Что мешает перевооружению белорусской армии? | |
С момента, когда противостояние на Украине переросло в полноценный вооруженный конфликт, Вооруженные силы Беларуси закономерно стали центром внимания со стороны как прессы, так и политиков высокого уровня. Причем тема модернизации белорусской армии в перечне обсуждаемых вопросов стала ключевой. Здесь стоит отметить, что Беларусь сделала выбор в пользу компактной, но мобильной армии. Причем приоритет отдан развитию сил специальных операций, разведки, РЭБ, ВВС и войскам ПВО, а также беспилотной авиации. Понятно, что без качественных преобразований трудно сформировать боеспособные вооруженные силы, отвечающие современным вызовам и угрозам. Поэтому в современных экономических условиях, при проведении оптимизации все усилия военного руководства Беларуси направлены, прежде всего, на сохранение и развитие боевых частей. Высвобождающиеся же в ходе оптимизации средства, как правило, направляются на закупку и оснащение новыми видами вооружения и военной техники, а также на повышение социальной защищенности военнослужащих. Следует заметить, что Президент Беларуси Александр Лукашенко уделяет процессу модернизации белорусской армии пристальное внимание. Уже в текущем году представители Минобороны дважды (в феврале и июне) докладывали руководителю страны обо всех проблемных вопросах и путях их реализации. Кстати, принимая 15 июня с докладом руководителя военного ведомства генерал-лейтенанта Андрея Равкова, глава государства был проинформирован о ходе модернизации белорусской армии и констатировал, что приспосабливать ее к условиям современных войн и вызовов приходится уже в третий раз. Но в динамично меняющейся обстановке от этого не уйти. В то же время, белорусский лидер отметил, что «армия для этого и существует, чтобы защитить свою страну. А лучше развивать армию так, чтобы никому не было интересно даже посмотреть косо в нашу сторону, то есть Вооруженные силы должны быть мощными». Очевидно, что развитие вооруженных сил, как и любой другой государственной структуры, неразрывно связано с экономическими возможностями государства. Особенно это касается Беларуси. Следует подчеркнуть, что по расходам с Минобороны вряд ли может сравниться какая другая силовая структура. Причем из выделенных в 2015 году оборонному ведомству 578,7 млн.$ (по курсу на январь 2015 г.) более половины уйдет на текущие потребности армии. Для примера, только авиация потребляет более трети средств, выделяемых оборонному ведомству. А просто взять и отказаться от нее нельзя – для адекватной замены истребителей придется увеличить количество комплексов ПВО на порядок, что тоже недешево. Но кроме авиации на вооружении белорусской армии стоят тысячи единиц других образцов высокотехнологичного вооружения и техники, которые также требуют значительных затрат на их содержание. Вот и выходит, что средств для полноценного переоснащения армии на новое вооружение практически не остается. Как выход, одним из дополнительных источников финансирования являются средства, вырученные от реализации устаревшего и неиспользуемого вооружения, на что указывал и глава государства. Но не все так просто, как это кажется на первый взгляд. Дело в том, что вовсе не Министерство обороны распределяет эти средства. Они поступают в государственный бюджет, и лишь после этого принимается решение, какая часть будет выделена оборонному ведомству. Об уровне вырученных от продажи вооружения и военной техники средств, можно судить по данным, представленными Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI). Так, в 2013 году Беларусь вошла в двадцатку наиболее крупных экспортеров военной техники, выручив $338 млн. В частности, покупателями белорусского оружия стали Китай и Судан, которые приобрели вооружения и снаряжения на 170 млн.$ и 168 млн. соответственно. Более того, как отмечают военные эксперты, значительная часть нашего военного экспорта не подпадает под «мониторы» международных организаций. А это еще примерно около 100-150 млн.$ В сумме получается более половины бюджетных средств, выделенных на оборону в 2015 году (578,7 млн.$). Стоит признать, что сегодня наблюдается некоторый дисбаланс в механизме распределения средств, вырученных от продажи военной техники и вооружения. Иначе трудно объяснить некоторую заторможенность в вопросах перевооружения белорусской армии. Особых подвижек нет, разве что в ВВС и войсках ПВО есть положительные сдвиги. Уже заявлено о подписании контракта на покупку двенадцати современных вертолетов Ми-8-МТВ-5, а в ближайшее время будет подписан также контракт на поставку четырех учебно-боевых самолетов Як-130. Необходимо понимать, что затягивание решения с финансированием чревато ухудшением ситуации, так как постоянный перенос сроков перевооружения влечет за собой увеличение расходов, в виду того, что увеличивается количество вооружения и военной техники с истекшими ресурсами. И одномоментно закупить большое количество новых образцов становится проблематичным в финансовом плане. А если учесть факт, что цены на современные образцы вооружения ежегодно увеличиваются, порой многократно, то процесс перевооружения может затянуться надолго. Существенную помощь Минобороны может оказать Государственный военно-промышленный комитет, который, кстати, в первую очередь должен поставлять вооружение и военную технику для собственной армии. Сегодня предприятия Госкомвоенпрома действительно имеют прогресс в разработке и производстве конкурентоспособной и современной продукции военного назначения, Причем не только РЛС, средств связи, АСУ, противотанковых ракетных комплексов и бронеавтомобилей, в чем имеется значительный задел, но и огневых средств поражения. Речь идет о РСЗО «Полонез» белорусского производства, представленного широкой публике на параде 9 мая. К сожалению, но приходится констатировать, что белорусские военные также сталкиваются с моментами, когда закупаемые отечественные образцы вооружения превосходят по цене зарубежные аналоги. Это обстоятельство зачастую не позволяет Минобороны приобрести необходимое количество вооружения и военной техники. Хочется верить, что эта проблема не возникнет с поставкой «Полонезов». Остается лишь надеяться, что вопрос выделения финансирования на перевооружение армии будет решен в скором времени. Причем правительственным мужам стоит четко осознавать, что с вопросами обеспечения безопасности государства откладывать в долгий ящик нельзя. Достаточно опыта соседей, чтобы не допускать ошибок, которые могут стать фатальными. | |
|
0 | |