Штурм донецкого аэропорта 2014-2015
Новенький аэропорт Донецка
Аэропорт Донецка, построенный к «Евро-2012», стал, без преувеличения, визиткой карточкой не только региона, но всей Украины. Он сразу же вошел в тройку крупнейших в стране и был способен принимать даже такие гигантские самолёты, как Ан-225 «Мрия». Его взлетно-посадочная полоса достигала в длину 4 км и в ширину более 60 м.
Штурм донецкого аэропорта ополченцами 26 мая 2014 года
Естественно, с началом боевых действий в рамках АТО такой объект мог использоваться для оперативной переброски техники и личного состава непосредственно к Донецку. И в соответствии с этой логикой ополченцы должны были захватывать воздушную гавань если не в первую, так во вторую очередь. Однако с момента начала протестов и захвата администрации города (6 апреля 2014 года) прошло без малого два месяца, прежде чем у ополченцев дошли руки до аэропорта. Только в ночь на 26 мая Александр Ходаковский, подполковник запаса, который до апреля 2014 года командовал спецотрядом «Альфа» Службы безопасности Украины по Донецкой области, начал с отрядом «Восток» операцию по штурму аэропорта. На вооружении «Востока» было лишь стрелковое оружие, которое ополченцы захватили на местных складах.
В качестве транспорта использовали несколько бортовых КамАЗов, лишенных даже минимального бронирования. Против них выступали полторы сотни бойцов 3-го полка специального назначения из Кировограда. Это, безусловно, боеспособное подразделение занимало позиции в старом терминале и вышке диспетчеров. К штурму бойцы Ходаковского приступили в 3.00 утра, имея на руках лишь план здания нового терминала аэропорта и 80 человек личного состава. Отсутствие у штурмующих планов остальных строений и подземных коммуникаций стало упущением командования, которое позже выльется в катастрофу. Первое время все шло хорошо – подразделения ополченцев фактически без боя вошли в новый терминал, заняли позиции внутри и на крыше. Предварительно пассажиров аккуратно эвакуировали из здания.
Ополченцы штурмовой группы батальона "Восток" перед захватом аэропорта
К 7.00 к штурмующим примкнули несколько десятков бойцов в качестве подкрепления. Примечательно, что предварительно Ходаковский сумел наладить контакт с оборонявшими аэропорт спецназовцами из Кировограда и даже заключил с ними некие договоренности. Но несмотря на это, с 11.00 по ополчению, расположившимся в аэропорту начали работать со всех направлений и изо всех орудий. Били снайперы с диспетчерской вышки, с воздуха расстреливали сразу четыре вертолета и два самолета. Здесь, кстати, ярко проявился еще один промах командования операцией – отсутствие у ополчения ПЗРК. Первые потери понесли ополченцы, которые были на крыше здания. Они были как на ладони для авиации, а гравийное покрытие создавало море поражающих элементов от попадания НУРСов даже на большом удалении от цели. В здании ситуация была не намного лучше: бойцы «Востока» (около 120 человек) вынуждены были даже из банкоматов сооружать баррикады, а многие автоматические двери вообще оказались заблокированы. Противник, занявший заранее диспетчерскую вышку, был в гораздо более выгодном положении, что позволяло эффективно корректировать минометный обстрел и блокировать подступы снайперским огнем. При этом стоит учитывать, что расстояние от вышки до терминала составляло внушительные 900 метров, и штатной СВД бойцам кировоградского спецназа на такой дистанции работать было не с руки. Поэтому по ополченцам «Востока» вели огонь из винтовок калибра 12,7 мм, предположительно М-82 «Барретт». А подавлять такой огонь было совсем нечем: кроме пулеметов и автоматов, у засевших в терминале был только миномет и единственный АГС-17. С огромными трудностями, но удалось несколько раз попасть из автоматического гранатомета по вышке, но это лишь ненадолго снизило градус обстрела.
Всего же в окрестностях аэропорта 26 мая вели бои: 1) тактическая группа (батальон) «Восток» Ходаковского и отряд бывшей «Альфы» из Донецка; 2) подразделение Бородая; 3) бойцы Здрилюка; 4) отряд Пушилина; 5) подразделение «Оплот». Все эти группы были слабо скоординированы, несли потери как от огня противника, так и от дружественного обстрела.
