Битва с Японией
Собственно говоря, для Китая тот колоссальный военный конфликт, сотрясавший страны и континенты с 1939 по 1945 год, является чистой абстракцией. У этой страны была собственная битва – с Японией, входящая во Вторую мировую весьма условно. Началась она раньше, в 1937 году, а закончилась, понятно, с капитуляцией Токио в 1945-м.
При этом у кого-то может возникнуть резонный вопрос: как же получилось так, что крохотная Япония умудрилась разгромить, оккупировать и долгие годы терроризировать громадный Китай? Ответ, как несложно догадаться – в сравнении боевых качеств сражавшихся армий.
Легче всего сказать, чего у китайской армии к моменту начала боевых действий с Японией было много. Людей... Общая численность номинально «стоявших под ружьем» на тот момент превышала в Поднебесной 2 миллиона человек. К 1941 году это число возросло почти до 4 миллионов. Правда, ключевым словом тут является, увы, «номинально».
Единых вооруженных сил страна не имела, как таковых. Главнокомандующему Национальной революционной армии Республики Китай (НРА) Чан Кайши реально подчинялись не более трех сотен тысяч человек. Остальные силы были рассеяны по дивизиям, каждой из которых командовал генерал, мнивший себя самым главным и ничьим приказам следовать не желавший.
Существовали еще коммунисты, с Гоминьданом (правившим Китайской республикой) нещадно враждовавшие, но перед лицом японской угрозы (и по совету старших товарищей из СССР) сплотившиеся с ним в Объединенный фронт для борьбы с захватчиками. Из сил КПК была сформирована целая 8-я армия, насчитывавшая в различное время от 300 тысяч до миллиона человек.
В боях себя коммунисты показали довольно неплохо. Их действия были настолько успешны, что это вызвало опасения у Чан Кайши. И следующая сформированная КПК армия (4-я) была разгромлена собственными же соотечественниками из НРА. После этого, естественно, ни о каком военном союзе между КПК и Гоминьданом речи быть не могло.
Не хватило единства
Итак, чего же не было у китайской армии? Как уже ясно из рассказанного выше – единства. С дисциплиной дело тоже обстояло просто ужасно. Массовое дезертирство, невыполнение приказов и тому подобное были делом обычным. Можно сказать, обыденным. О боевой выучке речь не шла вообще. Определенное число «кадровых» дивизий НРА было подготовлено немецкими специалистами, а какое-то количество тех же летчиков или танкистов – советниками из СССР, а позднее США.
Однако, говорить о каком-то профессионализме китайских военных того времени попросту неуместно. Из 300 с лишних дивизий, имевшихся у Китая в 1941 году на бумаге, кое-как подготовлены были максимум 40. В основном это была необученная, из рук вон плохо вооруженная и экипированная людская масса, во главе которой стояли «командиры» с весьма сомнительными качествами.
Собственной военной промышленности Китай практически не имел. Местные арсеналы еще кое-как справлялись с изготовлением копий немецких, чешских, американских винтовок и пулеметов, однако вы сами можете представить, какого качества были эти «клоны». Поэтому «элитные» подразделения НРА, прошедшие подготовку у немецких инструкторов, щеголяли настоящими Gewehr 98 и Kar.98k. Да вдобавок красовались в (привычно ассоциирующихся у нас с вами с немецко-фашистскими оккупантами) шлемах М35. Каковые Китай и сам производил, и закупал в Германии буквально сотнями тысяч. Кстати, что касается экипировки, кожаные сапоги в китайской армии были привилегией исключительно высшего офицерского состава. Солдаты ходили в обуви из соломы и тряпок...
В общем и целом, арсенал НРА и прочих вооруженных формирований Поднебесной в ту пору представлял из себя нечто невероятно пестрое и разнообразное. Винтовки, пулеметы и прочее стрелковое оружие там можно было встретить буквально изо всех стран, таковое выпускавших – немецкое, французское, английское, бельгийское, итальянское, советское, американское и еще бог знает какое. Артиллерии имелось крайне мало, и представлена она была в основном советскими и немецкими образцами. С бронетехникой дело обстояло примерно так же – наши Т-26 и невообразимая мешанина из устаревших немецких, английских и даже итальянских моделей.
Авиация в китайской армии как таковая появлялась в периоды, когда ей начинали оказывать интенсивную военную помощь союзники. Вначале (в период 1937−1941 годов) это делал СССР, впоследствии – США. Самолеты, как правило, приходилось поставлять «в комплекте» с летчиками. Это было намного проще и эффективнее, чем пытаться обучать местные кадры, хотя и в этом направлении работа велась.
Помощь СССР
Вообще говоря, Советский Союз оказывал Китаю на первом этапе его войны с Японией весьма действенную и масштабную военную помощь во всех возможных областях – от прямых поставок оружия, боеприпасов и техники, а также предоставления военных советников до постройки оборонных предприятий.
Помощь была свернута, во-первых, из-за антисоветской позиции Гоминьдана, а во-вторых, в силу подписания в апреле 1941 года с Японией пакта о нейтралитете. Вот-вот должна была начаться война с Германией, и границу на Востоке надо было обезопасить любой ценой.
США помогали Китайской армии по ленд-лизу. Однако проблема заключалась в том, что на момент начала их поставок страна была практически полностью блокирована японцами. Как результат − армия Поднебесной на протяжении всей войны испытывала жесточайшую нехватку вооружения, боеприпасов и всего остального.
Неудивительно, что людские потери китайских вооруженных сил на различных этапах боевых действий превышали японские в 5, а то и в 8 раз.
Осложнялась ситуация вдобавок еще и беспрерывной конфронтацией между Гоминьданом и коммунистами, временами переходившей от вооруженного до зубов нейтралитета к открытым кровопролитным стычкам.
Фактически капитуляция японских сил на территории Китая и победа армии Поднебесной 9 сентября 1945 года были обусловлены исключительно тем разгромом, который потерпела «непобедимая» Квантунская армия именно от РККА СССР. |