить к правовым нормам. А прикрывать и оправдывать уклонистов, на мой взгляд, не просто незаконно, но и аморально. |