О том, что возможное назначение главкома Внутренних войск (ВВ) генерала армии Николая Рогожкина (на фото) начальником Генштаба Минобороны РФ может означать первый шаг на пути создания Национальной гвардии России, «Политком.Ру» писал еще на прошлой неделе. Вчера эта вероятность подтвердилась информацией «Независимой газеты», которая со ссылкой на свои источники сообщила, что Минобороны совместно с Советом безопасности и администрацией президента готовит новый План обороны страны, исходя из задач, поставленных премьером Владимиром Путиным в программной статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России». Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков опроверг эти слухи. Однако это вовсе не означает, что создание Национальной гвардии снято с повестки дня.
В последний раз неудачная попытка создать Национальную Гвардию была предпринята в 2004 году, когда была проведена большая «силовая» реформа. Тогда в прессе писалось, что МВД может быть разделено на криминальную полицию (федерального подчинения), милицию общественной безопасности (компетенция региональных властей) и национальную гвардию (на базе нынешних внутренних войск). Национальная гвардия защищает основы конституционного строя и подчиняется напрямую Верховному главнокомандующему, коим в России является президент РФ. Первый опыт создания Национальной гвардии был во Франции: в период начала Великой Французской революции, были созданы народные отряды ополченцев для защиты улиц Парижа от беспорядков. Это был отдельный от армии силовой ресурс маркиза де Лафайета. Но менее чем через 100 лет Франция отказалась от этого института, Национальная гвардия была повсеместно распущена.
Сегодня единственной развитой страной, где используется Национальная гвардия, валяются США. Национальная гвардия может использоваться как для поддержки Армии и ВВС США во время вооружённых конфликтов, так и для выполнения различных задач внутри страны (ликвидация последствий стихийных бедствий, поддержание правопорядка в случае массовых волнений и др.), являясь в таких случаях эквивалентом внутренних войск. Численность Национальной гвардии на 2004 год составляла около 450 000 человек. В России эти функции выполняют самые разные структуры, начиная с войск МЧС и заканчивая внутренними войсками, на основе которых и предлагается строить российскую Национальную гвардию. Помимо войск МЧС и ВВ, по данным «НГ», туда планируется включить части сил и средств, входящих в ВДВ, ВВС, ВМФ и военную полицию Минобороны. Задача Национальной гвардии, как сообщил источник «НГ» в военном ведомстве, – обеспечение безопасности страны и защита конституционного строя. Очень похоже на то, что делал Лафайет в революционной Франции в 1789 году, созидая, прежде всего, контрреволюционную силу.
Мотивы власти в этой связи могут быть подстёгнуты новой политической ситуацией в России. Страх уличных беспорядков, «оранжевой революции», ливийского сценария и прочих проявлений «весны», подталкивает власть к настаиванию более дееспособных, слаженных механизмов реагирования на внутренние угрозы.
Но есть здесь и два других важных фактора, которые создают более благоприятные условиях для реформы. Первый фактор – это политическое ослабление той части военной и силовой корпорации, которую затрагивает реформы. Глава МЧС Сергей Шойгу уходит в отставку и переезжает руководить Московской областью. Кресло под министром Рашидом Нургалиевом качается давно, да и влиятельным он никогда не был даже внутри собственного ведомства, известного своей полицентричностью кланов. Наконец, министр обороны Сердюков, то ли сохранит свой пост, то ли нет, но вот глава Генштаба Николай Макаров, вероятно, уходит точно. По сути, возглавить сопротивление реформе просто некому. К тому же, и глава ВВ Николай Рогожкин вроде бы перемещается на место Макарова.
Третий фактор позволяет образоваться столь резкому консенсусу власти и общества относительно реформы: доверие населения к органам правопорядка сильно подорвано. Сейчас любая реформа пройдет на ура, да и само понятие «Национальная гвардия» звучит патриотично и масштабно. Чем не грандиозный проект для начала нового президентства Владимира Путина?
Тем не менее, вчера Дмитрий Песков опроверг информацию «Независимой газеты», что, в общем, может означать только две вещи: либо говорить об этом пока преждевременно и решение очень сырое, либо оно готовится, и власть просто хочет избежать межкорпоративных войн на этой почве. Конечно, может быть о Национальной гвардии в Кремле и вовсе не говорят. Но против этого - политические, кадровые, социологические факторы, которые указывают на то, что даже если в Кремле и не говорят об этом, то должны заговорить в самое ближайшее время. |