Новый терминал не был полностью блокирован и небольшое «бутылочное горлышко» давало возможность отступить батальону «Восток». Из грузовиков оставались в удовлетворительном состоянии только два КамАЗа. На них и решено было прорываться. В 18.30 КамАЗы, битком набитые вооруженными ополченцами, на полной скорости вылетели из нового терминала. В книге Евгения Норина «Падение донецкого аэропорта: как это было» приводится рассказ выжившего бойца, оказавшегося в одном из КамАЗов:
«Наш «КамАЗ» вылетает из терминала, и мы начинаем стрелять во все стороны, в воздух, кругом открытая местность, проехали по трассе 4–5 километров от аэропорта в сторону города, расстояние между машинами где-то метров пятьсот — шестьсот. Два «КамАЗа» едут и палят без остановки. Страшное зрелище! Правда, я перестал стрелять, увидел, что никого нет вокруг. Когда мы стали въезжать в город, вдруг видим — на дороге стоит наш первый «КамАЗ». Я не понял, почему он остановился. Мимо едут машины, даже люди ходят, это уже окраина Донецка. Мы пролетели на сумасшедшей скорости, я не успел разглядеть, кто-то еще стрелял. Через пятьсот метров из гранатомета подбили нашу машину, снаряд попал под кабину водителя, мы перевернулись. Нам, как оказалось, повезло, мы вылетели с борта, ушиблись, но без переломов. Ту машину, которую подбили первой, добивали из пулеметов перекрестным огнем, по ребятам стреляли снайпера, погибли три десятка человек, не меньше. По нам тоже стали палить откуда-то, я бросил пулемет, схватил одного раненого парня, он был из Крыма, потащил на себе, бежал тупо по дворам. Ко мне присоединился наш фельдшер, у него был автомат, я взял оружие и еще пострелял по сторонам, по крышам и бежал дальше с этим раненым.
Жуткое обстоятельство: грузовики с уходящими из аэропорта расстреляли свои же. Один из взводов «восточных» принял грузовики за украинские и встретил выходящих из аэропорта огнем. Уверенные, что атакует украинская нацгвардия, засадчики буквально изрешетили грузовики. Расстреляв машины, «восточные» подошли ближе и только тогда увидели на телах георгиевские ленточки…»
Уничтоженные КАМАЗы
По роковой ошибке в расстреле своих братьев по оружию участвовали 80 человек из батальона «Восток» — первый КамАЗ они подбили на Киевском проспекте Донецка около магазина «Магнолия», а второй изрешетили на улице Стратонавтов в районе Путиловского моста. В результате уничтожения двух грузовиков погибло около пятидесяти ополченцев, которые позже были выставлены на всеобщее обозрение в донецком морге. До сих пор неизвестно, кто решился на столь отвратительный шаг и разрешил фотографировать тела погибших. В дальнейшем фото разлетелись по сети в сопровождении гадких замечаний "патриотов" Украины.
Стоит также помнить, что среди погибших 26 мая 2014 года было не менее тридцати граждан России, пришедших на Донбасс добровольцами.
Эта трагедия не поставила точку в битве за аэропорт. Впереди была ещё не менее масштабная мясорубка со своими героями и «киборгами».
Бои в аэропорту Донецка осенью 2014
Блокированные в аэропорту бойцы армии Украины в мае-июне вели вялые перестрелки с ополченцами, которые также не торопились штурмовать воздушную гавань Донецка. Самолеты приземляться на ВПП не могли, поэтому сбрасывали блокированным частям ВСУ «гуманитарную» помощь, проходя над аэропортом на бреющем полете. С земли транспортники обстреливали из стрелкового оружия – в общем, в таком ритме и прошел июнь 2014 года. Ополченцам по причине некой разобщенности и слабой спаянности не удалось даже полноценно окружить аэропорт и блокировать каналы поставок осажденным по суше. Со временем ополченцы усилили натиск, утюжа здания с засевшими бойцами ВСУ автоматическими пушками, минометами и крупнокалиберными пулеметами. Аэропорт от этого постепенно превращался в развалины, снимки которых облетели весь мир.
