Одноместный ударный вертолет Ка-50 уступил в битве технологий двухместному Ка-52 «Аллигатор». Учтя все плюсы и минусы, ВВС окончательно отказались от «Черной акулы».
Поэтому в госпрограмме вооружений до 2020 года закупки Ка-50 не запланированы, а шесть оставшихся машин продолжат службу в качестве учебных, но в боевой строй не вернутся. Сейчас эти одноместные боевые вертолеты собраны в учебном центре в городе Торжке Тверской области, где проходят переподготовку летчики армейской авиации.
Так как вертолет Ка-50 почти ничем не отличается от своего приемника Ка-52, вертолетчики могут осваивать на нем пилотирование Ка-52.
Роковую роль в отказе от Ка-50 сыграло отсутствие второго пилота: один летчик не может и лететь, и стрелять. А уровень автоматики пока не позволяет отдать управление вооружением компьютеру.
"В одноместном вертолете летчик вынужден управлять и вертолетом, и сложным вооружением. В двухместном Ка-52 один пилот ведет вертолет, а другой стреляет. Это повышает и безопасность управления, и точность стрельбы. Поэтому предпочтение было отдано "Аллигатору"," — cообщил представитель ВВС России.
Кроме того, в Ка-52 реализовано двойное управление — у каждого летчика есть рукоятка управления и педали. Если одного из них ранит или убьет, другой выведет машину из боя. Специалисты считают, что в отличие от Ка-50, Ка-52 может использоваться как командирский вертолет: вместо наводчика в кресле второго пилота может сидеть командир звена или эскадрильи.
Из кабины Ка-52 командир может наводить на противника другие машины, распределяя между ними цели. Благодаря этому эффективность операции резко возрастает — вертолеты получают возможность поразить больше целей и с большей точностью.
В настоящее время в войсках находится около 10 вертолетов Ка-50, из них могут подняться в воздух не более шести машин. Остальные либо уже списаны, либо используются как учебные пособия при подготовке техников, которые должны будут обслуживать близкий по конструкции Ка-52.
Летающие Ка-50 используются в Центре боевой подготовки в Торжке в учебных целях в ходе переподготовки пилотов на Ка-52, которые в настоящее время производятся серийно — уже сейчас ВВС заказали больше 100 таких машин.
Одноместная схема в свое время стала «гвоздем» Ка-50. Предполагалось, что современная система управления вооружением позволит компенсировать отсутствие на борту второго члена экипажа — пилота либо оператора систем вооружения. Однако, добиться этого не удалось. |