Непотопляемый Сердюков | |
Экспертное сообщество теряется в догадках: почему новоизбранный президент Владимир Путин при недавнем утверждении нового состава правительства оставил в нём Анатолия Сердюкова в той же должности министра обороны?
Действительно, за пять с лишним лет, что Сердюков находится во главе военного ведомства, и за три с половиной года проводимых им реформ министр редко удостаивался доброго слова. Даже единороссы не пели ему привычных дифирамбов, не говоря уже о том, какой нещадной критике подвергался он со стороны оппозиционных партий и общественных деятелей. И ведь не просто так. Сердюков и преобразования проводил по принципу "ломать - не строить", и с оборонно-промышленным комплексом разругался: мол, плохие вооружения производите, будем их за рубежом закупать... Поэтому многие полагали, что судьба Сердюкова предрешена - на пост министра обороны будет назначен другой человек, которого лояльно примут и в армии, и в "оборонке", и в политических структурах, и в обществе. Но этого не случилось. Сердюкову предстоит продолжить начатые "реформы". Посмотрим вкратце, что же он сотворил с армией за пятилетку своего руководства ей. Реформа свалилась на головы военных, как снег на голову. При этом никакого конкретного плана, никаких экспертных проработок не было. Экспериментов, как водится в таких случаях, тоже не проводилось. Последствий нововведений никто не просчитывал. Впечатление такое, что все планируемые мероприятия верстались "на коленке", самим министром утверждались походя и тут же его волей претворялись в жизнь. Подобная реформаторская практика сказалась тут же. Вот пара характерных примеров. Сначала ликвидировали институт прапорщиков и мичманов, а потом увидели, что их некем заменить. Сержанты-контрактники, назначенные на освободившиеся должности, явно не тянули. Пришлось с нуля создавать систему их подготовки. Хотели "подучить" их за считанные месяцы, да не тут-то было - пришлось увеличивать сроки учёбы почти до трёх лет (лишь недавно состоялся первый выпуск). Сократили большое число офицеров, прежде чем увидели, что на сложнейшей технике стало некому работать. Схватились за голову и штат специалистов со звёздами на погонах вновь увеличили сразу на 70 тыс. По сути, была сведена на нет система военного образования, которая ещё до недавнего времени считалась лучшей в мире. Как считает президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, ныне за эталон взят явно "американский образец системы военного образования, сути которого реформаторы из Минобороны во главе с министром Сердюковым не понимают". Непосредственно в армии бесконечный поток наспех подготовленных и неумело разъясняемых реорганизаций оказывал на офицерский корпус деморализующее воздействие, которое не смогло ослабить даже частичное осуществление социальных гарантий. В самом деле, с 1 января текущего года денежное довольствие людей в погонах в разы увеличилось, и это несомненный плюс. Однако при этом была провалена двухгодичная программа обеспечения жильем действующих и увольняемых из армии офицеров. И ныне бесквартирными продолжают оставаться около 160 тыс. военнослужащих. При этом дома продолжают бездумно строиться в местах, где офицеры жить не хотят, и в десятках тысяч пустующих квартир гуляет ветер. Наряду с системой военного образования была разгромлена и организация медицинского обеспечения военнослужащих. Сердюков всерьёз намерен оставить госпитали только в Москве и Петербурге, а также в четырёх окружных центрах, и повсеместно перевести военных на обслуживание в гражданские поликлиники. Армейцы просто шокированы такой перспективой. По мнению президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова, министр обороны также "разрушил военную разведку и науку, не смог сформировать новую систему управления Вооруженных сил, взял курс на закупку иностранной военной техники и оружия, чего до него никто не делал". Несмотря на инициативы главного армейского реформатора по гуманизации армии, в ней не только не унимается "дедовщина", но и увеличилось число резонансных происшествий, связанных с этим пагубным явлением. Одновременно значительно увеличилось число преступлений среди офицеров, что из года в год констатирует Главная военная прокуратура. При этом превалирует криминал коррупционной направленности. Упал и "моральный коэффициент" офицеров: среди них процветает рукоприкладство по отношению к подчинённым и денежные поборы с них. Дошло даже до того, что в Академии Генштаба некий полковник обирал своих подопечных телефонисток: только в январе те "добровольно" отдали ему 200 тыс. рублей. В любом случае, очевидно, что армия так и не пришла к тому "новому облику", который она должна была приобрести к началу 2012 года. Тогда почему президент переназначил Сердюкова? По всей видимости, дело в том, что он, несмотря на все "издержки", в той или иной мере обеспечил высшему руководству контроль над многомиллиардными суммами, выделяемыми Вооружённым силам. А ведь, как известно, на перевооружение войск выделено до 2020 года 19 млрд. рублей - беспрецедентная сумма, которая не должна уйти в никуда. Впрочем, разгадка переназначения Сердюкова может крыться и в том, что президенту просто некуда было его пристроить. "Выше" все места уже заняты, иные же не столь "почётны" с учётом довольно высокого статуса и "выдающихся заслуг" министра. Похоже, Сердюков и сам надеялся, что, завершив реформы, уйдет на другую должность, если и не менее хлопотную, то по крайней мере более ему понятную. Если это так, то в ближайшие год-два всё же следует ждать смены главы военного ведомства. Возможно, мучительный поиск новой кандидатуры идёт уже сейчас. | |
|
2 | |
| |