19.03.2012   1622   Stimul  

И снова о двойных стандартах оценки военной опасности



Недавно из КНР пришла любопытная информация. Военный бюджет Китая в 2012 году вырастет на 11,2 процента по сравнению с прошлым годом и достигнет 106,41 млрд долларов. Об этом заявил член ЦК Коммунистической партии Китая Ли Чжаосин. По его словам, эти расходы будут «относительно небольшими».

Заметим, что столь скромные военные расходы - вторые в мире после американских - вдвое превосходят траты России на оборону. При этом следует иметь в виду, что, по мнению аналитиков Стокгольмского международного института исследования проблем мира и американской корпорации РЭНД, реальные военные расходы КНР на 40-50% выше официальных, а американские и японские военные предлагают умножить официальную цифру даже на три. Таким образом, нынешний военный бюджет Китая может составлять на самом деле до 250 миллиардов долларов. В любом случае, военные расходы Китая растут гораздо быстрее, чем валовой внутренний продукт восточного гиганта.

Российские начальники страшно любят поговорить о двойных стандартах. Злокозненные американцы, мол, оценивают собственные агрессивные действия как законную защиту национальных интересов, такие же действия прочих государств - как нарушение международного порядка. Здесь самое время вспомнить о статье Путина в «Московских новостях» относительно внешней политики. Там вся критика - Америке. Эта страна мечтает, мол, об абсолютном военном господстве. О Китае, напротив, - в исключительно восторженных тонах. Главное, замечательные личные отношения и взаимное доверие лидеров (помнится, именно на этом товарищ Сталин основывал свои расчеты в играх с фюрером). Главная цель российской внешней политики, если верить Путину, это поймать китайский ветер в наши паруса.

При этом совсем непонятно, как быть с любимой путинской цитатой из Бисмарка - о том, что в политике оцениваются не намерения, а возможности. Ведь сегодня, если оценивать возможности, именно китайская армия представляет главную опасность для нашей страны. Оговорюсь, я ни в малейшей степени не разделяю алармистских концепций о том, что не сегодня-завтра коварные китайцы захватят Сибирь и Дальний Восток. Руководители Поднебесной никогда не рискнут своими достижениями, которые концентрируются в нескольких регионах страны, ради в высшей степени сомнительных результатов захвата России. Китай может быть возвращен в Средневековье с помощью всего нескольких десятков ядерных боеприпасов, взорванных над главными промышленными центрами страны. Кроме того, китайцам нет никакой нужды осуществлять военную интервенцию, дабы завладеть российской нефтью и газом. Им достаточно напечатать нужное количество юаней, которые затем будут обменены на доллары.

Замечу, подобная логика распространяется как на Пекин, так и на Вашингтон. Однако Владимир Путин почему-то полагает, что злобные планы вынашивают только в США. Между тем, вооруженные силы Китая давно уже не похожи на нищую примитивную армию из анекдотов. Насчитывающая менее двух миллионов военнослужащих Народно-освободительная армия Китая (НОАК) имеет сегодня на вооружении более 7 тысяч танков, более 2 тысяч боевых самолетов, более двухсот боевых кораблей. Дело не только в количестве. Китайские системы залпового огня имеют дальность до 300 километров и превосходят все подобные системы США и России. Кроме того, не следует забывать про почти полтысячи единиц ядерного оружия.

Эксперты Лондонского института стратегических исследований настаивают: Китай проецирует свою военную мощь на Юго-Восточную Азию. Его первоочередная цель - возвращение Тайваня, затем установление своего суверенитета над несколькими островами Южно-Китайского моря, на которые сегодня претендуют Япония, Вьетнам и Филиппины. Заместитель командующего ВМС НОАК вице-адмирал Сюй Хунмэн заявил СМИ, что в этом году планируется ввести в эксплуатацию авианосец «Ши Лан» (бывший советский «Варяг», проданный Китаю Украиной).

В 2006 году НОАК провела учения в Шэньянском военном округе, в ходе которых была осуществлена переброска войск на 1000 километров. Этот сценарий очень напоминал репетицию наступательной операции в Сибири. Другие маневры НОАК, состоявшиеся в 2009 году, впечатлили и обеспокоили российских экспертов еще сильнее, поскольку они продемонстрировали способность китайских вооруженных сил вести масштабные боевые действия на суше против России. Военные учения «Куюаэ-2009» - крупнейшие за 60-летнюю историю КНР. Они проводились на территории четырех из семи военных округов: Шэньянского, Ланьчжоуского, Цзиннаньского и Гуаньчжоуского. В них принимали участие до 50 тысяч военнослужащих сухопутных войск и ВВС, более 6 тысяч транспортных средств. В ходе маневров войска преодолели в общей сложности 50 тыс. километров. Например, четыре общевойсковые дивизии совершили марш (по железной дороге
, а затем своим ходом) на расстояние 2 тысячи километров.

На учениях отрабатывались совместные действия всех родов войск в условиях современной войны. В сентябре 2009 года начальник штаба Сухопутных войск генерал-лейтенант Сергей Скоков охарактеризовал потенциального противника страны на востоке следующим образом: «Это может быть многомиллионная армия с традиционными подходами к ведению боевых действий: прямолинейно, с большим сосредоточением живой силы и огневых средств на отдельных направлениях». Вопрос в том, что случится, если столь многочисленная армия будет оснащена современной техникой и будет вести бой в соответствии с достижениями революции в военном деле.

Главный же вопрос, почему Москва считает западные государства вероятным противником, а Китай (хоть у него есть гораздо больше возможностей, чем у США и НАТО напасть на Россию) ближайшим партнером? Подозреваю, что по единственной причине. Московские начальники искренне считают китайских коллег равными себе. То есть похожими на себя. На то, что китайские начальники, однажды поруководив, больше во власть не возвращаются, в Москве не желают принимать во внимание...

0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]