Ради экономии Минобороны вместо закупки новых боевых машин
десанта (БМД) третьего поколения проведет модернизацию 40-летних БМД-1. Согласно условиям конкурса, опубликованным на сайте госзакупок, старым машинам, производство которых закончилось в 1987 году, заменят двигатель, пушку, систему управления огнем и системы связи. В результате должна получиться БМД-2, которую не производят уже больше 10 лет.
Стоимость модернизации 135 машин оценивается в 1,9 млрд рублей - по 14,8 млн за штуку. Военные считают, что это разумные траты. Однако эксперты уверены, что лучше было бы потратить их на новые машины, причем не на БМД, а на более мощные машины пехоты (БМП).
- Десантируемая машина - очень странное явление с военной точки зрения: чисто советская разработка, которая ни разу не применялась в бою. Зачем такая машина нужна, никто не знает, но десантники очень бояться потерять этот тип техники, поэтому всеми силами держатся за него, доказывая, что без десантируемой машины - никак, - пояснил «Известиям» главный редактор журнала «Арсенал» Виктор Мураховский.
По его словам, ради облегчения до 13 т (больше парашютные системы не держат) БМД оснащают алюминиевой броней, которую прошивает хороший станковый пулемет. А при подрыве на мине она складывается на листы.
При этом десантируемые машины намного дороже обычных пехотных за счет применения алюминия в корпусе и дорогой гидравлической подвески, которая должна выдержать «прыжок» с самолета.
В то же время Мураховский отметил, что модернизация БМД-1 в разы дешевле, чем закупка новых машин этого класса, а по боевым возможностям
модернизированный вариант почти ничем не будет уступать новому.
- Новая БМД-2 стоила бы в сегодняшних ценах
около 50 млн рублей за машину, - говорит он. - БМД-3 стоит 50-60 млн. Цена БМД-4, которые делает Курганмашзавод, приближается к новому танку. А здесь, по сути, берут старый корпус, меняют ходовую часть, башню, связь, и получается такая же машина всего за 14 млн. Вполне разумно.
- Каждая боевая машина создается с прицелом на дальнейшую модернизацию. В том, что машины разработки конца 1960-х модернизируются до уровня машин начала 1980-х, нет ничего странного - так делают во всем мире, - напоминает профессор академии военных наук Виктор Кораблин.
На Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ), где произвели БМД-1, «Известиям» сообщили, что будут участвовать в тендере. По словам представителя завода, главный этап модернизации - замена боевой части: орудия и систем управления огнем. Остальные работы - замена двигателя, гусениц, аккумуляторов и т.д. - это регламентные работы, не влияющие напрямую на боеспособность машины.
- Основное отличие БМД-2 от БМД-1 - это пушка, поэтому, чтобы довести БМД-1 до БМД-2, мы заменим ей полуавтоматическую 73-миллиметровую пушку 2А28 на полностью автоматическую 30-миллиметровую 2А42, - рассказал один из топ-менеджеров ВгТЗ.
По его словам, 73-миллиметровая гладкоствольная пушка БМД-1 стреляет со скоростью 6-8 выстрелов в минуту и имеет прицельную дальность стрельбы до 1,3 тыс. метров, а максимальную - около 4 км. В отличие от нее 30-миллиметровая нарезная автоматическая пушка БМД-2 производит до 550 выстрелов в минуту с прицельной дальностью 2 км бронебойными снарядами и 4 км - осколочными и осколочно-фугасными.
Кроме того, из-за меньшего размера снарядов БМД-2 имеет больший боекомплект - 300 снарядов против 40 в БМД-1. По условиям
тендера предприятие-победитель должно будет само доставить машины на завод из Пскова, Тулы, Омска и Рязани, а после ремонта привезти их обратно с комплектом запчастей и гарантией на 3 тыс. км пробега. Транспортные расходы входят в сумму контракта.
Срок подачи заявок на тендер, объявленный 29 марта, заканчивается 19 апреля, до 26 апреля их будут рассматривать, а сам аукцион состоится 2 мая. |