Аэросъемка, сделанная с помощью дрона, наложена на спутниковый снимок еще целого терминала донецкого аэропорта
К началу июля ситуация вокруг донецкого аэропорта стала стремительно меняться, причиной стала активность ВСУ. Со стороны Тоненького, что находится западнее Авдеевки, украинцы стали прорубать деблокирующий коридор к аэропорту. Поначалу подразделениям ДНР не хватало сил и средств для отражения наступления – фронт неумолимо приближался к Донецку. Уже 22 июня Стрелков официально объявил о снятии блокады с аэропорта подразделениями ВСУ. Фактически аэропорт теперь превратился в опорный пункт украинской армии – к нему перебрасывались также каратели запрещенного в России «Правого сектора» и «Днепра-1». Прибыла 93-я отдельная механизированная бригада «Холодный Яр» (Харьков) вместе с 17-й криворожской бригадой. Именно эта компания и еще несколько подразделений в дальнейшем получили специфическое наименование «киборги». Интересно проследить «боевой путь» подразделения «Днепр-1», который 24 июля захватил село Пески, по пути выбивая ополченцев из Карловки, Первомайского и Нетайлово. Взятие села Пески имело стратегическое значение и дало возможность частично разблокировать окруженных бойцов ВСУ в аэропорту имени Сергея Прокофьева. Держал Пески «Днепр-1» до 21 августа 2015 года, пока не поступил приказ о передачи позиций 93-й бригаде. Отличились каратели «Днепра-1» и в диверсионных вылазках в Донецк, в ходе которых уничтожили грузовик с бойцами батальона «Восток», а также захватили патрульный джип. Но диверсионный пыл заметно спал после засады, в которой были ранены 4 человека вместе с командиром роты Шиловым.
Толчком к активным действия со стороны ополчения стали успехи в районе Иловайска, которые несколько деморализовали части ВСУ и привели военное руководство Украины во временное замешательство. Решено было ковать железо, пока горячо, и организовать штурм под конец августа. К тому же на помощь ополчению пришли части, освободившиеся после ликвидации Иловайского котла. Сперва аэропорт подвергся артиллерийскому обстрелу, который наносил украинским частям достаточно условный ущерб – большая часть бойцов успевала укрываться в обширных подземельях. Даже при хронической нехватке боеприпасов у ополчения зданиям от артиллерии доставалось серьезно. Красивый некогда комплекс постепенно превращался в труднопроходимые развалины. Самым крепким орешком оказалась диспетчерская вышка, которая по конструкции должна была выдержать удар пассажирского самолета, и поэтому стойко держала снаряды ополчения.
Проблемой оставались артиллерийские позиции ВСУ позади аэропорта, которые методично обстреливали Донецк, и расположение подразделений ополченцев. В книгах Евгения Норина и Анатолия Цыганка приводятся слова безымянного бойца ДНР, который очень точно охарактеризовал сложившуюся оперативную обстановку:
«Укры сидят под землёй. На поверхность поднимаются корректировщики, иногда снайперы и миномётчики. Плюс через камеры наблюдают за поверхностью. Наши после жиденькой артподготовки (ибо снаряды дефицит) выдвигаются, по ним начинают бить из Песков и Авдеевки всем чем можно, они отходят. И так каждый день. Итог: 1–3 «двухсотых» и 10–20 «трехсотых» ежедневно. И всё было бы совсем плохо, но тут вступает в действие уже укрокомандование, которое зачем-то стремится непременно иметь в аэропорту танки и БМП. Которые оно и гонит туда через территорию, которую простреливают наши, после чего оставшиеся коробочки мечутся по взлётке, пока их не сожгут. Ну и небольшие команды крутых ребят с обеих сторон играют в «Контр-Страйк» офлайн в развалинах терминалов с примерно равным счётом. Так что пока наши не возьмут Пески и Авдеевку (либо как минимум не подавят артиллерию укров там), толку не будет».
Одним из серьезнейших просчетов командования ВСУ стало хаотичное и бездумное использование бронетехники на отлично простреливаемых полях, прилегающих к аэропорту. Михаил Жирохов писал по поводу участия в событиях той поры 1-го батальона 79-й бригады писал:
«В конце сентября наш батальон зашел в аэропорт – Пески, Тоненькое. А первые серьёзные потери в аэропорту у нас были 28 сентября. Третья рота 1-го батальона попала в засаду 28 сентября. Это даже не засада – два БТР выехали на вражескую позицию. До терминала аэропорта вся техника едет ночью, без света и на большой скорости. Водитель ошибся, и они выехали прямо на российский танк. Тогда расстреляли 2 БТР, погибли 9 ребят, в том числе и наш запорожец Саша Пивоваров».
Далее следует комментарий редакции, согласно которому на самом деле два танка Т-72 ополчения двигались к блокпосту «Броня» в надежде уничтожить расположенные на нем танки ВСУ. Но тут удачно подъехали два БТР 79-й бригады, которые и были расстреляны. По утверждению украинской стороны, позже эти танки были сожжены неким доблестным танкистом с позывным «Адам». Далее части 79-й бригады были выведены из аэропорта в Запорожскую область для доукомплектовывания, а потом снова вернули в окрестности разгромленной воздушной гавани.
