Российский военно-морской флот (история развития флота, состав флота)
ВМФ России является одной из составляющих стратегической триады, наряду с сухопутными войсками и воздушно-космическими силами, которые обеспечивают независимость и территориальную целостность государства. История Российского военного флота – это череда взлетов и падений, отражавших не только политическое положение страны на мировой арене, но и отношение внутриполитических правящих элит к развитию флота.
В настоящее время ВМФ РФ находится в стадии затяжной стагнации, выход из которой при существующем режиме и экономическом положении государства не предвидится.
Воронеж – родина русского флота
В отличие от флотов большинства европейских и азиатских государств, которые развивались постепенно и гармонично, сохраняя баланс между развитием торгового флота и военных судов, в России флот в принципе отсутствовал. Он был создан в одночасье, по решению Императора Петра I и одобрен решением Боярской Думы. Поэтому, дата «рождения» русского военно-морского флота известна абсолютно точно: 30 октября 1696 года. С этого дня большая часть энергии молодого царя была направлена на строительство и модернизацию морских кораблей, обучение офицерского состава, завоевание морских побережий и строительство военно-морских баз и портов.
Первый русский военный флот строился для решения конкретной военной тактической задачи – завоевание в войне с Османской империей побережья Азовского моря и укрепление в прибрежной зоне. Этим решались сразу несколько задач:
- выход в Азовское море;
- сдерживание экспансии Османов на Северо-Кавказском направлении;
- блокирование с моря Крымского ханства, представлявшего постоянную угрозу Южно-Русским землям.
Поскольку предшествовавшие походы против турок и крымчаков посуху закончились поражениями, Петр I принял решение атаковать турецкий Азов одновременно с моря и суши. Для этого необходим был флот, способный нести на борту тяжелые артиллерийские орудия (линейные корабли) и многочисленный гребной флот, способный действовать в условиях отсутствия ветра – основного движителя судов в то время, чтобы подойти со стороны моря к крепости и высадить десант.
Основной верфью, на которой развернулось строительство первого русского флота, был выбран Воронеж, находившийся в 1200 километрах выше по течению Дона, устье которого при выходе в Азовское море «запирала» крепость Азов. Совершенно оригинально российский флот родился среди степей, в зимнюю пору, когда река была скована льдом, но свою задачу выполнил. Азов был захвачен.
200 лет динамики развития
Основанный Петром I военно-морской флот, уже в течение жизни императора по количеству боевых судов занял пятое место в мире, наряду с такими старыми морскими державами, как Англия, Голландия, Дания, Швеция, Франция. Не все представители династии Романовых уделяли одинаково пристальное внимание развитию флота, но он продолжал динамично развиваться и к началу XX века, периоду русско-японской войны 1904 года, по количественному и качественному составу боевых кораблей уступал только Великобритании (1 место) и Германии (2 место).
Бедой российского флота было размещение до 90% состава кораблей на 2 флотах: Балтийском и Черноморском. Завоевание господства на Тихом океане не входило в число приоритетных задач Империи, поэтому, военно-морские силы на Дальнем Востоке были представлены малочисленными боевыми кораблями, несшими пограничную охрану от американских, китайских и японских браконьеров.
Разразившийся конфликт с Японией показал полную незащищенность российского дальневосточного побережья от атак с моря со стороны Японии. Потребовавшая длительного времени и материальных затрат переброска Балтийского флота (II эскадра адмирала З.П. Рождественского) закончилась полной катастрофой у острова Цусима. В сражении было потеряно 21 судно, захвачены или сдались 7 судов, погибло 5045 моряков, попало в плен 7282 человека.
Поражение в Цусимском сражении сразу же отбросило Российский Императорский флот с 3 на 6 место.
XX век в истории Российского флота
20 век стал самым драматичным в истории отечественного флота. Ему пришлось пройти через 3 революции, активными участниками которых были низшие чины корабельных команд, две мировые войны, в результате которых было уничтожено до 90% старого состава флота. Пережив период небывалого расцвета – к 1985 году ВМФ СССР занимал 2-е место в мире по количеству судов (1561 корабль), и период полного краха. К 2010 году в составе флота оставалось менее 10% от былого количества кораблей (136 единиц). На Черном море российский флот в 4,7 раза уступает по количеству кораблей Турецкому флоту, а на европейском направлении более чем в 20 раз слабее объединенного флота НАТО.
По оценке адмирала Касатонова: «перечень задач, которые сегодня имеют и могут осуществить российские флоты, фактически ограничивается охраной побережья и антитеррористической деятельностью. Но все это - на уровне территориальных вод». Провальная экономическая политика превратили некогда могущественный флот, представлявший глобальную мировую силу, в каботажный флот малых судов, способных действовать только в прибрежных водах. Единичные уцелевшие после распада СССР крупные корабли морально и физически устарели и представляют больше музейную ценность, нежели военную силу, не смотря на постоянную модернизацию.
