Армия хочет получить суперкомпьютер, обеспечивающий 150 млрд. операций в секунду. Министерство промышленности и торговли РФ объявило конкурс на создание мощного многоядерного микропроцессора за 760 млн. рублей. Проект вошел в ФЦП №1 «Развитие вооружения» на основании постановления правительства РФ «О внесении изменений в государственный оборонный заказ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
• По замыслу заказчиков, пиковая производительность одного микропроцессора должна быть не менее 150 Gflops (способность производить 150 млрд. операций в секунду). Для обеспечения такой производительности будут использованы от 8 до 12 ядер. Для управления компьютерами, созданными на основе данных процессоров, будет задействована отечественная операционная система «Эльбрус».
Микропроцессор разрабатывается главным образом для применения в составе средств обнаружения, причем как радиолокационных, так и гидроакустических. Также его планируется использовать в компьютерных системах для моделирования испытаний систем вооружения нового поколения. Прибыль будущего разработчика определена техническим заданием в 15%, что составляет 98,8 млн. рублей.
• «Это будет суперкомпьютер на очень высоком технологическом уровне, — говорит Андрей Митрофанов, пресс-секретарь компании T-platforms. — Производительность процессора 150 Gflops — это очень неплохой показатель. Вычислительные узлы, которые мы используем у себя, поддерживают такую производительность и даже большую, но она достигается за счет работы нескольких микропроцессоров. Здесь же речь идет о достижении этого результата всего одним процессором. При этом в конечной машине таких процессоров могут быть десятки».
• Абсолютным рекордсменом по мощности среди российских суперкомпьютеров считается компьютер «Ломоносов», установленный в Научно-исследовательском вычислительном центре МГУ. Пиковая мощность машины составляет 1373.06 Tflop (1373 трлн. операций в секунду), что достигается за счет использования 33072 ядер.
• Все суперкомпьютеры в российской промышленности можно разделить на две категории. Первые в отдаленной перспективе могут привести к появлению чего-то нового, инновационного. Например, на суперкомпьютере в МГУ моделируются лекарства от рака и ВИЧ. Остальные обеспечивают практические исследования для крупных компаний. На них проводятся перспективные исследования, такие как изучение залежей полезных ископаемых, рудных и нефтегазовых месторождений.
• В данном случае речь идет о создании машины, способной поддерживать работу высокотехнологичного оборудования. «То, что занимало раньше десятилетия или годы, на суперкомпьютере можно сделать за месяц или полгода. Все модели чего-то нового, будь то самолет или сложная деталь, всегда сначала моделируется на компьютере, — говорит Митрофанов. — В начале освоения новых шельфов, когда идет активный процесс исследования, использование суперкомпьютеров сокращает бюджет в десятки, а то и сотни раз».
• В авиастроении использование своих «суперов» позволяет таким гигантам, как Boeing и «Сухой», не создавать десяток опытных образцов, а создать компьютерную 3D-модель и корректировать ее по мере проведения исследования, отмечает Митрофанов. В результате оптимизируется исследовательская и конструкторская деятельность, ощутимо снижаются сроки и стоимость работ.
• В Минпромторге не смогли оперативно прокомментировать заказ на разработку супермикропроцессора. Тем не менее, в техническом задании министерства указано, что потребность в изделии на первый год после окончания опытно-конструкторских работ составит 1 тыс. штук. На третий год после окончания – 100 тыс. штук. Цена же серийного микропроцессора должна быть не более 9 тыс. рублей. |