Уже со следующего года все российские предприятия военно-промышленного комплекса могут войти в новое некоммерческое партнерство. Целью объединения станет заключение соглашения жизненного цикла по военной продукции, что, по версии разработчика инициативы — госхолдинга ОАО «Оборонсервис», который управляет активами Минобороны и является практически монопольным поставщиком для нужд силовиков,— позволит существенно сократить расходы на сервис и техподдержку нужд военных.
• Предложение уже поддержало Минэкономики, реализовавшее тот же принцип в законопроекте о федеральной контрактной системе: документ может поступить в правительство до конца 2011 года.
• О том, что все предприятия военно-промышленного комплекса могут уже со следующего года объединиться в некоммерческое партнерство, газете «Коммерсант» рассказал гендиректор ОАО «Оборонсервис» Сергей Хурсевич. ОАО «Оборонсервис», созданное в 2008 году для управления активами Минобороны, в том числе и само занимается сервисным обслуживанием военной техники в интересах министерства.
• Поводом для создания некоммерческого партнерства (НП), как пояснил собеседник, стал тот факт, «что сейчас на российском рынке практически по всем секторам военно-промышленного комплекса (и по значительной части гражданских секторов) отсутствует поддержание жизненного цикла изделия на всех стадиях. В результате выпускаются очень хорошие изделия, но должный сервис не обеспечивается»,— заключил господин Хурсевич.
• По словам господина Хурсевича, с этой идеей «Оборонсервис» обратился в Минэкономики примерно полгода назад и получил поддержку. «Мне трудно сказать, когда вопрос будет решен, министерство должно внести этот проект на утверждение в правительство. Надеюсь, что положительное решение будет уже в этом году»,— отметил он.
• Представитель Минэкономики информацию о создании некоммерческого партнерства подтвердил, отметив, что «детали соглашения пока находятся в процессе разработки». Положительную оценку этого проекта со стороны Минэкономики собеседник «Коммерсанта» объяснил тем фактом, что сейчас само министерство занимается согласованием и проработкой федеральной контрактной системы (ФКС), выстроенной по аналогичному принципу — заключение соглашений «под ключ».
• Как анонсировала в начале сентября министр экономики Эльвира Наибуллина, в случае принятия закона «О федеральной контрактной системе» в конце 2011 — начале 2012 года, «внедрение ФКС в полном объеме будет занимать как минимум три года».
• Внедрение этой схемы должно помочь и самим военным, несмотря на то, что 19,5 трлн. рублей, выделенные для госпрограммы вооружения до 2020 года, хоть и рекордная сумма, но минимальная для обновления всей военной номенклатуры в стране. Еще в апреле прошлого года в интервью Bloomberg в этом признался министр обороны Анатолий Сердюков. «Мы могли бы запросить больше, но существует понимание того, что бюджет не поднимет таких расходов»,— пояснял министр.
• Какая изначально сумма запрашивалась у Минфина, господин Сердюков не уточнил. Зато это в июне 2010 года сделал временно исполнявший обязанности начальника вооружения Минобороны генерал-лейтенант Олег Фролов, признавшийся, что для реализации всех программ необходимо 36 трлн. рублей. В эту сумму было включено обновление всех составляющих вооруженных сил без учёта их реального технического состояния.
• Сумма в 19,5 трлн. рублей — это тот минимум, который способен обеспечить необходимую закупку единичной продукции (такой как ракетные комплексы «Тополь» и «Ярс»), а также обновление парка военной техники. То есть, при необходимости часть заменялась бы на новые образцы — это относится, например, к парку авиатехники.
• В отдельных случаях, таких как ситуация с танками, которых в Минобороны насчитывается порядка 8 тыс. единиц, велась бы последовательная модернизация, позволяющая увеличить жизненный цикл изделия за сумму, куда меньшую стоимости нового изделия. Источники в Минобороны сходятся во мнении, что обеспечение необходимой технической поддержки боевой единицы в течение длительного времени могло бы позволить поддерживать парк военной техники в значительно лучшем состоянии, нежели это было в постсоветское время. |