Россия пытается сколотить «коалицию добровольцев», чтобы поставить американские планы ПРО вне закона, а Соединенные Штаты выставить в качестве серьезной угрозы мировой стабильности. В рамках этой стратегии Москва готовит масштабную информационную кампанию, которая должна начаться с конференции в Москве 3-4 мая. Этой кампанией она намерена выдвинуть на передний план подлинные, как ей кажется, причины натовских и американских планов по развертыванию системы противоракетной обороны в Европе и расширению сотрудничества с такими странами как Индия и Япония - а именно, по изменению стратегического баланса сил в пользу западных держав.
Россия надеется создать консолидированную политическую группировку, чтобы вместе с ней выступить против развертывания системы ПРО США-НАТО. Такая коалиция наверняка будет включать в свой состав Китай. Но в вовлечении Китая таятся определенные опасности, которые Москва либо не учла, либо готова с ними мириться.
Как писал на этой неделе Манприт Сети (Manpreet Sethi), ПРО давно уже играет роль раздражителя в российско-американских отношениях. До 2002 года этот вопрос регулировался Договором по противоракетной обороне от 1972 года. Но с тех пор как Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из этого договора, проблема ПРО отравляет российско-американские отношения. Соединенные Штаты считают, что ракетная угроза со стороны Ближнего Востока и Северной Кореи усиливается, а Россия утверждает, что ПРО может поставить под угрозу все или часть ее стратегических сил ядерного сдерживания, сделав ее крайне уязвимой. Обе стороны настойчиво отстаивают свои позиции и, очевидно, полагают, что уступки будут создавать серьезные угрозы. Все это заводит переговоры в тупик.
Москва признает, что не обладает достаточным весом для того, чтобы внести изменения в соображения США или существенно повлиять на планы развертывания ПРО. Она также не может внести в эти планы значимый вклад, который США согласились бы принять. Поэтому Россия посчитала, что для замедления или остановки планов ПРО ей надо заручиться поддержкой Китая, убедив его в том, что ПРО нарушит глобальный стратегический баланс, а также сделает КНР более уязвимой для американского военного вмешательства.
Согласно заслуживающим доверия подсчетам, китайский арсенал составляет около 240 боезарядов, причем всего 175 из этого количества являются развернутыми. И еще меньшее количество боеголовок способно достичь территории США. Но завлечь Китай в коалицию против ПРО во главе с Россией должен не его ядерный арсенал, а обеспокоенность Пекина по поводу расширения военного присутствия США в соседних с ним регионах, в сочетании с потенциалом для будущего наращивания ядерных вооружений. По словам Джефри Льюиса (Jeffery Lewis) из Центра исследований проблем нераспространения (Center for Nonproliferation Studies), «нет теоретического предела» потенциальному размеру китайского ядерного арсенала. А это значит, что 2Китай при желании и при наличии времени может создать арсенал и в 20 тысяч боеголовок». Китай полностью освоил ядерный топливный цикл, а также быстро наращивает свой военный бюджет, и это позволит ему поддерживать потенциал сдерживания даже при наличии эффективной системы ПРО.
Заявленная позиция Пекина заключается в том, что программа глобальной ПРО пагубно отразится на стратегической стабильности. Это ставит его в один ряд с Россией, и из-за этого Китай вполне может стать ее полезным и готовым к сотрудничеству партнером. Планы Китая менее прозрачны, что дает повод для многочисленных спекуляций и предположений. Однако такое отсутствие прозрачности может заставить США быть более осторожными.
У России, с другой стороны, выбор уже, и она сталкивается с более серьезными ограничениями финансового и политического характера. После неспокойного избирательного сезона Владимир Путин продолжает реализацию своих планов по инвестированию 23 триллионов рублей (около 760 миллиардов долларов) в военную технику и вооружения, несмотря на критику со стороны российских экспертов, которые считают необходимым развивать другие отрасли экономики. Они утверждают, что эти планы необходимо притормозить, потому что нынешняя ситуация в мире не требует наличия почти 400 запланированных к созданию межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, 8 атомных подводных ракетоносцев и 100 спутников военного назначения. Многие обозреватели заявляют, что деньгам, которые тратятся на стратегические системы, можно найти лучшее применение, направив их на устранение более актуальных и реальных угроз, с которыми сталкивается российское государство, например, продолжающееся насилие на Северном Кавказе, нестабильность в Средней Азии, а также необходимость подготовиться к возможным последствиям от предстоящего вывода войск НАТО из Афганистана.
Однако высшее российское руководство по-прежнему считает необходимым поддерживать ядерный паритет с Соединенными Штатами, видя угрозу территориальной целостности и энергетическим ресурсам России со стороны государств, у которых может появиться соблазн решить свои проблемы за счет других. И, тем не менее, вполне можно поверить в то, что разжигание китайских страхов по поводу американской ПРО это ошибка. Если Китай решит приступить к существенному и долгосрочному наращиванию своих ядерных сил в ответ на ПРО, то Россия со временем столкнется лицом к лицу с противником намного более опасным, близким и охочим до энергоресурсов.
Понятно, что для многих российских руководителей стратегический ядерный паритет с США – это последние остатки сверхдержавного статуса после окончания холодной войны. И хотя Россия по вполне понятным причинам очень не хочет с ним расставаться, ее военным стратегам следует проявлять осторожность и благоразумие, сводя к минимуму свои пиар-кампании. Создание коалиции добровольцев в попытке напугать США и заставить их отказаться от ПРО может в итоге принести больше вреда, чем пользы. |