Новое российское оружие, первая в мире маневрирующая гиперзвуковая крылатая ракета, должно успешно преодолевать любую систему ПРО. Ракета называется Х-90, и является ответом Кремля на вашингтонскую программу противоракетной обороны. Опытный образец ракеты имеет обозначение ГЭЛА (гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат). На западе проект известен под безобидным именем «AS-Х-21 Koala».
• Ракета Х-90 запускается с помощью стратегических бомбардировщиков Ту-160М, являющихся символом российского военного могущества. «М» – модифицированный – означает в данном случае то, что крылья машины увеличены. Экспериментальный образец Х-90 был успешно испытан в феврале 2004 года, во время стратегических командно-штабных учений «Безопасность 2004» в присутствии В.В.Путина.
• По словам разработчиков, ракета Х-90 в состоянии преодолевать все имеющиеся, а также перспективные системы ПРО и с большой точностью уничтожать цели, в том числе и на других континентах. По имеющимся данным ракета планировалась к принятию на вооружение в 2010 году.
Начало
• История Х-90 началась в 1971 году. Тогда разработчики обратились к правительству СССР с проектом постройки небольших стратегических крылатых ракет, которые могли бы действовать на небольших высотах, применяясь к рельефу местности. Это предложение не нашло тогда отклика у руководства, однако, после того как США в 1975 году начали разработку стратегических крылатых ракет (Cruise Missile), о нем вспомнили.
• Разработчики ракет получили приказ начать разработку в середине 1976. Завершиться она должна была к середине 1982. Уже к 31 декабря 1983 ракету предполагалось принять на вооружение. Одно из главных требований состояло в том, чтобы обеспечить ракете сверхзвуковую скорость.
• В конце 70-х опытный образец Х-90 достиг скорости 2,5-3 М , а в 80-х уже 3-4 М. Посетители авиасалона МАКС-1997 могли полюбоваться в павильоне НПО «Радуга» на экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат ГЭЛА. ГЭЛА является прототипом новой крылатой ракеты. Она должна нести две боеголовки индивидуального наведения, которые могут самостоятельно поражать цели на расстоянии до 100 км от точки отделения от основной ракеты. В качестве носителя предполагается бомбардировщик Ту-160М. В то время ГЭЛА Х-90, оснащенный прямоточным двигателем, имел длину около 12 метров. Нынешняя ракета не превышает в длину 8-9 метров.
• После отделения от самолета-носителя на высоте 7000-20000 метров, происходит раскрывание треугольный крыльев, размахом около семи метров, а также хвостового оперения. Затем происходит включение твердотопливного ускорителя, который разгоняет ракету до сверхзвуковой скорости, после чего вступает в действие маршевый двигатель, обеспечивающий скорость 4-5 М. Радиус действия составляет порядка 3500 километров.
• По мнению Кремля, ни одно государство мира не обладает гиперзвуковыми ракетами. США в свое время отказались от их разработки по финансовым соображениям, и ограничились дозвуковыми. В России работы проводились также непостоянно, однако паузы были непродолжительными. Уже в июле 2001 года пресса сообщала о старте ракеты «Тополь».
• Примечательным при этом было необычное для специалистов-баллистиков поведение боеголовки. Тогда не было подтверждено, что боеголовка оснащена собственным двигателем, позволяющим ей маневрировать в атмосфере с гиперзвуковой скоростью. Настоящей сенсацией оказались уже упоминавшиеся учения февраля 2004, впервые проводившиеся на всей территории России с 1982 года. Во время этих учений был осуществлен старт двух баллистических ракет: одной «Тополь-М» и одной РС-18 «Стилет».
• Как выяснилось позднее, РС-18 была оснащена неким экспериментальным аппаратом. Он вышел в космос, а затем вновь «нырнул» в атмосферу. Этот маневр кажется при современном уровне техники невероятным. В момент входа боеголовки в плотные слои атмосферы, ее скорость составляет 5000 м/с (около 18000 км/ч). Поэтому боеголовка должна обладать специальной защитой от перегрузок и перегрева. Экспериментальный аппарат обладал не меньшей скоростью, однако с легкостью менял направление полета и не разрушился при этом.
• Чудес в аэродинамике не бывает. Американские шатлы и советский Буран, современные истребители имеют общие черты. Судя по всему, испытанный во время учений аппарат похож на Х-90. По сей день его настоящий внешний вид является, как уже было сказано, государственным секретом.
Описание крылатой ракеты Х-90:
разработчик – МКБ «Радуга»
система управления – инерциальная и радиокомандная
длина – 8…9 м
размах крыла – 6,8…7 м
масса – 15 т
двигатель – ГПВРД
ускоритель – РДТТ
скорость полета – 4…5 маха
высота пуска – 7000 м
высота полёта – 7000…20000 м
дальность пуска 3000…3500 км
число боеголовок – 2
мощность боеголовки – 200 кт
• «Данный аппарат может преодолеть региональную систему ПРО»- заявил представитель генерального штаба генерал-полковник Юрий Балуевский на пресс-конференции после учений. В отличии от имеющихся баллистических боеголовок, этот аппарат способен «в любой момент менять траекторию полета в соответствии с заранее заложенной программой, либо уже над территорией противника быть перенацелен на другую цель».