Командир 1-го батальона 79-й бригады с позывным "Майк" очень точно описывает трагическую для ВСУ ситуацию, которая сложилась горячей осенней порой, и которая в итоге привела к сдаче аэропорта:
«Самый главный вопрос, который меня волнует по ДАП: почему донецкий аэропорт изначально не рассматривали как плацдарм обороны? После первого боя 26 мая 2014 года никто не усовершенствовал в нем инженерные заграждения. Только в ноябре мы начали его укреплять – завозили песок в мешках. Можно же было раньше усилить ДАП, местами окопаться, привезти бетонные блоки. А в ноябре ни их, ни кран доставить уже было нельзя. Тяжело оборонять стеклянное здание. Гипсокартон рассыпался, пули пролетали насквозь, колонны – рикошетили. Песок мы завозили, пока не подбили наш самосвал. Для боевиков ДАП был полигоном, они там тренировались. А мы в аэропорту обороняли каждый кусочек земли. Этим он был важен для нас. Думаю, не было бы Донецкого аэропорта – нас не было бы в Авдеевке, Краматорске и Славянске сейчас».
Финальный штурм донецкого аэропорта, январь 2015
Официальная украинская пропаганда гласит, что звучное имя «киборг» появилось с подачи противоборствующей стороны. Рассказ одного радикального украинца:
"Прибился к нам на работу беженец с Донецка... Один из его бывших сотрудников напился стекломоя и пошел воевать за "ДНР". Звонит наш беженец сегодня узнать, как дела у этого кренделя. Через минуту разговора зовет всех и включает громкую связь. Далее вещает боец "Новороссии": говорит, я, блин, не знаю, кто защищает донецкий аэропорт, но мы их три месяца выбить не можем. Пробовали штурмовать – нам таких вломили – мы отошли. Начали накрывать "Градами" – они ныряют в подземные коллекторы канализации... Решили коллекторы залить стоками канализации. Зафигачили "градами" – они под землю, мы заливаем коллекторы. И, типа, захватываем территорию аэропорта. Они по коллекторам перебрались аж до Авдеевки, поднялись наверх, вернулись по верху в аэропорт и опять нам наваляли, и нас выгнали. При этом захватили наше оружие, нашу технику и взяли у нас несколько десятков пленных... Я, говорит, не знаю, кто там сидит, но это не люди – это киборги".
Однако подобной стойкостью отличались не только обороняющиеся – практически ежедневные потери несли бронегруппы киборгов, курсирующие между ДАП (донецкий аэропорт) и местами дислокации ВСУ. Обширные ровные площади, прилегающие к ВПП аэропорта, очень хорошо подходили для снайперской стрельбы из танковых орудий ополчения. Так, 29 сентября от 125-мм снаряда погиб БТР 79-й аэромобильной бригады, набитый киборгами. В итоге на тот свет отправились 16 бойцов. Интересно, что на время жестокого противостояния ополчения с киборгами приходится не самый однозначный поступок актера Михаила Пореченкова, который 30 сентября из крупнокалиберного пулемета обстрелял позиции ВСУ в аэропорту. Михаил забыл предварительно снять опознавательные знаки PRESS…
Для того чтобы оправдать постепенное выдавливание подразделений ВСУ и добробатов из аэропорта, украинское командование заявило о массе российских войск, штурмующих киборгов. Так, в атаках на донецкий аэропорт якобы принимали участие 16-я бригада спецназа ГРУ ГШ РФ, 200-я бригада особого назначения Южного военного округа из Ростова, мотострелковый батальон и танковая рота 4-й отдельной гвардейской Кантемировской танковой бригады, батальон 22-й отдельной бригады ГРУ ГШ РФ, штурмовая рота 106-й гвардейской дивизии ВДВ. В общем, весь цвет российской армии в течение нескольких месяцев выбивал из ДАП стойких киборгов. Мало того, в начале декабря, по «достоверным» украинским данным, в районе аэропорта погибло более 30 бойцов элитного подразделения ФСБ России «Вымпел». Особую гордость украинцев вызывает факт того, что за всю предшествующую историю «Вымпела» бойцы потеряли всего 29 человек, а тут за два дня сразу порядка 30.
Справедливости ради стоит отметить, что провалы были и в действиях ополчения в аэропорту. 14 ноября ополченцы заняли пожарную часть аэропорта и достаточно серьезно трепали колонны ВСУ, двигавшиеся к терминалам. Но бои тогда вели «сомалийцы», прошедшие к тому времени огонь и воду боев на Донбассе. А вот когда их заменили на бравых, но необстрелянных казаков, разразилась трагедия. К пожарной части подошли шесть танков и с расстояния в 150 метров расстреляли опорный пункт. Казаки не смогли по неопытности ответить имеющимися на вооружении «Фаготами» и потеряли от танкового огня семерых бойцов.
