15.04.2015   1070   Stimul  

Потянем ли мы круговую оборону?

7 мая в Москве ожидается подписание документов о вступлении Киргизии в Евразийский экономический союз. Между тем, экономика Киргизии к членству в ЕАЭС все еще не готова. Непонятно, чем заменить знаменитый на всю Среднюю Азию рынок "Дордой", через который идет огромный поток китайского ширпотреба, позволяя выживать населению бедной республики. Ведь общее таможенное пространство положит конец мелкооптовой приграничной торговле.

Положение усугубляется тем, что из-за девальвации рубля киргизские гастарбайтеры стали присылать домой меньше денег. Власти страны делают ставку на инвестиции. В частности, на "Киргизско-российский фонд развития", который, в частности, будет предоставлять долгосрочные кредиты сельхозпроизводителям за счет российских источников.

Это естественно и понятно: внешняя политика бесплатной не бывает. Россия больше не может игнорировать рост военных и террористических угроз по периметру своих границ. Но Киргизия, заключившая не так давно соглашение на поставку оружия из РФ общей стоимостью $1 млрд – лишь один из наших реципиентов. Как известно, на днях Москва объявила о вложении более $1 млрд в оборону Таджикистана от возможной агрессии со стороны афганских исламистов.

Расходы намечаются и на Каспии, где Россия пытается помешать прокладке Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан, а придерживающийся номинального нейтралитета Ашхабад запросил военной помощи США и уже заручился готовностью Вашингтона ее предоставить. Формально — в свзязи с угрозой вторжения исламистов из Афганистана, но нельзя исключать, что эта помощь будет использована, в том числе, и для модернизации туркменских ВМС.

При этом Иран, который в "каспийской пятерке", как и Россия, выступает против ТКГ, сейчас переживает ренессанс в отношениях с Западом и готовится к снятию санкций. Возможно одной из уступок, на которые Тегерану придется ради этого пойти, будет смягчение его позиции по каспийскому углеводородному транзиту. И тогда России на Каспии придется отстаивать свои геоэкономические интересы в одиночку.

В этой ситуации Москве предстоит, как минимум, усилить Каспийскую флотилию, притом, что судостроительные мощности загружены заказами для ЧФ и других флотов. Судя по отсрочкам спуска на воду новых военных кораблей, этих мощностей уже сейчас не хватает (часть важных верфей после распада СССР остались в украинском Николаеве).

А ведь есть еще эскалация конфликта в Карабахе, которая, в случае развязывания там полномасштабной войны, неминуемо вовлечет в нее 101 базу ВС РФ в армянском Гюмри — тем более, что в Азербайджане грозят Карабахом не ограничиться и дойти до Еревана. Постоянно растет и вероятность размораживания конфликта в Приднестровье, где находится российский военный контингент.

Нет необходимости лишний раз доказывать, что все эти вызовы, за исключением, пожалуй, Карабаха, так или иначе связаны с попытками Запада отвлечь ресурсы России от Украины и втянуть Москву в новую гонку вооружений даже без открытия "второго фронта" — для этого достаточно общего роста напряженности. Несмотря на заявления первых лиц РФ о намерении избегать "ошибок СССР", оборонные и прочие расходы, связанные с поддержанием стабильности на рубежах, России нести придется. И уже ясно, что они будут больше, чем хотелось бы правительству.

Ситуация внутри страны этому, мягко говоря, не способствует. В условиях, когда приток денег в экономику РФ уменьшился, а их воровство продолжается, необходима быстрая коррекция социальной реальности. Однако антиофшорное законодательство так и не заработало: выведенные капиталы, несмотря на замораживание счетов россиян в Испании и Британии, так и не вернулись на родину. Борьба с коррупцией тоже не выглядит системной — Реймер и Хорошавин воспринимаются как яркие, но пока частные случаи. Президент ограничивается мягкими увещеваниями элитариев и, в целом, верен доконфронтационной парадигме: "Посадки это не наш путь" и "У нас не 37-й год".

В такой ситуации бремя подготовки страны к долгому геополитическому противостоянию несет, в основном, население (девальвация, инфляция), малый и средний бизнес (рост налогов, падение внутреннего спроса). Богатейшие россияне, сидящие на экспортных потоках и административной ренте, издержки терпят лишь выборочно, и то скорее в силу западных санкций. Это создает предпосылки для роста напряженности в и без того расколотом обществе. Между тем, сила "крымского" клея, сплотившего год назад его сословия, ослабевает. Ведь запрос на обновление страны так и остался неудовлетворенным.

