28.12.2020   536   Stimul  

Многоцелевые атомные подлодки типа Astute. Проблемы и их причины

В настоящее время в подводных силах Королевского ВМФ Великобритании числится семь многоцелевых атомных подлодок. Три из них относятся к старому проекту Trafalgar, четыре другие построены по современному Astute. Строительство таких АПЛ продолжается, и в ближайшие годы флот получит еще три вымпела. При этом программа разработки и строительства новых подлодок неоднократно сталкивалась с различными проблемами.

В поисках замены

Первую попытку создания перспективной АПЛ для замены «Трафальгара» предприняли в середине восьмидесятых годов. Работы по проекту SSN20 продолжались до начала девяностых годов и показывали определенные успехи, но были прекращены в связи с изменением военно-политической обстановки. Вместо строительства совершенно новых лодок предложили разработать проект модернизации имеющихся. Он получил обозначение Batch 2 Trafalgar-class (B2TC).

Тендер на создание B2TC объявили в 1993 г. В середине 1995-го военное ведомство приняло предварительные проекты от участников и начало их изучение. В марте 1997 г. победителем тендера объявили совместный проект компаний GEC-Marconi и BMT Ltd. На этом этапе проект B2TC переименовали в Astute («Проницательный» или «Коварный»). Так же планировалось назвать головную подлодку новой постройки.

HMS Astute на ходовых испытаниях, ноябрь 2009 г.

Любопытно, что к этому времени КВМФ пересмотрел свои планы. Подлодки Astute предлагалось оснастить рядом новых систем и средств, включая перспективный ядерный реактор. Из-за этого пришлось пересмотреть конструкцию прочного корпуса и внести массу других изменений. В итоге модернизация существующей подлодки превратилась в полноценный новый проект, и в контракт на выполнение работ внесли соответствующие изменения. Строительство трех первых кораблей оценили в 2,4 млрд фунтов стерлингов.

Головным исполнителем работ по проекту Astute была компания GEC-Marconi, в 1999 г. вошедшая в состав вновь образованной BAE Systems. Строительство планировалось развернуть на верфи в г. Барроу-ин-Фернесс (ныне BAE Systems Submarines). Закладка головного корабля HMS Astute должна была состояться в конце девяностых годов, по готовности проекта.

Первые проблемы

Проект «Проницательный» столкнулся с проблемами уже на стадии разработки технической документации. С целью упрощения и ускорения работ было принято решение о применение CAD-систем – впервые в истории британского подводного флота. Освоение таких средств оказалось непростым и небыстрым делом, и проект стал отставать от графика. С этими проблемами справились и наработали необходимый опыт.

"Проницательный" запускает ракету Tomahawk, ноябрь 2011 г.

В течение девяностых годов верфь в Барроу-ин-Фернесс страдала от сокращения военных заказов и регулярно сокращала персонал. В начале десятилетия на заводе работало более 13 тыс. человек, а к 2001 г. осталось только 3 тыс. специалистов. Для строительства новых подлодок пришлось восстанавливать производственные мощности и создавать новые рабочие места.

Такие меры позволили начать строительство головного корабля. Его закладка состоялась 31 января 2001 г. – с существенным отставанием от изначального графика. Соответственно, задерживалась и ожидаемая дата сдачи подлодки. В дальнейшем возникли новые проблемы, результатом которых опять стало смещение сроков.

Осенью 2002 г. министерство обороны и BAE Systems в совместном докладе раскрыли проблемы текущей программы. По состоянию на август 2002 г., программа строительства отставала от изначального графика почти на три года, а ее стоимость превысила расчетную. По условиям контракта, расходы сверх установленной сметы должна была взять на себя компания-подрядчик.

Минобороны и BAE Systems пришли к выводу о невозможности продолжения работ по существующему контракту. Из-за этого в конце 2003 г. появился обновленный договор. Заказчик согласился увеличить стоимость проекта на 430 млн фунтов, а подрядчик должен был вложить в строительство 250 миллионов. Кроме того, на правах консультанта и помощника к работам привлекли американскую компанию General Dynamics Electric Boat.

Успешные меры

Привлечение иностранных специалистов с большим опытом дало желаемый результат. Они помогли освоить CAD-системы и усовершенствовать проект. Кроме того, с их помощью обновили и оптимизировали технологии строительства. Так, в проекте Astute предлагался модульный принцип сборки. Он предусматривал строительство отдельных секций прочного корпуса с насыщением необходимым оборудованием с последующей стыковкой в единую конструкцию.

Модули для головной лодки изготавливались в горизонтальном положении, однако это посчитали неудобным. Для первого серийного корабля пришлось разрабатывать новую технологию: при этом металлическое «кольцо» в ходе сборки стояло на торце. Изменение технологий строительства привело к новым трудностям, которые удалось преодолеть с помощью GDEB.