• Вместо обычной боеголовки, которая следует неизменной траектории, и может теоретически быть перехвачена противоракетой, на РС-18 находилось устройство, способное менять высоту и направление полета, и таким образом преодолевать любую, в том числе американскую противоракетную систему.
• На вопрос журналистов, как, на его взгляд США отреагируют на эту новость, тогдашний президент Путин сказал, что «США сами активно развивают собственное оружие». Путин напомнил, что Вашингтон недавно вышел из договора по ПРО, заявляя что этот шаг не направлен против Российской Федерации.
• Модернизация имеющихся и развитие новых систем вооружения России также не направлены против Соединенных Штатов, заверил Путин, добавив при этом: «Совместно с другими государствами Россия несет ответственность за стабильность и безопасность на огромном Евроазиатском континенте».
На высоте 7 км ракета Х-90 отделяется от бомбардировщика. Сразу после этого раскрываются треугольные крылья и запускается твёрдотопливный двигатель.
• Идея преодоления систем ПРО в принципе не нова. Еще в 60-е годы в СССР создавался проект «глобальной ракеты». Идея состояла в том, чтобы с помощью ракеты-носителя, вывести боеголовку на околоземную орбиту, где она превращалась в искусственный спутник Земли. Затем, по команде, включался тормозной двигатель, и боеголовка направлялась на любую цель для ее уничтожения.
• В то время США наладили свою ПРО исходя из того, что советские ракеты будут подлетать по кратчайшему расстоянию через северный полюс. В качестве оружия первого удара трудно представить что-либо лучше, так как глобальные ракеты могли атаковать США с южного направления, где у американцев не было радиолокаторов, позволяющих обнаруживать подлетающие ракеты и принять контрмеры.
• 19 ноября 1968 года эта советская система была принята на вооружение и в небольшом количестве поставлена на боевое дежурство. На космодроме Байканур были размещены 18 ракет Р-36 орб. (орбитальная) шахтного базирования. После заключения договора ОСВ-2, запрещающего орбитальные ракеты, система была демонтирована.
• Хотя договор и не был ратифицирован, СССР и США придерживались его условий. В 1982 году начался демонтаж и уничтожение Р-36 орб., закончившееся к маю 1984. Стартовые комплексы были взорваны.
Ракеты – сила России
• Возможно, теперь, на новом технологическом уровне, система переживет второе рождение. Это означает, что американская ПРО, в которую США вкладывают десятки миллиардов долларов, теряет смысл. Поэтому сейчас США начинают размещать радарные системы вблизи российских границ, чтобы обнаруживать и уничтожать ракеты сразу после старта, до отделения боеголовки.
• Но и для этого, по мнению экспертов, существует ряд контрмер, частично разработанный ещё в рамках советской программы противодействия СОИ. Так попытки перехвата могут быть затруднены тем, что ракета, в активной фазе полета, выполняет орбитальный маневр.
• Например, ракета «Тополь-М», по заявлению ее генерального конструктора Ю.Соломонова, может совершать вертикальный и горизонтальный маневры. К тому же, траектория, не выходящая из плотных слоев атмосферы, существенно затрудняет перехват. А в критической ситуации русские генералы могут вернуться к идее глобальных ракет. И это далеко не полный список контрмер, позволяющих избежать перехвата ракет на активной стадии. Когда же гиперзвуковая боеголовка Х-90 отделится от ракеты – она практически неуязвима.
Ту-160: «Белый лебедь» бьёт неумолимо
• Стратегический бомбардировщик Ту-160, стоящий миллиарды рублей – это гордость российских ВВС. Благодаря стройной, элегантной форме его ласково называют «Белый лебедь». Однако другие его названия более отвечают действительности – «Меч с 12 клинками» (из-за 12 крылатых ракет на его борту), «Оружие нации», «Сдерживающий фактор». Еще его называют «русским летающим чудом», а НАТО обозначает Blackjack.
• Первый экземпляр ракетоносца был построен в 1981 году. Первоначально в строй должны были встать 100 таких машин, но так как американцы настояли на включении этого класса бомбардировщиков в договор СНВ, СССР ограничился 33 единицами.
• После распада Советского Союза, Ту-160 были разделены между бывшими союзными республиками. В настоящее время стратегическая авиация России располагает 15 бомбардировщиками этого класса. Каждая машина имеет свое имя, например «Илья Муромец» или «Михаил Громов». Последний из этого списка – «Виталий Копылов»- вступил в строй в 2008 году. Все они базируются в Энгельсе на Волге. Для вооружения ракетами Х-90 плоскости самолета были увеличены. Эта модификация называется Ту-160М. |