Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 года сроком на 5 лет с возможностью последующего продления.
Участниками ДКБ стали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. Республика Узбекистан была среди подписавших Договор о коллективной безопасности в 1992 году. В 1999 году она приостановила участие в ДКБ. Грузия и Азербайджан присоединились к ДКБ в 1993 году, однако в 1999 году вышли из Договора.
Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 года в Секретариате Организации Объединенных Наций.
На Сессии Совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. Он ратифицирован всеми указанными выше государствами. Протоколом предусматривается автоматическое продление срока действия Договора на очередные пятилетние периоды.
Президенты государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 года 7 октября 2002 года подписали в Кишиневе Устав Организации ДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. 18 сентября 2003 года эти документы вступили в силу.
2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в Статье 2 Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».
Одновременно в Статье 4 предусмотрено, что: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Сама суть Договора, заложенные в нем принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии.
«В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности, - записано в Статье 1 Договора, - и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор». Этот принципиальный момент постоянно подтверждается в последующих документах ДКБ.
«Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии» (Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности, 1995 года).
На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства. Об этом свидетельствует востребованность Договора в целом ряде случаев применения его положений.
Возможности Договора задействовались осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.
В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии.
Руководящие деятели Таджикистана неоднократно отмечали важную военно-политическую роль ДКБ в процессе достижения национального примирения.
После вступления Договора в силу в 1994 году был принят ряд важных нормативно-правовых документов, продвигавших процесс военно-политической интеграции в различных областях, входящих в его компетенцию.
Среди первых таких документов фигурировали принятые в 1995 году "Декларация государств-участников ДКБ", "Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ", документ об "Основных направлениях углубления военного сотрудничества". В том же году был принят План реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества, которыми ставилась задача организации региональных систем коллективной безопасности. Утвержденный в 1999 году План второго этапа формирования системы коллективной безопасности уже предусматривал формирование коалиционных (региональных) группировок войск (сил) на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском направлениях.
Качественно новый этап в развитии Договора был открыт принятым Советом коллективной безопасности в 2000 году Меморандумом о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации, реализация которого нацеливала Договор на отражение новых вызовов и угроз региональной и международной безопасности.
Тогда же были утверждены Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности, Модель региональной системы коллективной безопасности, Основные положения коалиционной стратегии, призванные сформировать организационно-правовую основу для деятельности ДКБ в сфере обеспечения на коллективной основе безопасности его государств-участников.
Принципиальное значение в этом плане имели подписанные в 2000-2001 годах Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ.
Важным шагом на пути углубления военно-технического сотрудничества между государствами-участниками явилось подписание в 2000 году Соглашения об основных принципах ВТС.
Логическим этапом в деле формирования и развития военной составляющей ДКБ стало создание по решению СКБ в 2001 году Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.
Одновременно шло создание и совершенствование деятельности консультативных органов ДКБ - Советов министров иностранных дел и обороны, Комитета секретарей советов безопасности. Создан работоспособный Секретариат СКБ, налажен консультационный процесс как на уровне СКБ, СМИД и СМО, так и с участием заместителей министров иностранных дел и обороны, экспертов государств-участников.
Таким образом, к 2002 году Договор о коллективной безопасности, в результате поступательного развития в его рамках интеграционных процессов, стал де-факто региональной структурой международного сотрудничества по духу Главы VIII Устава ООН.
ОДКБ принял эстафету от ДКБ, являясь Евразийской не только в пространственно-географическом, но и в политико-правовом смысле через универсальность принципов и практических целей, а также через непосредственное участие входящих в него государств в соответствующих европейских и азиатских структурах безопасности, в первую очередь ОБСЕ и Шанхайской организации сотрудничества.
Решение, принятое главами государств-участников в мае 2002 г., о преобразовании Договора о коллективной безопасности (его участники - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) в международную региональную организацию было также вызвано необходимостью адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам. Перейдя в новое качество Организации, сотрудничество на базе ДКБ сохранило приверженность основным принципам, провозглашенным в Договоре.
По своему содержанию ОДКБ является, прежде всего, фактором военно-политического сдерживания. Государства-члены никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. ОДКБ остается открытым для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.
Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.
Главной задачей Организации становится координация и углубление военно-политического взаимодействия, становление многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечивать на коллективной основе национальную безопасность государств-участников, оказывать необходимую помощь, включая военную, государству-участнику, ставшему жертвой агрессии.
Принципиально важным стало включение в Устав ОДКБ положения о том, что одной из основных целей Организации и направлений ее деятельности определяется координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности.
Зафиксировано обязательство государств-членов согласовывать и координировать свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности.