Программа Astute все еще выбивалась из графика и с трудом укладывалась в установленные финансовые рамки, но теперь можно было рассчитывать на удачное завершение работ. Первым реальным доказательством этого стал спуск на воду головной лодки HMS Astute в 2007 г.

Ограниченная серия

Закладка головной подлодки HMS Astute (S119) состоялась 31 января 2001 г. Из-за трудностей инженерного, технологического и организационного характера, а также из-за переработки проекта при участии GDEB корабль достроили и спустили на воду только в июне 2007 г. Еще три года ушли на испытания и исправления недочетов. Первая АПЛ своего проекта вошла в строй 27 августа 2010 г.

Строительство первой серийной лодки HMS Ambush (S120) начали в октябре 2003 г. Ее спустили на воду в самом начале 2011-го, а сдали 1 марта 2013 г. Третий корпус серии, HMS Artful (S121), строили с марта 2005 г. по май 2014-го. В 2016 г. эта АПЛ пополнила состав КВМФ. В апреле 2020 г. заказчику передали четвертую подлодку HMS Audacious (S122), заложенную в 2009-м и спущенную в 2017-м.

HMS Ambush у борта судна обеспечения RFA Diligence, апрель 2013 г.

В 2009 г., через несколько месяцев после старта строительства HMS Audacious, Комитет по обороне Палаты общин выпустил доклад с предварительными результатами программы Astute. Выяснилось, что строительство лодок отстает от первоначального графика на 57 месяцев – почти на 5 лет. Строительство трех первых АПЛ обошлось в 3,9 млрд фунтов, т.е. на 53% больше изначальной сметы.

В связи с этим подрядчикам приказали принять меры и ускорить строительство подлодок, а также сократить их стоимость. Эти задачи, в целом, были выполнены, но новый этап исправлений и улучшений занял определенное время и сказался на сроках сдачи готовых кораблей.

Планы на будущее

13 октября 2011 г. в Барроу-ин-Фернесс состоялась закладка пятой АПЛ типа Astute. 11 декабря 2020 г. ее «крестили» под именем HMS Anson (S123). C июля 2013 г. продолжается строительство следующего корпуса – HMS Agamemnon (S124). После значительного перерыва, в мае 2018 г., заложили седьмую и последнюю из запланированных подлодок. Ее назвали HMS Agincourt (S125).

После ряда неудач девяностых-двухтысячных годов, своими силами и при помощи специалистов из США британские кораблестроители все же смогли наладить технологический цикл по производству современных многоцелевых АПЛ. Впрочем, эти процессы не позволили кардинальным образом изменить сроки строительства. Каждая из лодок типа Astute по-прежнему остается «долгостроем» и требует нескольких лет труда.

Согласно актуальным планам, в 2021-22 гг. на ходовые испытания выйдет подлодка Anson. Ее сдадут не позднее 2023-24 гг. Следующий корабль спустят на воду только в будущем, а на службу он попадет только к 2025-му. Всю серию из семи АПЛ предполагается достроить, испытать и ввести в боевой состав только в 2026 г. Учитывая события прошлого, необходимо заметить, что это только текущие планы – реальный итог работы может быть иным.

Причины неудач

Программа разработки и строительства новых многоцелевых подлодок типа BT2C / Astute стартовала 27 лет назад, но до сих пор не дала всех желаемых результатов. Из семи необходимых АПЛ флот получил только четыре, а поставка оставшихся состоится позже. Нетрудно подсчитать, что последний корабль сдадут через 25 лет после закладки головного. Это можно назвать рекордом, но КВМФ и промышленность вряд ли будут им гордиться.

Предпосылкой к будущим сложностям стало желание заказчика построить новые подлодки с применением передовых технологий и компонентов. Их разработка и освоение предсказуемо требовали немало сил, времени и денег. Однако при составлении первоначальных планов не удалось предугадать всю сложность поставленных задач, что в итоге привело к сдвигу сроков и к росту стоимости программы.

При этом следует помнить, что разработка B2TC велась в девяностых годах, когда оборонный бюджет Великобритании серьезно сократился – а вместе с ним и траты на текущие и перспективные проекты. Среди прочего, это привело к сокращениям персонала в конструкторских бюро и на заводах, которым предстояло участвовать в строительстве. Решить эти проблемы удалось только к концу двухтысячных годов.

Таким образом, проект Astute на всех основных этапах сталкивался с характерными трудностями разного рода, которые постоянно мешали его успешному продолжению. К настоящему времени от основной их части удалось избавиться, но ситуация все равно не стала идеальной. Удастся ли изменить ее в будущем и сместить какие-либо этапы программы не вправо, как обычно, а влево, неизвестно. Что касается заказчика и исполнителя, то они давно растеряли весь оптимизм.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]