Недавно меня пригласили в Киев для проведения серии тренингов. Одна группа их участников состояла из 110 человек в возрасте от 25 до 40 лет, специализирующихся в области профессиональной коммуникации, другая — из более 500 студентов журфаков. Тематика тренингов, продолжавшихся на протяжении трех дней, охватывала позиционирование, управление политическими кампаниями, коммуникационную стратегию.
В Киеве, где уже не осталось ни мужества, ни надежд на будущее, мне довелось встретить образованных, любознательных, пытливых людей, сосредоточенных на освоении стратегических и тактических возможностей коммуникации. Могу сказать, что в других странах, где я успел побывать с похожими задачами, мне не приходилось наблюдать подобной активности и заинтересованности. Конечно, причина такого интереса и концентрации заключается в не прекращающейся гражданской войне на Украине. Аннексия Крыма на глазах всего мира со стороны России, гражданская война, начавшаяся на Восточной Украине, побудили украинцев в еще большей степени сосредоточиться на вопросах коммуникации. Ведь настоящую войну на их родине Россия и ее сторонники ведут не на «поле боя», а в «умах», полагают они.
Со многими участниками тренингов мы продолжаем поддерживать связь посредством электронный почты и социальных сетей. Почти ежедневно я получаю письма, сообщения о том, что происходит на Украине.
В этой статье я хотел бы привести текст одного такого письма, присланного психологом Еленой Григорьевой. Она сообщает, что за последний год на территории нашего соседа, расположенного от нас на противоположном берегу Черного моря, погибло более 16 тысяч человек, и обращает внимание на то, какими опасностями грозит миру безразличие к гражданской войне на Украине.
«Меня, как и многих других украинцев, война застигла врасплох.
Теперь я как нельзя лучше понимаю афоризм Макиавелли: «Войны нельзя избежать, ее можно лишь отсрочить — к выгоде вашего противника». Конечно, и мне поначалу казалось, что «здравый смысл возобладает».
Затем, когда началась война, я оказалась посреди настоящего ужаса, в который никак не хотела верить. Мне было страшно за наших людей... За наших солдат... По вечерам, перед сном, я молилась за весь наш народ... Просыпаюсь утром, и первое, о чем я думаю, как наши солдаты на фронте...
Как профессиональный психолог я знаю, какие травмы оставляет война в душе человека. И я решила помогать нашим солдатам в восточных областях Украины.
Должна отметить, что когда я нахожусь на Восточной Украине, у меня возникает ощущение, будто я утрачиваю чувство реальности. Именно так чувствует себя человек, который видит абсурд, распространяемый российской машиной пропаганды. Там существует кафкианская (наполненная иррациональностью, абсурдом — прим.пер.) реальность.
Так, российская машина пропаганды называет нас «нацистами». Но при этом ее рупоры говорят о «русском мире» и не признают наше существование как нации. А теперь представьте, они придут и скажут вам завтра: «Турции нет; здесь часть русского мира. Все, кто выступает против этого, — нацисты и должны быть уничтожены». Но это весьма слабый аргумент для оправдания агрессивной политики, не правда ли?
Чтобы склонить весь мир на свою сторону и достичь военных целей, Россия снаряжает специальные команды провокаторов, которых называют «вышиватниками». С помощью этих особых бригад Кремль делает то, за что ему должно быть стыдно перед человечеством. Под видом украинцев эти военизированные группы осуществляют провокации на Восточной Украине. Они совершают убийства, чтобы выставить преступниками украинцев — самый покорный народ на Земле. В мире такой метод пропаганды не работает, но, может быть, он действует на российских граждан.
Между тем Европу абсолютно не интересует то, что происходит на Украине. Интерес, уровень осведомленности европейского народа и даже интеллигенции, политиков разочаровывающе низок. Тех политиков и журналистов, что действительно способны понять, чем для мира обернутся риски, порожденные гражданской войной на Украине, по пальцам можно пересчитать.
Разве за безразличием к нарушению территориальной целостности Украины завтра не последует территориальный раздел других государств? Разве невосприимчивость к нарушению международных документов, гарантирующих образование Украины, не аннулирует в принципе документы об образовании других государств?
А что будет с «Договором о нераспространении ядерного оружия»? Разве можно после всех этих событий потребовать, например, от иранского народа прекратить ядерную программу для сохранения мира на Земле? Если страну не защитят ее граждане, от кого тогда ждать защиты?
Мне долго не давал покоя вопрос: почему российские власти идут таким агрессивным путем? Теперь мне ясно: как страна-оккупант Россия в современном мире продолжает делать то же, что и раньше. Якутия, Бурятия, Башкортостан, Дагестан... все эти страны, в которых проживают десятки народов разного этнического, культурного и религиозного происхождения, до сих пор оккупированы Москвой. Жадно пожирая ресурсы этих стран, Москва оставляет лишь мусор после себя.
Приведу пример близких вам народов. Республика Башкортостан, ее населяют тюрки-мусульмане... Как Дубай, эта страна богата нефтяными месторождениями. Но все это богатство не представляет пользы для башкир. Вы не только не увидите благополучия, обещанного запасами нефти, но и не найдете ни одной ровной дороги. Более того, страна оставлена один на один с катастрофическими экологическими проблемами, создаваемыми нефтяной промышленностью. По версии ЮНЕСКО, на Урале находится самое экологически загрязненное место в мире. А в последние годы Москва стала похищать другие богатства Башкортостана, беспощадно вырубая леса — «легкие» страны. Но подлинные обладатели этих богатств, башкиры или другие народы, живут в бедности.
То же самое можно сказать и о Дагестане, где представлен еще один тюркоязычный народ. И у этой республики Москва крадет нефтяное богатство. Или граничащая с Монголией Бурятия, Якутия, где проживают другие тюркоязычные народы... На самом деле, нет такой республики в составе федерации, где бы не наблюдалась подобная ситуация.
Прославленный «российский природный газ», который является не только средством экономического обогащения России, но и используется ею как оружие шантажа других стран, принадлежит народам Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенного на берегу Северного Ледовитого океана.
Сталкиваясь столетиями с таким горьким и печальным опытом, мы, украинский народ, не желаем снова становиться частью российской оккупации и обирания. Поэтому мы защищаем свою страну. И продолжим делать это.
Пожалуйста, помогите сделать так, чтобы наш крик был услышан в Турции. Заранее благодарим Вас за помощь». |