29.03.2012   1737   Stimul  

Кому выгодны новые правила призыва?



В понедельник стало известно о предложении председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова ввести уголовную ответственность за неявку в военкомат за повесткой. Сейчас повестки на призывные мероприятия выдают призывникам на руки, что позволяет некоторым молодым людям уклоняться от призыва, не рискуя попасть под санкции, предусмотренные Уголовным кодексом. Статья 328 "Уклонение от призыва на военную службу" предполагает различные наказания, в том числе тюремное заключение на срок до двух лет.

Уже на следующий день, во вторник, стало известно, что и оборонный комитет Госдумы поддержит инициативу сенатора Озерова. И вот теперь законопроект внесён в парламент.

Какая неразбериха царит в российских военкоматах, известно всем, кто хоть раз сталкивался с этими организациями. Не приходится сомневаться, что ежегодно повестки будут выписывать и тем, кто имеет законную отсрочку, и тяжелобольным, и инвалидам — и ответственность за любую путаницу ложится на плечи призывников. По сути, единственный способ для "гражданина РФ в возрасте от 18 до 27 лет" обезопасить себя от двух лет в тюрьме — это дважды в год наведываться в военкомат и выяснять, не вздумали ли его призвать. При том, что на это отводится две недели с момента объявления призыва...

Сторонники нового порядка призыва ссылаются на опыт Израиля, где уклонением от призыва со всеми вытекающими считается неполучение повестки, направляемой по почте (а не вручаемой непосредственно в руки, что и позволяет уклоняться от призывных мероприятий). Однако можно ли сравнивать оборонные нужды крошечного еврейского государства, со всех сторон окружённого недругами, некоторые из которых не признают его право на существование, и 140-миллионной державы, обладающей ядерным оружием?

Генштаб сетует на то, что число уклоняющихся от службы в армии сопоставимо с числом призываемых. Такой чёрной неблагодарностью отвечает молодёжь на неуклонное улучшение условий службы в армии: вот и новый законопроект предполагает, в числе прочего, изменения в Трудовой кодекс, согласно которым рабочее место призывника сохраняется за ним на время прохождения службы. В каком-то смысле уравняли призывников с беременными.

"Все мужчины должны быть солдатами, все женщины — рожать детей", — чем не государственная политика? Россиянам нравится: согласно опросу "Левада-центра", около 44% россиян видят в армейской службе даже не обязанность гражданина, а долг "каждого настоящего мужчины". Вот только хотели бы, чтобы кто-то из их близких родственников стал "настоящим мужчиной" в нынешней российской армии, только 34%. Кстати, бегают от военкомов не потому, что боятся потерять рабочее место: согласно данным того же опроса, больше всего боятся "дедовщины" (37%) и возможной гибели в конфликтах типа чеченского (23%).

В этом свете становится понятно, почему исчез с повестки дня вопрос перехода на контрактную армию. Неоднократно и при Ельцине, и при Путине говорилось о грядущем отказе от призыва. Назывались и конкретные сроки, и некоторые из них уже прошли. Но после того, как закончилась война в Чечне и главной причиной "потерь" стала дедовщина, которая всё же обеспечивает убыль личного состава не так стабильно, как боевые действия, интерес общества к этому вопросу угас. Это позволяет государству попросту не выполнять своих обещаний: сейчас вопрос об отказе от призыва даже не стоит.

Так что в чём выпускнику Военно-политической академии имени Ленина, а ныне сенатору Виктору Озерову не отказать, так это в удачно, по всем законам тактики, выбранном моменте: давно уже не было слышно ничего о жертвах неуставных отношений в российской армии, общественное мнение дремлет.
Наверное, такого момента пришлось долго ждать.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]