Повышаются ответственность и компетенция СМИД, СМО, КССБ, которые становятся не только консультативными, но и исполнительными органами. Повышению эффективности Организации служит создание при ОДКБ Постоянного Совета (в его состав входит Полномочные представители, назначаемые государствами-членами), которому поручается координация взаимодействия государств-членов в реализации принимаемых в рамках Организации решений.
Устав предусматривает обязательность выполнения принимаемых решений и санкции за их невыполнение.
Отдельным государствам или международным организациям предоставляется статус наблюдателя при ОДКБ.
Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ вступили в силу 18 сентября 2003 года, с даты сдачи депозитарию (Генеральному секретарю Организации) подписавшими его государствами последнего письменного уведомления о ратификации.
На основе Устава и в его развитие разработаны положения, регламентирующие деятельность Организации, в том числе об органах ОДКБ, по организационным и финансовым вопросам, которые были приняты на сессии СКБ в Душанбе 28 апреля 2003 года.
В целях активизации работы по укреплению военной составляющей Организации сформирован военно-штабной орган – Объединенный штаб ОДКБ.
В 2004-2008 годах шла интенсивная работа по строительству Организации, наработке потенциала для решения задач по основным направлениям деятельности.
В этот период приняты ряд основополагающих документов, в которых намечены конкретные направления развития на перспективу, в том числе План основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ на 2006-2010 г.г., План коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и другие. В формат ОДКБ переведена деятельность Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству.
Налажено проведение комплексных межгосударственных оперативно-профилактических операций по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ «Канал». Созданы рабочие и вспомогательные органы в сфере противодействия новым вызовам и угрозам.
Проводится серьезная работа по налаживанию взаимодействия с международными организациями, действующими в сфере безопасности КТК СБ ООН, ОБСЕ, ЕврАзЭС, ШОС, СНГ, Международной Организацией по миграции.
На сессии Совета коллективной безопасности в Минске 23 июня 2006 года была принята Декларация государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности Организации. В этом документе прозвучала необходимость принятия дополнительных мер по адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям и современным требованиям, предъявляемым к многофункциональной международной структуре безопасности.
В Минске было принято решение о восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ.
На сессии СКБ в Душанбе 6 октября 2007 года подписана Декларация глав государств-членов ОДКБ в связи с 15-летием Договора о коллективной безопасности, принят ряд важных решений в сфере миротворчества, по военно-экономическому сотрудничеству, в области ВТС, по военному строительству.
Президенты подписали Соглашение о миротворческой деятельности и утвердили пакет документов по этому вопросу.
На сессии СКБ в Москве 5 сентября 2008 года была подписана Декларация Московской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Приняты важные решения в сфере внешнеполитического взаимодействия, в области военного строительства, по противодействию вызовам и угрозам. В частности одобрен План мероприятий государств-членов ОДКБ по коллективному противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008-2011 годы. Принят План коллективных действий государств-членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы, утверждена Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов ОДКБ.
4 февраля 2009 года в Москве состоялась внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, в которой приняли участие президенты государств-членов ОДКБ. Главной ее темой стало Решение о формировании Коллективных сил оперативного реагирования(КСОР). КСОР должны стать эффективным универсальным инструментом, который обеспечивает безусловное исполнение задачи поддержания безопасности на всём пространстве ОДКБ. Причём здесь речь идёт и об отражении военной агрессии, и о проведении спецопераций по ликвидации террористов, экстремистов, это и борьба с организованной преступностью и наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
В целом, создание и деятельность Организации ДКБ стали важным политическим событием в жизни государств-участников Договора, содействуя укреплению их политического веса и позиций в международном сообществе, обеспечению стабильности и безопасности на международном и региональном уровнях.
КСОР
4 февраля 2009 года участники ОДКБ согласовали и подписали проект решения по созданию КСОР. Их предполагается использовать для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
Планируется, что военная компонента КСОР должна состоять из соединений и частей постоянной боевой готовности. Они будут способны к мобильной переброске в любую точку зоны ответственности ОДКБ. КСОР также получит в своё распоряжение силы специального назначения, которые будут состоять из органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Россия:
98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия
31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада (Ульяновск)
Казахстан:
37-я Десантно-штурмовая бригада Аэромобильных войск (Талдыкорган)
Батальон морской пехоты
Армения:
1 батальон
Белоруссия:
1 бригада спецназа
Киргизия:
1 батальон
Таджикистан:
1 батальон
Следует только добавить, что ни КСОР ни ОДКБ не было предназначено для противостояния НАТО или ЕС, как считают многие западные СМИ. Данные организации предназначены только для обороны! |