Со временем подразделения киборгов были вытеснены из старого терминала с гостиницей, и линия фронта стала прерывистой. Это создало очень неудобные условия для артиллерийской поддержки со стороны ВСУ – теперь минометами и снарядами можно было запросто накрыть собственные силы. При этом ополчение не оставляло шансов всем, кто пытался в светлое время суток прорваться к осажденным киборгам. Всю работу по доставке грузов, продовольствия и эвакуации раненых приходилось делать по ночам. К середине декабря ВСУ осуществили операцию по ротации киборгов, эвакуировав из аэропорта около 50 бойцов. В ходе этого произошла знаменитая встреча Моторолы с комбатом украинского десанта Куполом. Последний позже скажет: "Я очень доволен, что мы нашли общий язык. Как у нас договор был, так все и произошло, без изменений. Очень было приятно познакомиться с командирами. Я очень рад, что так получилось. Я думаю, мировую мы еще будем праздновать. Я считаю, что это братская война, главное, чтобы верха разобрались, а мы солдаты, мы ждем. Нам сказали — мы делаем". До сих пор достоверно неизвестно, из какого подразделения был Купол – из 93-й или 95-й бригады. Как и непонятны до конца мотивы молчаливого наблюдения ополченцев за ротацией киборгов. По одной из версий, это стало уступкой в обмен на сохранность объектов инфраструктур Донецка, уничтожение которых артиллерией ВСУ привело бы к гуманитарной катастрофе.
К середине января 2015 года начинается фаза уничтожения остатков киборгов в донецком аэропорту. Вот как на это смотрит украинская сторона.
«Утром 13 января боевики выдвигают ультиматум: до 17:00 «киборги» должны уйти из аэропорта или будут уничтожены. Украинские военные отказываются и просят у командования подкрепления и поддержки артиллерией. 15 января снова начинается атака на украинские позиции: боевики весь день пытаются оттеснить бойцов из нового терминала, обстреливая его из минометов и «Градов». В ДАП с боем прорывается подкрепление украинских десантников, «киборги» контратакуют террористов и выбивают их из 2 этажа нового терминала. По данным украинского Генштаба, в боях за аэропорт 15 января погибли двое бойцов. Волонтеры говорят еще о 6 раненых, 2 из которых ― тяжелые. 16 января защитники ДАП сообщают, что часть этажей терминала захвачена пророссийскими боевиками, которые пускают неизвестный газ. Бои начинаются около 6 утра и заканчиваются только на следующий день, около 3 ночи 17 января. 17 января, после относительного затишья, в донецком аэропорту начинается ожесточенный бой: позиции «киборгов» интенсивно обстреливают из «Градов». Ближе к вечеру к ним пробивается помощь: удается вывезти 3 погибших и 20 раненых».
Фактически всю работу за ополчение сделали «Грады» и неизвестный газ – такова версия ВСУ.
Реальная работа по взятию аэропорта началась с нескольких точных выстрелов из танковых пушек, в результате которых вышка диспетчеров рухнула. Теперь у артиллерии ВСУ пропали «глаза». Следующим шагом стала профессиональная работа специалистов РЭБ, которые грамотно заглушили все переговоры киборгов между собой и с внешними силами. Особую роль сыграли танки, которые маневренным огнем быстро подавляли вспышки сопротивления в аэропорту, при этом уходя из-под ответного огня. Далее на крышу терминала обрушили пару инженерных боеприпасов разминирования, что вызвало её обрушение. Каждая штурмовая группа, действовавшая в недрах аэропорта, обязательно имела в составе саперов, которые зарядами разносили препятствия и баррикады в щепки. В итоге теперь уже подразделениям ВСУ пришлось предпринимать шаги по возвращению аэропорта под свой контроль.
Самым разумным стал удар 18 января, в ходе которого киборги пытались через Спартак и Путиловскую развязку выйти к терминалу с востока. Но на развязке несколько украинских танков было подбито, а взрыв БК на одном из них обрушил Путиловский мост. К оставшимся в блокаде нескольким десяткам киборгам помощь так и не дошла – технику и живую силу неизменно обстреливали ополченцы.
21 января было все кончено – донецкий аэропорт перешел в руки ополчения, а вымотанные и еле живые киборги сдались в плен. Примечательно, финальный штурм ДАП был произведен ополчением столь мастерски, что у ВСУ до сих пор нет никакого желания забирать аэропорт обратно.