Армии Европы – объединяйтесь! Новая угроза на западных границах России | |
Вне НАТОСобраться с силами в Европе решили ещё в 2017 году, когда Совет Европейского союза согласовал механизм реализации «Постоянного структурированного сотрудничества». Инициатива по углублению военного и военно-технического сотрудничества исходила от Германии, Италии, Франции и Испании. Идея была воспринята на ура – из 28 стран Евросоюза 25 согласились стать частью проекта. Ожидаемо отказалась Великобритания (у неё свой путь, и выход из ЕС был на носу), Дания, не участвующая в военном партнёрстве внутри Евросоюза, и Мальта, решившая пока сэкономить. Логика создания европейцами собственного военного блока в противовес НАТО с американской гегемонией вполне понятна. В обозримом будущем в Евросоюзе не собираются воевать друг с другом, поэтому гораздо эффективнее дружить вместе против внешних врагов. Совместными усилиями планируется сэкономить на разработках дорогостоящих оборонных проектов – каждая участвующая страна должна быть включена как минимум в один подобный кейс. Локомотивом истории выступает Франция, задействованная сразу в 31 совместном проекте, в десяти из которых страна является ведущей. К слову, именно Мануэль Макрон одним из первых в Европе заговорил о создании общеевропейской армии и отстаивает эту идею в настоящее время. Можно с уверенностью говорить, что именно Франция становится настоящим региональным лидером в военно-политическом плане. Второе место по уровню кооперации и вовлечённости в проектную деятельность делят Испания с Италией с 25 проектами. Показательна низкая роль Германии в «Постоянном структурированном сотрудничестве» – 3 место всего с 15 проектами, из которых Берлин контролирует только 7. Для сравнения – Греция вовлечена в 14 проектов, в 5 из них страна играет главную роль. Военно-технический потенциал ФРГ в рамках данной кооперации фактически сравнялся с греческим – вполне определённый сигнал о смене европейского лидера. Небезынтересны и страны, желающие сэкономить на коллективной европейской безопасности. Это ожидаемо. Эстония, Латвия и Литва, всячески заигрывающие с Соединёнными Штатами в оборонных вопросах – в среднем балтийские страны кооперированы в 2-3 проекта. В самом хвосте плетутся Люксембург с Ирландией, возложившие на себя участие всего в 4 проектах на двоих и ни в одном не являющиеся ведущими. Вероятно, была бы возможность, эти страны вообще не принимали бы участие в коллективных разработках, но требования структуры обозначают работу хоть в одном кейсе. В Европе делят деньгиСтраны «Сотрудничества» ещё на берегу договорились о требованиях к участникам. Военные расходы в государствах на проект должны постепенно увеличиться до 2 % ВВП, при этом из них до 1/5 планируется тратить на военную технику. Вообще, военные расходы в Европе растут с каждым годом. По крайней мере, на уровне деклараций. НАТО от своих членов с 11 сентября 2001 года просит в общую копилку также не менее 2 % ВВП. Европейцы эти цифры бессовестно игнорируют – с 2001 по 2014 год доля Старого света в совокупных расходах НАТО снизилась с 37 до 25 %. После встряски в Украине денег решили добавить, но ненамного. В частности, Франция к 2019 году довела расходы до 1,84 %, а Германия и того меньше – до 1,36 %. В среднем европейцы тратили из суверенных бюджетов в прошлом году 1,58 %, что, естественно, выводило из себя США как главного спонсора. Однако генсек НАТО Столтенберг не спешит выбивать долги из соотечественников. По его словам, датированным концом 2019 года: К 2024 году как минимум 15 членов организации будут тратить 2 % ВВП или больше на оборонные нужды.
