Казино, олигархи и ракетные комплексы Крыма | |
После фактического присоединения полуострова к РФ в марте апологеты российской суверенной демократии предсказывали Крыму радужное будущее. При этом до конца ноября не прозвучало никакой конкретики по вопросам развития региона. И вот Владимир Путин подписал закон о создании свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму. Но… ничего не изменилось, ведь ни принятый документ, ни заявления местных властей и их «потенциальных стратегических партнеров» не дают однозначного ответа на вопрос: какое будущее ожидает край партизанской славы? Вариантов несколько: от развития туристического направления бизнес-класса с сеткой казино на Южном берегу до создания закрытого военного региона с армейской инфраструктурой, разбросанной по всей территории полуострова. Удивительно, но риторика высшего руководства России свидетельствует о том, что эти, казалось бы, диаметрально противоположные подходы будут совмещаться. Вполне очевидно, что реальное будущее Крыма будет планироваться вчерашним днем, так как сложная экономическая ситуация не даст возможности размахнуться чиновничьей фантазии, а нагнетаемая конфронтация с Украиной и ее западными партнерами по поводу спорного статуса полуострова однозначно заставит руководство РФ принимать соответствующие меры в сфере государственной обороны. Но пока в действиях Кремля трудно разглядеть четкую стратегию позиционирования новоприсоединенного региона. И даже закон о СЭЗ не внес ясности. СЭЗ в ответ на СЭЗ Принятие законопроекта об организации свободной экономической зоны в Крыму первоначально расценили некорректно: якобы документ дает ответы на множество принципиальных вопросов. На самом деле шестьдесят страниц текста, посвященного созданию СЭЗ, — это технические детали функционирования экономического пространства и ноль конкретики по развитию полуострова. В документе перечисляются отрасли, которые нуждаются в привлечении инвесторов. Но на уровне стандартных деклараций о «поддержке сельского хозяйства и санитарно-курортной сферы», «усовершенствовании транспортных и иных инфраструктур» и «повышении уровня жизни граждан» все и заканчивается. Больше по части стратегии ничего нет. В плане уступок для бизнеса нормативный акт дает участникам СЭЗ возможность не платить ставку по налогу на прибыль от доли, отчисляемой в федеральный бюджет (2 процентных пункта из 20%), а также гарантирует крупным игрокам беспошлинный ввоз оборудования и товаров, необходимых для реализации инвестиционных проектов. По правде говоря, принятие российского закона о СЭЗ — это ответ на создание киевскими властями аналогичного документа (того, который де-факто превратил украинцев с крымской пропиской в нерезидентов своего государства). Временная разница между подписанием двух нормативных актов — два месяца (украинский был опубликован в конце сентября, российский — в конце ноября). После того как Киев недвусмысленно установил жесткую границу с Крымом и (пока что) беспошлинную систему ввоза товаров на полуостров, Кремль был вынужден сделать ответный шаг. Переходный период для новоиспеченной республики не продлен, но по отдельным сферам полуострову будут предоставлены льготы и послабление контроля. Поскольку надежного пути снабжения между Крымом и материковой Россией все еще нет, Москве необходимо юридически оправдать и урегулировать торговые отношения между Крымом и Киевом. Принятие соответствующего документа — попытка это сделать. Ни для кого не секрет, что украинский закон о СЭЗ — это олигархический договорняк, лоббирующий интересы большого бизнеса. Смысл в том, что крупные предприятия получают возможность работать по российскому законодательству, платить налоги в бюджет РФ, при этом сохраняя доступ к украинскому сырью и рынку. Кому это выгодно? Например, заместителю главы администрации Порошенко Юрию Косюку (владеет на полуострове птицефабрикой «Наша Ряба», мясокомбинатом «Дружба народов — Нова» и Крымской фруктовой компанией), самому президенту — хозяину Севастопольского морского завода, Дмитрию Фирташу (завод «Титан» и Крымский содовый завод), Ринату Ахметову, Вадиму Новинскому и другим олигархам. Кремль подыгрывает желанию украинских партнеров сохранить свое имущество в автономии, не экспроприируя крупные частные предприятия, а лишь настаивая на их перерегистрации по российским законам (исключение — активы Игоря Коломойского). Видимо, именно поэтому Киев до сих пор продолжает продавать полуострову электроэнергию и никак не препятствует его продуктовому снабжению, что само по себе поразительно. Создание «свободной экономической зоны» на временно оккупированной территории — это ноу-хау украинской законодательной практики. С чего бы киевским властям заботиться, чтобы «оккупанты» испытывали как можно меньше неудобств? Так вот, российский закон о СЭЗ — вторая часть сделки. Основной интерес в этом документе представляют не льготы «инвесторам» (преимущественно перерегистрированным украинским предприятиям полуострова), а режим въезда на территорию республики. А он на все время действия закона (25 лет) будет упрощенным: иностранцы, приехавшие в Крым в «туристических целях», смогут оформлять визы сроком на 30 дней непосредственно на границе. Таким образом, нормативный акт о СЭЗ довел до логического конца отделение полуострова от Украины, установив юридический формат визитов иностранцев (в первую очередь украинцев) на территорию республики до и после введения визового режима с Киевом. Но если даже закон о СЭЗ не может дать хотя бы приблизительного представления о том, как будущее Крыма видит Кремль, что тогда может? Ответ прост: тотальная милитаризация. | |
|
0 | |