Потянет ли Россия в такой ситуации новую превентивную оборону по всему периметру границ? Что нам делать с попытками партнеров по ОДКБ вести двойную игру и выстраивать параллельные отношения с НАТО — притом, что конфронтация между РФ и альянсом уже обозначена предельно четко, а территория бывшего СССР осознана всеми как будущий театр военных действий? Не превратятся ли ближайшие соседи, несмотря на их разное и очень неоднозначное к нам отношение, в неблагодарную финансовую черную дыру, притом, что одна такая дыра — олигархи и чиновники — у России уже есть?

Все опрошенные "Росбалтом" эксперты считают подобного рода расходы для России неизбежными и необходимыми, но не все уверены в способности страны нести их длительное время и в одиночку.

"Вопросы экономики военно-стратегических тем сейчас более чем непрозрачны, — говорит эксперт Центра стратегической конъюнктуры Михаил Чернов. — Это тот самый "туман войны", из которого вышли "вежливые люди". Вместе с тем, угрозы нарастают не только для России, но и для Средней Азии и Кавказа, поэтому взаимодействие РФ и ее ближайших соседей эксперт считает неизбежным. "Например, с Белоруссией оно отработано прекрасно, у нас практически одна армия. Что касается Средней Азии, то это насущные нужды обороны, и не факт, что эти расходы нас перенапрягут, — отмечает Чернов. – Например, значительные средства могли быть аккумулированы в последние полгода, в связи с колебаниями валютных курсов".

По мнению кавказоведа Андрея Арешева, учитывая сложную и противоречивую ситуацию в Средней Азии, России надо вкладываться, прежде всего, в собственную инфраструктуру, хотя, вооружая на льготных условиях южных соседей, она также действует в своих интересах. Однако на юге заботу о безопасности России пора разделить в рамках ШОС с Китаем и Ираном, для которого угроза исламистов на афгано-туркменской границе тоже актуальна. Если усилия Москвы не будут эксклюзивными, ресурсов у России должно хватить, считает эксперт.

Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов военной угрозы со стороны Каспия для России не видит. По его словам, силы Каспийской флотилии РФ превосходят совокупную боевую мощь всех других четырех прикаспийских государств вместе взятых. "Наши ракетные катера "Татарстан" и особенно "Дагестан" — а это большие корабли, не стоит обращать внимание на название класса — способны в одиночку выдержать бой со всем флотом Казахстана или Туркменистана одновременно", — говорит Куртов. Кроме того, ввести серьезные суда на Каспий можно только по Волге, а этого сделать Россия никому не позволит. Полное господство, по мнению эксперта, РФ сохраняет и воздушном пространстве региона.

Вызовы с территории Украины эксперт считает куда более серьезными. "Во-первых, это угроза втягивания России в войну, — перечисляет он. — Во-вторых, это угроза вступления Украины в НАТО и появления войск альянса на украино-российской границе. Если первую угрозу еще можно нейтрализовать дипломатическими средствами или, в крайнем случае, авиацией, то столкновения с НАТО Россия себе позволить не может. Поэтому в любом случае ей придется тратить гигантские средства на укрепление своих западных рубежей, и это будет непосильным бременем".

Однако ресурсы — это не только средства на армию и ополчение, это еще и союзники, отмечает Аждар Куртов. "У нас их мало, страны ОДКБ невелики и не всегда надежны. Но к счастью есть еще Китай. Речь не о том, что он будет воевать вместе с нами: у нас с КНР нет военного союза. Но есть надежда, что Китай приложит максимум политических усилий, чтобы не допустить разгрома или нападения на Россию, — говорит эксперт. – Просто потому, что следующим будет он сам".

И похоже, это не только экспертное мнение. "Я считаю, что если мы работаем в интересах КНР, то работаем и в своих интересах", — так прокомментировал глава "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин поставку Китаю новейшей системы ПВО С-400, которой пока не хватает самой российской армии. Есть вероятность, что китайцы систему клонируют и начнут выпускать ее уже сами. Тем не менее, Москва на это пошла, хотя согласно указу Владимира Путина КНР должен был получить С-400 не ранее 2016 года, то есть после планового оснащения системами Вооруженных Сил России.

Видимо, мы не недооцениваем всей глубины и масштаба "поворота России на Восток".


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]