О флотской службе | |
Не умеешь, научим! Не хочешь, заставим! (Любимая поговорка, мичмана Гаврилюка.) Начало. (учебный отряд подплава, учебные будни, окончание учебного отряда, распределение на подводные лодки) Прибыли мы два взвода, кандидатов в курсанты в 51 учебный отряд подводного плавания в конце августа 1960 года. Взвод штурманов и взвод минеров-торпедистов, будущих, разумеется. А также будущих великий флотоводцев флота российского. Позади конкурсные экзамены, всяческие медицинские и мандатные комиссии, где просеивали через мелкое сито. Тщательно проверяли здоровье. Особенно подкосила многих абитуриентов барокамера. В городах и весях Советского Союза откуда прибыли абитуриенты, такого устройства не было, а эластичность барабанных перепонок и другие дефект носа, ушей и глотки, выявить можно было только с помощью барокамеры. В нее запускали десять человек, со старшекурсником-инструктором и повышали давление до одной атмосферы. Это равносильно погружению в воду на глубину десять метров. Тот кто нырял на глубину даже пяти метров, знает как давит водяной столб на уши. Постепенно повышалось давление и инструктор наблюдал за реакцией испытуемых. Кто-то не мог терпеть сильных головных болей или терпел изо всех сил и падал в обморок. Давление сбрасывали и не выдержавших испытание безжалостно отчисляли. Потом врач еще осматривал народ и у кого обнаруживал покраснение в ушах, также отчисляли. С мандатной комиссией было проще. Чекисты на местах тщательно проверяли всю подноготную поступающего, отчислений практически не было. К концу вступительных экзаменов из 500 прибывших поступать, осталось менее сотни, некоторым непрофилирующие предметы, типа химии, иностранного языка разрешали пересдавать повторно. Профилирующими были литература, математика устно и письменно и физика. При зачислении кандидатом в курсанты с каждым беседовал начальник училища контр-адмирал Плотников. Краткое пояснение. В 1960 году решили перед учебой в военных училищах, сначала зачислять кандидатом, после успешного прохождения кандидатского стажа сроком в один год в рядах Вооруженных Сил Союза в качестве рядового солдата или матроса, в зависимости от училища. Это нововведение, в принципе, неплохое. Так как за время кандидатского стажа, матрос или солдат мог узнать ближе службу и решить продолжать ее как срочную службу или в качестве курсанта училища, с дальнейшей карьерой офицера. Продолжалось это года два, а потом было отменено, много кандидатов не возвращалось в училища. Хорошее начинание, но плохое исполнение, как всегда у нас подвело. Наше училище готовило офицеров-подводников и нас отправили сначала в учебный отряд подплава, где мы должны пройти ускоренный курс молодого бойца, основные навыки строевой подготовки, а также караульной службы, устройство подводной лодки и разных типов торпед. Короче, то что матросы срочной службы изучали за год, мы должны пройти по ускоренной программе за четыре месяца. Затем служба на подводных лодках Тихоокеанского флота, месячный отпуск и начало учебы в качестве курсанта у училище. Итого вместе с кандидатским стажем получалось шесть лет. Как в медицинском институте. И на выходе получали звание лейтенанта и гражданскую специальность инженер-электрик, это на минно-торпедном факультете. Штурмана, я уже не помню, вроде, как учителя-математика. Да это и не важно. Разговор о другом. О не удачном эксперименте, кандидатов в курсанты. При Никите Сергеевиче Хрущеве много было разного, как на флоте и армии, так и в гражданской жизни. Очень деятельный был Никита Сергеевич. Очень! И вот началась моя служба в качестве курсанта-подводника, минера-торпедиста-комендора, которые относились к БЧ-2 и БЧ-3. На подводной лодке, артиллерии не было. Была раньше зенитная установка 110 ПМ, но потом ее не стали ставить. Основное вооружение дизельной подводной лодки 613 проекта, были торпеды. Но до ПЛ, нужно было еще дойти. Первым делом нам выдали всем новое обмундирование. И сразу же его нужно было промаркировать, хлоркой в укромных местах написать свои инициалы. И научиться кучу разных форменок, кильсонов, роб, бушлата и шинели упаковать в маленький вещь мешок. Это был дикий ужас, такой маленький вещь мешок и куча всякого барахла. Но потренировавшись все было уложено и даже маленько осталось места. Это был мой первый опыт по укладке своего вещевого довольствия в свой личный вещь мешок. Следующий этап, это подшивка белого подворотничка, к бушлату. Вернее не бушлату, а специального грудничка или ошейника, который застегивался на шее, когда объявлялась ношение формы 4, это верхняя одежда был бушлат, форма 5, это уже была шинель, а ошейник оставался прежним или их было два, уже не помню. Видимо у наших непосредственных начальников это был отработанный ритуал начального вступления курсантов учебного отряда в службу. И начались будни курсантской службы, между подъемом и отбоем. Маршировка по кругу на плацу, отработка основных строевых приемов. У меня были основные навыки. Их я освоил еще на военном деле в школе. Да и с координацией движения рук и ног у меня было все в порядке и особых затруднений я не испытывал. Но несколько человек взвода были, у которых с началом движения, когда шла левая нога и правая рука, они почему-то с левой ногой делали отмашку левой рукой. Получалась несуразица или асинхронное движение в строю. Их гоняли дополнительно. Утром подъем, заправка постелей в казарме, зарядка, завтрак и на плац. Утренний осмотр. Запомнился первый. Старшина Зверев не торопливой походкой проходил мимо замершего строя курсантов и внимательно всматривался в лица. Затем вернувшись на исходную позицию, к средине строя объявил несколько фамилий, в том числе и мою. Выйти на два шага из строя. Я был в недоумении. Оказывается нам нужно было срочно побриться и доложить. На все и про все давалось десять минут, а это нужно было добежать до казармы, найти бритву, которой у меня и у моих товарищей не было. Я еще ни разу в жизни не брился, у меня был только черный пушок на верхней губе. На это и рассчитывал старшина Зверев, вот в этом и был кайф и развлечение для них и разнообразие. Я не роптал и не возмущался, уже понял, что это чревато и могу схлопотать наряд на камбуз или еще в какую-нибудь дыру.... Все было сделано во время и доложено. Так я стал бриться. Сначала раз в месяц, а потом чаще и чаще. Также натаскивали нас на подъеме и отбое, это обычно проводилось после вечерней поверки. Отбой, подъем. Отбой, подъем. За сорок пять секунд нужно было уложиться при подъеме и сорок пять минут при отбое. Все во взводе научились довольно быстро, шибко спать хотелось. Были эксцессы утром, не все сразу врубались и просыпались. Если один из взвода в норматив не укладывался, то вечером, ожидалась тренировка. Все просто и прямолинейно. Все было отработано до мелочей. Не мы первые, не мы последние. Правда, мы были первые, два взвода будущих офицеров флота, как оказалось в дальнейшем и последние. Начинание оказалось неудачным и не жизнеспособным. Как впрочем и многие начинания в нашей стране. Но это я уже понял потом, когда узнал, почем фунт лиха! Продолжение следует... | |
|
0 | |