С учётом пандемической ямы данные заявления сейчас выглядят очень оптимистичными. Тем не менее на европейцев всё сильнее давит груз военных расходов. Ассигнования, рассчитанные на душу населения, с 2014 года выросли за пять лет на 16,5 % – с 417 до 486 тыс. долларов. Много это или мало? В эти же годы в США на оборону в пересчёте на одного гражданина тратили 2,072 млн долларов! Несмотря на такие траты, в Европе твёрдо решили создавать собственное «Постоянное структурированное сотрудничество», выделяя на него дополнительные бюджеты. Во многом это связано с технологическим лидерством США. В Вашингтоне отлично понимают свою гегемонию в рамках НАТО и все выгоды для собственного военно-промышленного комплекса. Европа в этой истории постепенно становится банальным рынком сбыта для военной продукции заокеанского партнёра. Зоны ответственностиВ списке проектов, которые европейцы поделили между собой, фигурируют 47 позиций, финансирование которых распланировано до 2027 года. Здесь и создание европейского патрульного корабля класса «корвет» (куратор – Италия), и модернизация вертолёта «Тигр» (куратор – Франция), и создание дистанционно-управляемых роботов (лидер – Эстония), и формирование объединённой европейской разведывательной школы (главный – Греция). Но на данный момент сотрудничество не включает многие знаковые для Европы военно-технологические проекты. Так, в кооперацию не включены дорогостоящие разработки нового танка и многоцелевого самолёта – исполнителями независимо ото всех остались Германия и Франция. Аналогична ситуация с подводными лодками норвежско-германского проекта 212CD. Когда данные боевые единицы будут созданы в металле, на каких основаниях они будут включены в гипотетическую Общеевропейскую армию? Или «Сотрудничество» – это обычная бизнес-схема для экономии ресурсов и времени на разработку второстепенных изделий? Подобное не самое однозначное распыление оборонных средств в коронавирусную эпоху вызывает справедливое возмущение среди избирателей. В этой связи показательно мнение авторитетного немецкого издания Deutsche Wirtschafts Nachrichten о перспективах европейской военной консолидации. ФРГ в последние годы постоянно наращивает свои военные расходы – это неудивительно, учитывая членство и в НАТО, и в упоминаемом «Сотрудничестве». Но это не самое главное. Бюргеры не видят реальных плодов повышенной нагрузки на семейные бюджеты на оборонные нужды. Низкая боевая готовность бундесвера (до 70 % оборудования и вооружений неисправны), ущербные винтовки G36 (низкая точность вследствие перегрева ствола) и провал с устаревшим многоцелевым истребителем Eurofighter Typhoon – это только несколько претензий к германской обороноспособности. Исправление этих ошибок будет стоит ещё дороже. Упоминаемый франко-германский Leopard 3 может обойтись в кругленькие 100 млрд евро. Примерно так же будет стоить истребитель шестого поколения Future Combat Air System (FCAS), сроки принятия которого на вооружение смещаются к 2040 году. Стоит напомнить, что пока у европейцев кроме американского F-35 вообще нет машины пятого поколения. Удастся ли перепрыгнуть через поколение? Удастся, считают немцы, уповая на единую европейскую армию с прозрачным финансированием и расходованием средств. Не тратить на финансирование как минимум трёх военных и военно-технических объединений, а сосредоточится на одном. И перестать впутываться в авантюрную борьбу с терроризмом во всех частях света. Пока это только добавляет головорезов в европейских столицах. А высвободившиеся ресурсы вполне можно направить на борьбу с пандемией и гуманитарные проекты. Договорились, но не совсемСозданию новой армии объединённой Европы на западных рубежах России мешает сразу несколько факторов. Во-первых, цели у европейских стран разные. Если в Прибалтике всерьёз боятся российского вторжения, то страны Западной Европы больше озабочены наведением порядка в африканских государствах. Во-вторых, наличие баз США на территории Европы. Вашингтону ни в коем случае нельзя допускать консолидации военных в Старом свете. Пожалуй, этого американца боятся даже больше, чем в России опасаются общеевропейской армии. Концепция управляемого хаоса в Восточной Европе подразумевает гегемонию именно американских вооружённых сил в регионе. Только так Вашингтон может продолжать разобщение российского энергетического потенциала с европейским технологическим. | |
|
0 | |