Состав ВМФ РФ
В настоящее время ВМФ РФ состоят из 5 оперативно-стратегических объединений:
- Балтийского флота (штаб г. Калининград);
- Черноморского флота (Севастополь);
- Тихоокеанского флота (Владивосток);
- Северного флота (Североморск);
- Каспийской Флотилии (Астрахань).
Количественный и качественный состав флотов не одинаков.
- Старейший, и некогда самый мощный флот Российской империи – Балтийский, в настоящее время насчитывает 47 надводных кораблей и 3 подводные лодки (1 в строю). При этом около 70% кораблей были построены или заложены еще во времена СССР. Только 3 корабля способны выполнять задачи в открытой океанской зоне, остальные – предназначены исключительно для прибрежного плавания.
- Черноморский флот имеет в составе 7 кораблей дальней морской зоны, 7 БДК, 7 дизель-электрические подводные лодки, бригады противолодочных кораблей, тральщиков, ракетных катеров и большое количество кораблей поддержки.
- Тихоокеанский флот – имеет в составе 55 крупных надводных корабля, 7 атомных подводных крейсеров и 6 дизель-электрических подводных лодок. Кроме указанных кораблей в состав флота входит большое количество малых боевых судов и судов обеспечения.
- Северный флот – занимает особое положение среди флотов России. Это обусловлено тем, что в его составе сосредоточены:
- 21 судно дальней морской зоны, в том числе - единственный российский авианесущий крейсер;
- 33 атомных подводных лодки, из них 8 атомных подводных крейсеров стратегического назначения;
- 8 дизель-электрических торпедных подводных лодки и 1 экспериментальная на водородном топливе.
Кроме этого в состав флота входят ледоколы, суда обеспечения, исследовательские надводные и подводные станции, боевые катера.
- Каспийская флотилия – самое компактное по численности военно-морское соединение, в состав которого входит 32 надводных боевых корабля и катера, экспериментальные корабли и суда обеспечения.
Служба на флоте
Учитывая, что в состав флотов входят не только надводные и подводные корабли, но и:
- береговая и палубная авиация;
- береговые ракетные и артиллерийские войска;
- морская пехота;
- разнородные силы материально-технического обеспечения, связи, медицинского обслуживания,
Специалистов различных специальностей для флота требуется очень много.
Прохождение службы по призыву в плавсоставе надводных кораблей почти изжила себя. Связано это с тем, что за 12 месяцев молодой матрос не в состоянии в достаточной степени изучить сложную боевую технику, которой оснащаются современные корабли. Поэтому, удел призывников – береговые войска и тыловые части флота, службы аэродромного обеспечения морской авиации. 100% личного состава кораблей дальней морской зоны и подводных лодок комплектуются служащими по контракту.
Требования к призывникам довольно высокие. Если молодому человеку посчастливится попасть в плавсостав надводного корабля, то категория годности его должна быть АI – АIII. Рост не выше 180 см. Для служащих береговых соединений флота ограничения по росту нет. Призывники проходят психологическое тестирование на стрессоустойчивость (не ниже II группы). Срок службы составляет 12 месяцев.
Где готовят офицеров флота
Подготовке офицеров для военного флота с самых первых лет его существования уделялось огромное значение. Первых офицеров готовили за рубежом, в Голландии и Франции, затем – в навигацких школах. Первым российским высшим учебным военно-морским заведением стала Академия морской гвардии, открытая в Санкт-Петербурге в 1715 году. В дальнейшем высшее образование будущие офицеры флота получали многоступенчатое, первоначально дети дворян и разночинцев обучались в морских кадетских корпусах. Получив чин гардемарина, могли продолжать службу на флоте или обучение в морских училищах, офицерских классах и школах.
Современная система военно-морского образования претерпела существенные изменения. Резкое сокращение количественного состава флота повлекло за собой сокращение учебных заведений. На 01.01.2020 года специалистов различных профилей для ВМФ России готовят:
- Балтийский военно-морской институт (бывшее Балтийское Высшее Военно-Морское Училище им. Ф.Ф.Ушакова);
- Военно-Медицинская академия им. С.М. Кирова (морской факультет);
- Военно-морской инженерный институт (бывш. Высшее Военно-Морское Инженерное Училище им. В.И.Ленина);
- Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова);
- Военный университет МО РФ (морской факультет);
- Краснознаменный Учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова;
- Морской Корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. Высшее Военно-Морское Училище им. М.В. Фрунзе);
- Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова (бывш. Тихоокеанское Высшее Военно-Морское Училище им. С.О.Макарова).